Ряжская, Ольга Георгиевна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Jetgun (обсуждение | вклад) в 14:49, 16 июля 2017 (орфография). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ольга Георгиевна Ряжская
Дата рождения 12 мая 1941(1941-05-12)
Место рождения Москва
Дата смерти 10 октября 2021(2021-10-10) (80 лет)
Место смерти
Страна  СССР Россия
Научная сфера ядерная физика
физика космических лучей
Место работы ФИАН
Институт ядерных исследований РАН
Альма-матер физический факультет МГУ
Учёная степень доктор физико-математических наук (1987)
Учёное звание профессор (1997)
член-корреспондент РАН (2000)
Награды и премии Орден «Знак Почёта»  — 1978 Медаль «Ветеран труда»  — 1986
Премия имени академика М. А. Маркова (2007)

Ольга Георгиевна Ряжская (род. 1941) — учёный физик-ядерщик, заведующая лабораторией Института ядерных исследований РАН, член-корреспондент РАН (2000).

Биография

Родилась 12 мая 1941 года в Москве.

В 1964 году — окончила физический факультет МГУ.

С 1964 по 1971 годы — работала в Физическом институте имени П. Н. Лебедева (ФИАНе) в лаборатории «Нейтрино».

В 1970 году — защитила кандидатскую диссертацию, тема: «Исследование ядерных взаимодействий мюонов космических лучей с веществом».

С 1971 года по настоящее время — работает в Институте ядерных исследований РАН.

С 1985 года — возглавляет Лабораторию электронных методов детектирования нейтрино Отдела лептонов высоких энергий и нейтринной астрофизики.

В 1987 году — защитила докторскую диссертацию, тема: «Проникающие излучения под землей и исследование их характеристик с помощью сцинтилляционных детекторов большого объёма».

В 1997 году — присвоено учёное звание профессора.

В 2000 году — избрана членом-корреспондентом РАН.

Научная деятельность

Область научных интересов и сфера научной деятельности: физика космических лучей, подземная физика, нейтринная астрофизика, экспериментальная ядерная физика.

Разработала, создала и экспериментально подтвердила теорию генерации ядерно-активной компоненты космических лучей под землей, доказала, что основным источником при этом является ядерно-каскадный процесс, возникающий после неупругого взаимодействия мюонов с ядрами грунта. Она показала важность этого процесса для всех низкофоновых экспериментов.

Предложила и обосновала методику изучения проникающих излучений под землей с помощью сцинтилляционных детекторов большого объёма. Для реализации указанной методики под её руководством разработаны и построены 3 больших сцинтилляционных детектора: одномодульный, объёмом 130 м3 — в соляной шахте г. Артемовска («Коллапс»), многомодульные, объёмом 108 м3 — под Монбланом (LSD) и 1100 м3 — под Гран Сассо (LVD). Эти детекторы являются универсальными, многоцелевыми приборами, предназначенными для широкого круга задач подземной физики. Российско-итальянский детектор LVD является крупнейшим сцинтилляционно-железным калориметром в мире.

Один из авторов высокопрозрачного жидкого сцинтиллятора, применение которого открыло возможности создания сцинтилляционных детекторов больших объёмов. Ею предложен и осуществлен на практике высокоточный метод разделения электромагнитных и ядерных каскадов по количеству зарегистрированных в них нейтронов. Под её руководством измерен энергетический спектр мюонов космических лучей вплоть до энергий 16 ТэВ и показано, что он не имеет аномалий. Измерено сечение неупругого рассеяния мюонов и установлено, что до энергий 5 ТэВ оно хорошо согласуется с моделью векторной доминантности. Показано, что основным механизмом генерации атмосферных мюонов высокой энергии (больше 1 ТэВ в ливнях, созданных гамма-квантами, и больше 1 ПэВ в ливнях, созданных протонами) является прямое рождение мюонных пар гамма-квантами.

Разработала и реализовала методику регистрации нейтринных потоков от гравитационных коллапсов звезд с помощью сцинтилляционных счетчиков большого объёма. Ею предложен метод, позволивший регистрировать обе частицы — позитрон и нейтрон — в реакции обратного бета-распада.

Создала службу наблюдения за коллапсами звёзд в Галактике. Она является одним из авторов метода детектирования мюонных и тау-нейтрино, а также поиска осцилляций при регистрации нейтринного излучения от коллапсирующих звёзд. Ею показано, что гравитационный коллапс звезды всегда сопровождается гамма-всплеском, а также взрывом водородсодержащих объектов, находящихся вблизи коллапсара.

Сцинтилляционный детектор «Коллапс» и сцинтилляционно-железные калориметры LSD и LVD ведут наблюдения за коллапсами звёзд в Галактике и Магеллановых Облаках с 1978 года. В 1987 г. детектором LSD был зарегистрирован нейтринный сигнал во время вспышки Сверхновой SN1987A в Большом Магеллановом Облаке: было показано, что излучение нейтрино было двустадийным. Коллапсов звёзд в нашей Галактике за 31 год наблюдения не обнаружено, что даёт ограничение на их частоту менее 1 события в 13 лет на 90%-ном уровне достоверности.

Член Ученого совета ИЯИ РАН, специализированных советов ИЯИ и ФИАН, научного совета по комплексной проблеме «Космические лучи» РАН, нейтринного совета РАН.

С 1999 по 2006 годы — член международной комиссии C4 (космические лучи) Международного союза теоретической и прикладной физики (IUPAP). Руководит работой коллаборации LVD с российской стороны. Вносит большой вклад в развитие международного научного сотрудничества России и Италии.

Автор более 270 научных работ в области подземной физики, физики космических лучей, нейтринной астрофизики, экспериментальной ядерной физики.

Награды

Ссылки