Гринберг, Александр Абрамович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр Абрамович Гринберг
Дата рождения 20 апреля (2 мая) 1898(1898-05-02)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 16 июля 1966(1966-07-16) (68 лет)
Место смерти Ленинград
Страна
Научная сфера химия
Альма-матер
Награды и премии
Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды
Сталинская премия 2-й степени — 1946
Памятник на могиле. Логотип конкурса «Вики любит памятники» Объект культурного наследия № 7802627000№ 7802627000.

Александр Абрамович Гринберг (2 мая 1898, Санкт-Петербург — 16 июля 1966, Ленинград) — советский химик, профессор (1932), академик АН СССР (1958), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии (1946), XV Менделеевский чтец.

Биография[править | править код]

А. А. Гринберг родился 2 мая 1898 в семье горного инженера. В 1916 окончил гимназию в Петрограде с отличием и поступил на физико-математический факультет ЛГУ в медицинскую группу, в дальнейшем перешёл на химические отделение. С 1920 года по приглашению Л. А. Чугаева был принят сотрудником Института по изучению платины и других благородных металлов Академии наук. После окончании ЛГУ в 1924 занял должность учёного специалиста. В этот же период получил первое научное отличие — ему была присуждена «Малая премия» им. А. М. Бутлерова за исследование «К вопросу о функции индикаторов».

С 1928 работал в 1-м Ленинградском медицинском институте им. И. П. Павлова в должности ассистента, затем в 1931 — доцент кафедры химии фармацевтического факультета 1-го Ленинградского медицинского института им. И. П. Павлова, с 1932 по 1947 — профессор, заведующий кафедрой неорганической и аналитической химии в том же институте. С 1937 и до конца жизни заведовал кафедрой общей и неорганической химии в Ленинградском технологическом институте им. Ленсовета.

Автор научных трудов по комплексным соединениям, в том числе платины и палладия. Научные заслуги Александра Абрамовича получили международное признание. Его часто приглашали для чтения лекций и докладов за рубежом, для участия в международных съездах и конференциях. В 1935 Александру Абрамовичу было присвоено звание профессора и ученая степень доктора химических наук. В 1943 он был избран членом-корреспондентом, а в 1958 действительным членом АН СССР.

Похоронен на Комаровском кладбище.

Научная деятельность[править | править код]

Научные работы посвящены химии комплексных соединений. Исследовал (1931—1939) строение и стереохимию комплексных солей платины. Изучал совместно с Б. В. Птицыным термическое разложение аммиакатов двухвалентной платины (1931), а также изомерию производных двухвалентных платины и палладия, в частности предложил (1932) новый метод определения строения геометрических изомеров (метод Гринберга). В результате исследования магнитной восприимчивости платины и палладия выяснил характер связей в их комплексных соединениях. Объяснил (1932) закономерность транс-влияния Черняева с помощью поляризационных представлений. Обнаружил (1957, совместно с Ю. Н. Кукушкиным) кинетическое цис-влияние лигандов, расположенных рядом в молекуле комплекса.

Исследования в химии комплексных соединений[править | править код]

В 20-х годах координационная теория подвергалась многочисленным сомнениям и нападкам. Некоторые ученые видели недостатки этой теории в том, что отдельные соединения, предсказываемые координационной теорией, никак не удавалась получить, например, пентаамин платины (IV). Однако Чугаеву удалось получить данной соединение, а Гринберг экспериментально подтвердил наличие геометрической изомерии платины (II) на примере соединения состава [Pt(NH3)2(SCN)2][1] и одновременно Ганчем на примере соединений состава [PtPy2Cl2][2]. Успешный синтез цис-транс-изомерных гликолевых соединений [PtGl2] подтвердил плоскостное строение этих комплексов[3]. В 1963 А. А. Гринберг вернулся к данному синтезу и установил, что цис-изомер существует в двух модификациях, отличающихся по растворимости и ИК-спектрам, что может быть обусловлено конформационными причинами[4]. В 1963 успешным синтезом [Pt(NH3)2Cl2] им было доказано наличие цис-транс-изомерии для комплексных соединений Pt(II), тем самым окончательно было доказано их плоскостное строение[5][6]. В 1932 объяснил закономерность трансвлияния с позиций поляризационных представлений, а в 1935 была осуществлена первая попытка расчетным путем оценить этот эффект[7][8]. В середине 50-х годов А. А. Гринбергу удалось экспериментально обнаружить явление цис-эффекта[9].

