Восхитительная ложь Нины Петровны

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая KrBot (обсуждение | вклад) в 00:57, 3 декабря 2018 (- изолированная статья). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Восхитительная ложь
Нины Петровны
нем. Die wunderbare Lüge der Nina Petrowna
Жанры драматический фильм и немое кино
Режиссёр Ханс Шварц
Продюсер Эрих Поммер
Авторы
сценария
Янош Секей,
Фриц Роттер
Оператор Карл Хоффманн
Композиторы Морис Жобер,
Вилли Шмидт-Гентнер
Кинокомпания Universum Film AG
Длительность 102 мин.
Страна  Германия
Язык немецкий
Год 1929
IMDb ID 0020608

«Восхитительная ложь Нины Петровны» — немецкий немой драматический фильм 1929 года режиссёра Ханса Шварца. Восстановлен в 1999 году.

Это последний крупнобюджетный немой фильм студии «Universum Film AG» в период перехода от эпохи немого кино к звуковому фильму.

Самый коммерчески успешный фильм Германии в 1929 году. В 1937 году Виктором Туржанским был снят ремейк фильма «Ложь Нины Петровны».

Сюжет

Файл:The Wonderul Lies of Nina Petrowna.jpg
кадр из фильма

1914 год, Санкт-Петербург. В Нину Петровну, молодую и избалованную женщину, без памяти влюблён предводитель казачьего войска полковник Тернов, обеспечивший своей содержанке жизнь в роскоши и богатстве.

Однажды Нина Петровна влюбляется в корнета Михаила Силина и покидает полковника Тернова, переезжая в маленькую квартирку своего любимого.

Долги корнета растут и, желая скорее погасить их, он ввязывается в карточную игру на деньги. Как-то ночью в офицерском казино полковник Тернов заманивает корнета в жульническую игру, и «разоблачив» молодого человека берёт с него расписку в нечестной игре.

Тернов предлагает Нине Петровне вернуться к нему в обмен на уничтожение расписки корнета.

Нина Петровна возвращается к полковнику Тернову, желая спаси корнета, но, чтобы скрыть от любимого настоящую причину расставания с ним, делает вид, что бросает его из-за его бедности, потому что она устала от нищеты и снова хочет жить в блеске, а он не может обеспечить не то что достойную жизнь, но даже обувь — при этом она насмехается над подаренными им недорогими туфлями.

Когда полк корнета выезжает из Петербурга, он символически игнорирует розу, брошенную ему с балкона Ниной Петровной, и когда полковник Тернов приезжает к ней, он обнаруживает, что Нина Петровна покончила с собой — надев туфли — те самые, что ей подарил корнет.

В ролях

  • Бригитта Хельм — Нина Петровна
  • Фриц Ледерер — корнет Михаил Андреевич Силев (в английских титрах — лейтенант Михаил Ростов)
  • Уорвик Уорд — полковник Тернов (в аглийских титрах — полковник Беранов)

Также в фильме снимались: Лия Ян, Гарри Хардт, Эккехард Арендт, Михаэль фон Невлински, Франц Шафхайтлин.

Дополнительно

Съемки проходили с ноября 1928 года по январь 1929 года. Премьера фильма состоялась 15 апреля 1929 года в берлинском кинотеатре Ufa-Palast am Zoo.

Художником по костюмам выступила в будущем получившая два Оскара дизайнер Рене Хьюберт, а в качестве художественного консультанта выступил художник Александр Мартынович Арнштам — уже в 1929 году фильм официально получил предикат «художественно ценный».

Форма проходящего строем полка не имеет отношения к Русской Императорской армии, это форма прусского Гвардейского кирасирского полка (Garde-Kürassier-Regiment).

В 1999 году фильм был реставрирован фондом Мурнау: были использованы найденные две плёнки — разные по длительности и монтажу, с царапинами и местами склейки — дефектами, которые присущи часто используемым прокатным копиям; комплексной реставрацией было восстановлено не только повествование фильма, но и его пластические и формальные ценности.

Критика

На малопримечательный рассказ о супружеской измене ложится едва ли не каренинский отсвет. … Встреча на таком пределе режиссерских, операторских и актерских мощностей могла состояться только в 29-м, на последней границе между совершенством немого и неуклюжестью раннего звукового кино. За мгновение до того, как прикрученная к пленке аудиозапись утяжелит изображение и похитит его пластичность, скручивая камеру обязательствами звукоподражания. …режиссер Ханс Шварц, постановщик ренуаровского типа, особенно чуткий к плутовским историям, где детская невинность персонажей вскрывалась бездной анархии. Великая Бригитта Хельм, уже отыскавшая в своих знаменитых ролях ангельски-ведьминскую двойственность. Наконец, красавец Франц Ледерер, мило подыгрывающий Бригитте по-щенячьи преданными глазами и светлым ликом строгого юноши.
В Соданкюля, где я посмотрел «Восхитительную ложь» в первый раз, именно этот сеанс вопреки ожиданиям стал самым оживленным просмотром всего фестиваля: спонтанно с первых минут между экраном и публикой начался взволнованный разговор, где в ход шли уже не только аплодисменты, но и вздохи, выкрики и обрывки фраз.

Максим Селезнёв, Colta.ru, 2017 год[1]

Картина неоднозначна и противоречива, она, несомненно, относится к тем фильмам, которые не стоит забывать и хорошо бы знать; которые несут в себе память эпохи и вечные ценности; в которых так много искреннего и настоящего, и которые достигли такой высоты изобразительного искусства, которая недоступна, как ни парадоксально, кинематографу, обретшему звук.[2]

Примечания

  1. Максим Селезнев — «Восхитительная ложь Нины Петровны», немой мамблкор 1929 года // colta.ru, 21 июля 2017
  2. Анна Афанасьева — Ложь Нины Петровны // ИА «Восток-информ»,6 сентября 2012

Ссылки