Аугштайн, Рудольф

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Рудольф Аугштайн
нем. Rudolf Augstein
Портрет
Имя при рождении:

нем. Rudolf Karl Augstein

Дата рождения:

5 ноября 1923(1923-11-05)[1]

Место рождения:
Дата смерти:

7 ноября 2002(2002-11-07)[1] (79 лет)

Место смерти:
Страна:
Род деятельности:

издатель, журналист, публицист, политик

Отец:

Фридрих Аугштайн

Мать:

Гертруда Мария Аугштайн

Награды и премии:

Командор ордена За заслуги перед ФРГ

Commons-logo.svg Рудольф Аугштайн на Викискладе

Рудольф Карл Аугштайн (нем. Rudolf Karl Augstein; 5 ноября 1923, Ганновер — 7 ноября 2002, Гамбург) — один из самых известных и влиятельных немецких журналистов, основатель[3] знаменитого журнала «Шпигель» (нем. Der Spiegel — «зеркало»), ответственным редактором которого он был на протяжении 55 лет.[4]

Биография[править | править вики-текст]

Рудольф Аугштайн родился в традиционной католической семье и был младшим из семи детей[5]. Отец Фридрих Аугштайн был предпринимателем, занимался производством и продажей фототехники. Детство Рудольфа Аугштайна совпало с теми годами, когда у власти находились национал-социалисты. Аугштайн-отец знал и объяснял своим детям, что политика Гитлера означает для Германии войну и гибель. «Finis Germaniae» — эти слова Рудольф Аугштайн слышал с детства.[6]

В 1942 году он был призван на фронт и прошёл войну радистом в артиллерийском полку; был трижды ранен.

В послевоенные годы многие редакторы состояли прежде в национал-социалистической партии и, следовательно, работать по специальности не имели права. Это открывало дорогу новому поколению. Рудольф Аугштайн, будучи в понимании британцев «политически чистым», в 1945 году становится членом редколлегии газеты «Hannoverscher Nachrichtenblatt», которая издавалась военной администрацией союзников. В 1946 году он возглавлял отдел немецких новостей в журнале «Diese Woche». Год спустя британские военные власти передают ему лицензию на издание этого журнала, а Аугштайн переименовывает его — это был час рождения журнала «Шпигель»[7], что в переводе с немецкого — «зеркало».

Со страниц «Шпигеля» Аугштайн боролся с высокомерием оккупационных властей, с коррумпированностью политиков и наглостью чиновников. Позже сам Аугштайн рассказывал:

« Мы подвергались цензуре. Наши материалы постоянно встречали возражения. И я делал всё, чтобы эти возражения были не беспочвенны… Но остановить журнал было невозможно, по крайней мере, в качестве британского печатного органа. »

То есть, сменой названия журнала дело не ограничилось. Аугштайн поставил перед собой цель вывести провинциальное издание на общенациональный уровень, избрав в качестве средства громкие политические расследования и разоблачения. Уже в 1950 году «Шпигель» прогремел на всю страну материалом, указывающим на то, что в переносе столицы ФРГ из Франкфурта-на-Майне в Бонн, имел место подкуп депутатов, отдавших свои голоса.

После скандала крупный немецкий издатель Джон Яр выкупает акции у Штемпки и Барша[8], Рудольф Аугштайн и Джон Яр становятся совладельцами журнала «Шпигель». В 1952 г. «Шпигель» из Ганновера переезжает в Гамбург. Рудольф Аугштайн под творческим псевдонимом «Йенс Даниэль Аугштайн» ведет кампанию против прозападной политики Конрада Аденауэра.

В 1962 году в ФРГ разразился скандал, имевший громкий международный резонанс и получивший название "Дело журнала «Шпигель»: 26 октября 1962 года сотрудники криминальной полиции из Боннского отделения Федерального управления уголовной полиции врываются в Гамбургский дом прессы и проводят обыск в 170 редакционных помещениях на семи этажах. Тогда было арестовано семь редакторов. Рудольф Аугштайн был обвинен в измене родине и отсидел в тюрьме 103 дня. Только в 1965 году процесс против Аугштайна был окончательно прекращен. В результате скандала министр обороны Франц Йозеф Штраусс ушел в отставку. «Шпигель» вышел из этой истории победителем, — его власть укрепилась, значение возросло, тираж увеличился.[4]

Гамбург. 1985 год. Рудольф Аугштайн на сеансе одновременной игры чемпиона мира Гарри Каспарова

Восьмидесятые годы прошли для «Шпигеля» гладко, в 1989 году тираж благополучно перевалил за миллион, поступления от рекламы продолжали расти. В 1993 году у журнала появился серьёзный конкурент — журнал «Фокус» издательского дома «Бурда». Издатели журнала «Фокус» предлагали более современное оформление и материал, написанный более простым языком. Рудольф Аугштайн же настоял на том, чтобы «Шпигель» оставался прежним, он запретил журналистам писать проще, а дизайнерам — менять оформление.

Рудольф Аугштайн скончался 7 ноября 2002 года от воспаления лёгких. 19 ноября 2002 года был похоронен на кладбище Кайтум, расположенном на острове Зильт.

Семья[править | править вики-текст]

Рудольф Аугштайн был женат пять раз. Детей у Аугштайна было четверо[9]:

  • Мария Сабина Аугштайн (нем. Maria Sabine Augstein; род. 1949)
  • Ханна Франциска Аугштайн (нем. Hannah Franziska Augstein; род. 1964)
  • Томас Якоб Аугштайн (нем. Thomas Jakob Augstein; род. 1967)
  • Жулиан Роберт (нем. Julian Robert; род. 1963)

Награды[править | править вики-текст]

См. также[править | править вики-текст]

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 SNAC
  2. 1 2 3 4 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118651080 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. 1 2 Аугштайн Рудольф // МГИМО. Информационный портал
  4. 1 2 Журналистика в Германии // Журналисты и журналистки в Германии. Goethe-Institut
  5. У Аугштайна было 5 сестёр и один брат — Йозеф Аугштайн, адвокат в Ганновере
  6. Фёдор Буцко. Рудольф Аугштайн // Архив журнала «Галерея» 2002
  7. Первый номер «Шпигеля» увидел свет 4 ноября 1947 года в Ганновере.
  8. У Штемпки и Барша было по 25 % акций, у Аугштайна — 50 % Скандал по гамбургскому счету // Журнал «Коммерсантъ Деньги». — № 44 (499). — 08.11.2004
  9. Der «Spiegel» der Gesellschaft: «Wem gehört eigentlich das Magazin „Der Spiegel“, das sich gerade intensiv mit der Geschlechterverteilung im Job beschäftigt? Wer der Sache auf den Grund geht, entdeckt: eine magere Frauenquote und vier Halb-Geschwister.» In: Media Tribune, 4. Februar 2011. Abgerufen am 2. Juni 2011.