Исследования в области окислительно-восстановительных свойств комплексных соединений[править | править код]

В начале 30-х годов Александр Абрамович выполнил работу, устанавливающую возможность количественного окисления некоторых комплексных соединений перманганатом[10]. Практически все известные в литературе константы нестойкости комплексных соединений платины(II) получены А. А. Гринбергом. В 1933 опубликовал работу по исследованию растворимости некоторых комплексных солей в смешанных растворителях[11]. В ней он показал, что вещество плохо растворяется или практически не растворяется ни в одном из двух растворителей в отдельности, а в смеси растворяется хорошо. Данное явление объяснялось механизм растворения в смешанных растворителях: отдельные части растворяющегося вещества сольватируются молекулами различных растворителей. В результате работ, выполненных в данном направлении получили освещение такие вопросы, как влияние природы лиганда на окислительно-восстановительный потенциал, механизм установления окислительно-восстановительного потенциала; сформулированы представления о природе явлений, определяющих потенциал в изученных системах

Исследования с использованием радиоактивных изотопов[править | править код]

В середине 30-х годов установилась научная связь А. А. Гринберга с Государственным радиевым институтом им. В. Г. Хлопина АН СССР, возглавляемым в то время академиками В. И. Вернадским и В. Г. Хлопиным. Здесь в 1939 Гринбергом были начаты исследования, в которых радиоактивные изотопы использовались для изучения комплексных соединений, что привело к открытию целого ряда интересных фактов и явлений. Совместно с Ф. М. Филиновым применил изотопы для исследований комплексных соединений[12]. В исследовании по изучению изотопного обмена брома в бромоплатините и бромоплатинате калия было установлено, что внутренняя сфера комплексов лабильна, все атомы брома равноценны. Таким образом, экспериментально было показано отсутствие различия между главной и побочной валентностями. На примере изотопного обмена лигандов в платинах показал несоответствие термодинамической прочности комплексных соединений и их кинетической лабильности[13]. И позже термодинамическая прочность этих платинатов была охарактеризована количественно[14]. В настоящее время обратная зависимость термодинамической прочности и кинетической лабильности подтверждена на разнообразных комплексных соединениях как реакциями изотопного обмена, так и реакциями замещения. Проводя кинетические исследования реакций замещения и изотопного обмена, А. А. Гринберг вывел механизмы многих реакций[15]

Исследования в области химии урана и тория[править | править код]

Работы по химии урана А. А. Гринберг начал с исследования бензоилацетоната и ацетилацетоната уранила[16]. Было показано, что бензоилацетонат уранила может изменять окраску от оранжево-желтой до красной в зависимости от степени «оводнения» и является внутрикомплексной солью.

Работа по синтезу гексакарбонила урана, выполненная совместно с Б. В. Птицыным, Ф. М. Филиновым, В. И. Лаврентьевым показала, что уран не является аналогом металлов групы хрома (хром, молибден, вольфрам)[17]. В 1952 предложил удобный метод восстановления U(VI) в кислом растворе с помощью ронгалита — формальдегидсульфоксилата натрия[18]

Изучая физико-химические свойства оксалатных комплексов уранила, охарактеризовал поведение оксалата уранила и его комплексов в водном растворе: оксалат уранила в растворе претерпевает солевую диссоциацию, являясь слабым электролитом, но также и кислотную[19]. Из измерений электропроводности растворов были обоснованы формулы оксалата уранила и анионных комплексов: M2[UO2(C2O4)2] ∙ 3H2O и Me6[(UO2)(C2O4)2]2-. Также была оценена подвижность иона, охарактеризованы кислотные свойства этих соединений и определены константы нестойкости, отвечающие отщеплению первого оксалатного иона из внутренней сферы комплекса. Впервые был представлен метод для определения заряда красного комплексного соединения рутения, синтезированного А. А. Гринбергом и Флетчером[20]. Под руководством А. А. Гринберга было экспериментально изучено соосаждение церия (III) с оксалатом уранила, при котором имело место образование аномальных смешанных кристаллов без нижней границы смешиваемости, и изоморфное соосаждение тория с тем же носителем.

