Анджолини, Гаспаро

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Fleur-de-farine (обсуждение | вклад) в 20:30, 10 августа 2017 (Fleur-de-farine переименовала страницу Анджолини, Доменико Мария Гаспаро в Анджолини, Гаспаро поверх перенаправления). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Доменико Мария Гаспаро Анджолини (Анджьолини)
Gasparo Angiolini
(Domenico Maria Angiolo Gasparini)
Дата рождения 9 февраля 1731(1731-02-09)
Место рождения Флоренция, Великое герцогство Тоскана
Дата смерти 6 февраля 1803(1803-02-06) (71 год)
Место смерти Милан, Итальянская республика
Гражданство Флаг Италии
Профессия
Годы активности 17521791
Театр Ла Скала
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Гаспаро Анджолини, итал. Gasparo Angiolini, урождённый Доменико Мария Анджьоло Гаспарини, итал. Domenico Maria Angiolo Gasparini (9 февраля 1731 года, Флоренция — 6 февраля 1803 года, Милан) — балетмейстер, хореограф и композитор, работавший в различных театрах Италии а также в придворных театрах Вены и Санкт-Петербурга. Наравне с Ж.-Ж. Новерром — крупнейший мастер и теоретик театрального классицизма.

Биография

Хореографическое образование получил в Северной Италии, работал в Венеции, Флоренции, Турине. Кроме хорошей хореографической подготовки, имел литературные способности и музыкальные навыки. Это позволило ему быть одновременно балетмейстером, композитором, либреттистом. Будучи в Вене танцовщиком познакомился с деятельностью Франца Хильфердинга, который развивал там жанр действенного балета, то есть хореографического спектакля с содержательным сюжетом. Анджолини стал сторонником и продолжателем Хильфердинга в этом направлении [1]:38.

В 1758 году, после отъезда Франца Хильфердинга из Вены в Санкт-Петербург, Анджолини занял его освободившуюся должность, став руководителем балетной труппы Императорского театра. Здесь он работал в тесном сотрудничестве с композитором Кристофом Виллибальдом фон Глюком, сочинявшим балеты специально для его постановок. В 1761 году был поставлен «Дон Жуан или каменный пир» по одноимённой пьесе Мольера, где Глюк впервые предпринял попытку симфонизировать балетную музыку, в 1762 — «Орфей и Эвридика», ставшая реформаторской в оперной музыке. Помимо сотрудничества с Глюком Анджолини писал музыку для многих своих балетов самостоятельно. В 1765 году Анджолини поставил балет «Семирамида», а затем в том же году отправился в Санкт-Петербург, где в 1766 году заменил Хильфердинга на посту руководителя Императорского театра. Эти два балетмейстера возродили в России «балет действия» (Ballet d'action), к тому времени пришедший в упадок в Европе. Кроме того, Анджолини пытался ввести элементы русской культуры в свои работы посредством использования песен, народных танцев и русской тематики в целом. Так, в 1767 году он поставил в Москве «Забавы в святках», полностью основанные на русском материале [1]:38.

В России Анджолини поставил ряд аллегорических спектаклей, прославляющих российский императорский двор. После того, как по желанию Екатерины II ей самой и её сыну Павлу Петровичу были сделаны прививки от оспы, Анджолини поставил по поводу их выздоровления балет «Побеждённое предрассуждение» (императрице он не понравился). Победам русского оружия были посвящены «Новые аргонавты» и «Торжествующая Россия»[1]:39.

Анджолини ставил балеты на мифологические сюжеты или на сюжеты французских комедий. В 1776 году им был поставлен балет по трагедии А. П. Сумарокова «Семира» — первый героический балет (ballet héroïque) на русском материале[1]:39.

В 1772—1773 годах был балетмейстером театра «Сан-Бенедетто» в Венеции[2]. В 1778 году переехал в Милан, чтобы руководить театром «Ла Скала».

Воззрения

Как и Новерр, Анджолини был причастным к исканиям просветительской мысли, прославившись как теоретик балета классицизма[3]:307. «Письма Гаспаро Анджолини к господину Новерру о балетах-пантомимах» наиболее полно выразили его идеи в отношении балетного театра.

Анджолини был хореографом, заинтересованным в первую очередь в развитии драматических возможностей танца. Танец и пантомима, два основные выразительные средства хореографии, в трудах Анджолини представлены в неравных пропорциях. В теоретическом споре с Новерром, пытаясь решить вопрос о том, возможно ли передать пантомимой «идеи прошедшего и будущего», он утверждал, что посредством «немой речи» никак нельзя передать пророчество Кассандры[3]:122. В то же время он не отрицал танцевальную технику «серьёзных балетов» времён Людовика XIV, которая, «кстати применённая в логично поставленных балетах нашего времени, предлагает даже теперь весьма интересные моменты если не в композиции самих балетов, то в исполнении танцовщиков»[4]:260.

Будучи приверженцем классицизма, вслед за своим учителем Хильфердингом Анджолини отвергал всяческую буффонаду и приёмы комедии дель арте, «жесты и движения, осуждаемые стыдливостью, подражание испорченной природе, действия, тяготеющие к дурным обычаям, гримасы и обезьяньи ужимки марионеток, всегда далёкие и от искусства, и от природы — словом, все балаганные выходки ярмарочных акробатов»[4]:260. Был против того, чтобы музыка прилаживалась к танцевальному действию и изображаемым эмоциям, приспосабливалась к требуемым танцевальным движениям.

Он был также ранним представителем итальянского национализма и писал о плачевной, с его точки зрения, ситуации, когда Германия и Россия имеют лучшие культурные учреждения, чем Италия.

Постановки

В своём творчестве Анджолини смог раздвинуть рамки балетной эстетики в сфере героической и трагической хореодрамы[4]:279. Однако, как и другие представители классицизма, он не смог преодолеть накладываемые им ограничения, когда сама природа балетного искусства, чья образность лежит в эмоциональной сфере, подчинялась требованиям драматургии, регламентировавшей чувство и подчинявшей его рассудку»[4]:265. У героев его балетов «страсти пылали в жёстко ограниченных границах»[3]:61, ведь пантомимные трагедии требовали укрупнённости и статуарности, а не естественности и живости чувства.

Вена
  • 1765 — «Семирамида»
Москва
  • 1767 — «Забавы в святках»
Санкт-Петербург
  • 1769 — «Армида и Ринальдо», музыка Германа Раупаха
  • 1772 — «Семира», на музыку собственного сочинения (по трагедии Сумарокова)
Вена
  • 1774 (1777?) — «Китайский сирота» по трагедии Вольтера
  • 1775 — «Монтесума»
Санкт-Петербург
  • 1776 — «Ариадна и Тезей»

В балетах Анджолини блистали такие артисты, как Нанси Ливье, Гаэтано Джойя. Среди его учеников — Иван Вальберх.

Примечания

Источники
  1. 1 2 3 4 Бахрушин, Ю. А. История русского балета : Учебное пособие. — М. : Просвещение, 1977. — 287 с.
  2. Красовская, В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. — М.: Искусство, 1979. — 295 с.
  3. 1 2 3 Красовская, В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: Преромантизм. — Л.: Искусство, 1983. — 432 с.
  4. 1 2 3 4 Красовская, В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. — М.: Искусство, 1979. — 295 с.
Комментарии

Ссылки