Каменные иконки

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Иконка святых Константина и Елены, Полоцк

Каменные иконки — старинные образцы мелкой каменной пластики, памятники культуры Древней Руси. Составляют весьма представительную часть художественного наследия Древней Руси. Значительное число известных древнерусских каменных иконок относится к XIII—XVI векам, они ранее входили в исторически сложившиеся комплексы древностей церковных собраний городов Северной Руси, незначительно пострадавших от татаро-монгольского нашествия. Сохранившиеся иконки домонгольского времени по большому счёту происходят из южных и юго-западных княжеств.

Иконки изготавливались из известняка, сланца и иных пород мягкого камня. Выполнялись в технике рельефной резьбы с изображениями конкретных людей или сюжетными композициями. Часто заключались в оправы из золота и серебра, украшенные сканью, гравировкой с чернением, жемчугом и драгоценными камнями. Носились в сочетании с бусами, вместо нательных крестов подвешивались к окладам.

Каменная пластика малых форм домонгольского периода исследована слабо: преобладают среди найденных в основном иконки, датирующиеся XI—XV веками. Одна из наиболее ранних находок — резная иконка из жировика (7,3 x 5,9 см) с изображением князя Глеба, стоящим в рост с крестом в правой руке и касающимся подвешенного к поясу меча в ножнах левой рукой[1]. Иконка была найдена на Таманском полуострове и считается одним из ранних образцов мелкой пластики с патрональным изображением святого[2]. В целом корни русской каменной пластики уходят в византийское пластическое искусство, под влиянием которого развивалась киевская архитектурная пластика XI века — рельефы с изображениями святых воинов и с орнаментальными композициями[3].

Одной из известнейших каменных иконок домонгольского периода является двусторонняя с округленным верхом икона (6,2 x 5,5 см): на одной стороне изображён сидящий на троне Дмитрий Солунский с большим мечом, на другой стороне — Никола в окружении семи спящих отроков в разных позах. Иконка была найдена в собрании Алексея Уварова: одни историки (Б. А. Рыбаков) датируют её XI веком (домонгольский период)[4], другие (А. В. Рындина) относят к Новгороду и уже к XIV веку[5]. Также среди находок выделяется стеатитовая иконка с изображениями Христа Вседержителя и Богоматери Одигитрии (вложена в Троице-Сергиев монастырь княгиней Аграфеной Слуцкой)[6].

В частности, на территории Белоруссии найдено около 10 каменных иконок, самой известной из которых является полоцкая иконка с изображениями равноапостольных Константина и Елены (XII—XIII века) и следами позолоты. Это стеатитовый образок (6,2 x 4,4 см), считающийся одним из самых пророманских изобретений[7][8]. Также известны фрагмент образка с надписью «Борис» (первая половина XIII века), витебская иконка «Богоматерь скорбящая», минские «Христос Эммануил благословляет Николая и Стефана» (первая половина XIII века), «Николай» (XIII век), «Богородица Деисусная» и «Апостол Пётр» (конец XII — начало XIII века), новогрудокская «Николай» (XIII век) и пинская «Христос Эммануил» (XII век). Считается, что развитие выполнения каменных иконок и русской каменной пластики малых форм началось в XIII веке благодаря византийским мастерам, но было прервано монголо-татарским нашествием[9]. Становление художественной резьбы по камню произошло в Новгороде чуть позже, расцвет его пришёлся на XIV век.

Примечания

[править | править код]
  1. Отчет имп. Российского Исторического музея имени имп. Александра III в Москве за 1883—1908 годы. — М., 1916. — С. 87. — Рис. 5.
  2. Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика XI—XVI веков. — М., 1968. — С. 9. — Кат. № 1.
  3. Пуцко В. Киевские рельефы святых всадников // Старинар Нов. сер. — Београд, 1977. — Кн. XXVII-1976. — С. 111—124; он же. Шиферные рельефы парапетов хор Софии Киевской // Музеj на Македониjа — Археолошки, етнолошки и историски. Зборник. Нов. сер. — Скопиjе, 1993. — Бр. 1. — С. 61-85.
  4. Рыбаков Б. А. Прикладное искусство Киевской Руси IX—XI веков и южнорусских княжеств XII—XIII веков. — С. 293.
  5. Рындина А. В. Суздальский змеевик // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. — С. 226—227; она же. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV—XV веков. — М., 1978. — С. 23-24.
  6. Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII—XVII веков в собрании Загорского музея: Каталог. — Загорск, 1960. — С. 125—126. — № 22.
  7. Pucko W. Pokocki relief steatytowy i problem zachodnich wpklywow w sztuce zuskiej XII wieku // Biuletyn Historii Sztuki. — 1983. — R. XLV. — S. 259—264; idem. Sredniowieczne kamienne ikonki z zachodnich obszarow Rusi // Biuletyn Historii Sztuki. — 1993. — R. LV. — S. 10-11. — Ill. 1
  8. Художественное ремесло Полоцкой земли (находки, явления, нерешенные проблемы) // Гістарычна-археалагічны зборнік. — Мінск, 1997. — № 12. — С. 197—198. — Рис. 3/1.
  9. Пуцко В. Константинополь и киевская пластика на рубеже XII—XIII вв. // Byzantinoslavica, 1996. — T. LVII. — С. 376—390.

Литература

[править | править код]
  • Дучыц, Л. У. Абразкі каменныя / Л. У. Дучыц // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 тамах / Беларуская энцыклапедыя; Рэдкалегія: М. В. Біч [і іншыя]. Том 1: А — Беліца. — Мн.: Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1993. — С. 18. (бел.)
  • Лысенко, П. Ф. Каменная иконка из Пинска // Советская археология. — 1968. — № 2. — С. 295—297. (рус.)
  • Николаева, Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI—XV вв. — М., 1983. (рус.)