Награды и премии[править | править код]

Память[править | править код]

  • На здании Ленинградского технологического института имени Ленсовета по адресу Московский проспект 26, где в 1936—1966 гг. работал Гринберг, в 1967 году была установлена мемориальная доска с текстом: «Кафедра общей неорганической химии. С 1936 г. кафедру возглавлял выдающийся учёный, академик Александр Абрамович Гринберг»[21].
  • Могила ученого на кладбище в пос. Комарово является памятником культурно-исторического наследия.

Публикации[править | править код]

  • Введение в химию комплексных соединений, 2 изд., Л.-М., 1951.
  • Физическая химия комплексных соединений. Сборник трудов. Изд-во «Наука», Ленингр. отд., Л., 1972, 435 с.

Личные качества[править | править код]

Б. П. Никольский об А. А. Гринберге:

Нельзя не сказать несколько слов об Александре Абрамовиче как о человеке. Он был на редкость принципиальным, добрым и обаятельным, привлекал к себе сердца людей не только увлеченностью и высоким уровнем своей научной мысли, но и своим благорасположением к людям, веселостью и остроумием. Его доклады и лекции пользовались всеобщей популярностью из-за глубокого и всегда интересного содержания и живости изложения. Все близко знавшие Александра Абрамовича не только уважали, но и очень любили этого прекрасного человека[22].Б. П. Никольский

Примечания[править | править код]

  1. A. Grunberg. Z. anorg. Chem., 157, 299 (1926)
  2. A. Hantzch. Ber., 59, 2761 (1926)
  3. A. A. Grunberg, B. W. Ptizyn. J. pract. Chem., 136, 143 (1933)
  4. Ю. С. Варшавский, Е. Н. Инькова, А. А. Гринберг. Ж. неорг. химии, 8, 2659 (1963)
  5. А. А. Гринберг, В. М. Шульман. ДАН СССР, 5, 215 (1933)
  6. А. А. Гринберг. Изв. Ин-та платины, 11, 95 (1933)
  7. А. А. Гринберг. Изв. Ин-та платины, 10, 47 (1932)
  8. A. Grunberg, D. Rjabtschikoff. Acta Physicochim. URSS, 3, 555 (1935)
  9. А. А. Гринберг, Ю. Н. Кукушкин, Ж. неорг. химии, 1, 106 (1957)
  10. А. А. Гринберг, Б. В. Птицын. Изв. Ин-та платины, 11, 77 (1933)
  11. А. А. Гринберг, В. М. Шульман. Изв. Ин-та платины, 11, 111 (1933)
  12. А. А. Гринберг, Ф. М, Филинов. ДАН СССР, 23, 918 (1939)
  13. А. А. Гринберг, Л. Е. Никольская. Ж. прикл. Химии, 22, 441 (1949)
  14. А. А. Гринберг, М. И. Гельфман. ДАН СССР, 133, 1081 (1960)
  15. А. А. Гринберг. Введение в химию комплексных соединений. М.-Л., «Химия», 1966. 456 с.
  16. А. А. Гринберг, А. Д. Троцкая. Труды РИАН, Химия, геохимия, 7, 5 (1956)
  17. А. А. Гринберг, Б. В. Птицын, Ф. М. Филинов, В. И. Лаврентьев. Труды РИАН, Химия, геохимия, 7, 14 (1956)
  18. А. А. Гринберг, Ф. М, Филинов, Б. В. Птицын, Л. Е. Никольская, Г. И. Петражак. Труды РИАН, Химия, геохимия, 7, 17 (1956)
  19. А. А. Гринберг, Б. В. Птицын, Е. Н. Текстер. Труды РИАН, Химия, геохимия, 7, 74 (1956)
  20. А. А. Гринберг, А. М. Трофимов, Л. Н. Степанова. Радиохимия, 2, 78 (1960)
  21. Энциклопедия Санкт-Петербурга, мемориальная доска А. А. Гринбергу. Дата обращения: 19 ноября 2016. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  22. Выдающиеся советские химики-академики А. А. Гринберг и И. И. Черняев. Отв. ред. канд. хим. наук Р. Н. Щелоков. М.: Наука, 1970, 71 с.