Антифундаментализм

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Г.В.Ф. Гегель считается одним из ранних антифундаменталистов

Антифундаментализм, также антидуализм[1] — это любая философия, которая отвергает фундаменталистский подход. Антифундаменталист — это тот, кто не верит, что существует какое-то фундаментальное убеждение или принцип, который является базовой основой исследования и знания[2].

Антиэссенциализм[править | править код]

Антифундаменталисты используют логические, исторические или генеалогические атаки на основополагающие концепции (такие как Ницше и Фуко), часто в сочетании с альтернативными методами обоснования и направления интеллектуального исследования, такими как прагматическое подчинение знания практическим действиям[3]. Фуко отверг поиск возврата к истокам как платонический эссенциализм, предпочитая подчёркивать случайный характер человеческих практик[4].

Антифундаменталисты выступают против метафизических методов. Моральных и этических антифундаменталистов часто критикуют за моральный релятивизм, но антифундаменталисты часто оспаривают это обвинение, предлагая альтернативные методы морального мышления, которые, как они утверждают, не требуют оснований. Таким образом, в то время как Чарльз Тейлор обвинил Фуко в том, что у него «нет порядка человеческой жизни, или того, какие мы есть, или человеческой природы, к которым можно апеллировать, чтобы судить или оценивать разные способы жизни», Фуко, тем не менее, настаивает на необходимости продолжения этических исследований без какой-либо универсальной системы, к которой можно апеллировать[5].

Никлас Луман использовал кибернетику, чтобы оспорить роль основополагающих единств и канонических определённостей[6].

Обобщение и легитимация[править | править код]

Антифундаменталисты выступают против тоталитарных представлений о социальной, научной или исторической реальности, считая их лишёнными легитимации[7] и предпочитая вместо этого локальные нарративы. Нет социальной целостности, но есть множество локальных и конкретных практик; «не история, но в лучшем случае истории»[8]. В таком неопрагматизме нет общей истины, а есть лишь непрерывный процесс совершенствования и более плодотворных методов назидания[9]. Даже наши самые само собой разумеющиеся категории для социального анализа — гендер, пол, раса и класс — рассматриваются такими антиэссенциалистами, как Марджори Гарбер, как социальные конструкты[10].

Надежда и страх[править | править код]

Стэнли Фиш проводит различие между тем, что он называет «надеждой на антифундационистскую теорию» и «страхом перед антифундационистской теорией», находя их, однако, одинаково иллюзорными[11].

Страх перед разрушительным воздействием антифундационализма был широко распространен в конце двадцатого века, предвосхищая такие вещи, как культурный крах и моральная анархия[12], или (по крайней мере) потерю необходимой критической дистанции, позволяющей использовать рычаги воздействия на статус-кво[13]. Для Фиш, однако, угроза потери объективных стандартов рационального исследования с исчезновением любого основополагающего принципа была ложным страхом: далекий от того, чтобы открывать путь к необузданной субъективности, антифундационализм оставляет индивида прочно укоренившимся в рамках общепринятого контекста и стандартов исследования / спора дисциплины / профессии / габитуса, в которые он / она безвозвратно помещён[14].

Однако по той же причине антифундационалистская надежда избежать локальных ситуаций через осознание случайности всех таких ситуаций — через признание конвенциональной / риторической природы всех претензий на главенствующие принципы — эта надежда в равной степени предопределена самой природой ситуационного сознания, всеобъемлющим социальным и интеллектуальным контекстом, в котором каждый индивид заключён по отдельности[15].

Фиш также отметил, как, в противовес надеждам на эмансипационный исход от антифундационализма, антиэссенциалистские теории, утверждающие отсутствие трансконтекстуальной точки отсчёта, были поставлены консервативным и неоконсервативным, а также прогрессивным целям[16]. Так, например, Джон Сёрл предложил объяснение конструирования социальной реальности, полностью совместимое с позицией принятия: «человек, который чувствует себя как дома в своём обществе, человек, которому хорошо в социальных институтах общества… так же комфортно, как рыбе в море»[17].

Критика[править | править код]

Антифундаменталистов критиковали за нападки на все общие утверждения, кроме их собственных; за то, что они предлагали локализующую риторику, которая на практике противоречит их собственному глобализирующему стилю[18].

Эдвард Саид осудил радикальный антифундаменталистов за чрезмерный культурный релятивизм и чрезмерную зависимость от лингвистического поворота в ущерб человеческим реалиям.

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. АНТИФУНДАМЕНТАЛИЗМ Архивная копия от 21 января 2022 на Wayback Machine. ИФ РАН Электронная библиотека ИФ РАН.
  2. J. Childers/G. Hentzi, The Columbia Dictionary of Modern Literary and Cultural Criticism (1995) p. 100
  3. J. Childers/G. Hentzi, The Columbia Dictionary of Modern Literary and Cultural Criticism (1995) p. 240-1
  4. Gary Gutting ed., The Cambridge Companion to Foucault (2007) p. 34
  5. J. W. Bernauer/M.Mahon, 'Michel Foucault’s Ethical Imagination', in Gutting ed., p. 149-50
  6. Niklas Luhmann, Theories of Distinction (2002) p. 192 and p. 110-12
  7. R. Appignanesi/C. Garratt, Postmodernism for beginners (Cambridge 1995) p. 105-9
  8. E. D. Ermath, Sequel to History (Princeton 1992) p. 56-66
  9. J. Childers/G. Hentzi, The Columbia Dictionary of Modern Literary and Cultural Criticism (1995) p. 241
  10. Adam Phillips, On Flirtation (1994) p. 122—130
  11. H. Aram Veeser ed., The Stanley Fish Reader (1999) p. 94-5
  12. Ermath, p. 58-62
  13. M. Hardt/K. Weeks eds., The Jameson Reader (2000) p. 227
  14. Veeser ed., p. 94
  15. Veeser ed., p. 196-7 and p. 213
  16. Stanley Fish, Professional Correctness (1995) p. 130 and p. x
  17. John R. Searle, The Construction of Social Reality (Penguin 1996)p. 147
  18. Nicos P. Mouzelis, Sociological Theory: What went Wrong? (1995) p. 43-4

Литература[править | править код]

  • Кэтрин Н. Хейлз — «В плену хаоса» (1990 г.)
  • У. Дж. Т. Митчелл — «Против теории» (1985 г.)
  • Ричард Рорти — «Последствия прагматизма» (1982 г.)
  • Эдвард Саид — «Гуманизм и демократическая критика» (2004 г.)

Ссылки[править | править код]