Курово (Пушкинский городской округ)
Ку́рово — село, располагавшееся на левом берегу реки Учи в Воскресенском (позднее — Московском) уезде Московской губернии (ныне территория Пушкинского городского округа Московской области). В настоящее время не существует.
История
[править | править код]XVI век: Шеины и Лапин-Заболоцкий
[править | править код]Первое письменное упоминание о селе Курово относится к 1506 году[1]. В 1585 году оно числилось как вотчина Дениса и Михаила Шеиных, получивших ее после гибели своего отца, окольничьего и воеводы Бориса Васильевича Шеина (внука владельца села Елдегино Д. В. Шеина). Исходя из этого можно предположить, что и в 1506 году село числилось за Дмитрием Васильевичем Шеиным. К концу XVI века в селе уже стояла деревянная церковь Николая Чудотворца, один двор вотчинников, два людских двора и два бобыльских. Однако захоронения здесь производились уже в начале XVI века: по сообщению В. Е. Коршуна, в 2019 году в районе бывшего села Курово было найдено фрагментированное изголовье белокаменной плиты с орнаментом «волчий зуб» и полукруглым клеймом с «лучевой» розеткой, датированное 1514/1515 годом. По сообщению того же исследователя, в результате экспедиции С. А. Иванова в начале 1990-х годов было выявлено несколько остатков белокаменных надгробий, одно из которых датировано 1540-м, а другое — 1559 годом (последнее относилось к захоронению воеводы Василия Семеновича Лапина-Заболоцкого).
XVII век: Шеины, Великогагины, Пронские, Черкасские
[править | править код]В 1623 году село Курово числилось за боярином и воеводой Михаилом Борисовичем Шеиным. При нем здесь находился двор вотчинника, а также 4 крестьянских и бобыльских двора. Здесь же стояла построенная еще в прошлом веке деревянная церковь Николая Чудотворца с приделом Бориса и Глеба. Судьба самого Михаила Шеина оказалась трагичной. После восьмилетнего пребывания в польском плену (1611—1619, вместе с будущим патриархом Филаретом) он спустя некоторое время был назначен главой Пушкарского приказа и занимал эту должность в течение 4 лет (1628—1632). В 1632 году Михаил Шеин вместе с Дмитрием Пожарским назначаются главнокомандующими русской армией в русско-польской войне 1632—1634 гг. Будучи блокированным польско-литовскими войсками и не получив должной поддержки в виде дополнительных войск, Михаил Шеин был вынужден капитулировать. В апреле 1634 года он был обвинен в неудачном развитии осады Смоленска и казнён на Красной площади в Москве. Единственный сын Михаила, Иван, погиб в том же году по пути в ссылку, вскоре после казни отца.
По сообщению В. Е. Коршуна, к этому же времени относится захоронение на сельском кладбище Стефана Ивановича Великогагина, представителя княжеского рода Великогагиных, родовой некрополь которых располагался в Троице-Сергиевом монастыре[2]. При рассмотрении фотографии надгробия дату смерти можно трактовать как 7149 год (от сотворения мира), что соответствует 1641 году от Рождества Христова[3]. Князь Стефан (Степан) Иванович Великогагин имел чин стольника и еще в 1638 году числился старшим из меньших воевод в Кропивне[4]. В 1623 году он женится на дочери новосильского воеводы из рода рязанских бояр Измайловых, Авдотье (Дарье) Васильевне[5]. В этом браке у них рождается Даниил Степанович Великогагин. В 1628 году Авдотья Васильевна состоит уже во втором браке со стольником Григорием Васильевичем Мезецким (приходился родственником владельцу пустоши Михалево в XVI веке), при этом ее рязанская вотчина все еще числится за Степаном Ивановичем Великогагиным[6].
Примерно в эти же годы в семье князя, боярина и воеводы Ивана Петровича Пронского-Рыбина и Ксении Васильевны (урожд. Третьяковой) появляется на свет Евдокия (Авдотья) Пронская (ум. в 1686 году), которая впоследствии выйдет замуж за Семена Ивановича Шеина (внука Михаила Шеина). Последний числится владельцем села Курово в 1646 году. При нем здесь, помимо двора вотчинников, появляется двор земского дьячка и 10 крестьянских и бобыльских дворов (18 человек). На церковной земле (при деревянной церкви Николая Чудотворца) было еще 4 бобыльских двора с 9 жителями.
В 1650-е гг. заместителем у И. П. Пронского служил подросший Даниил Степанович Великогагин[7]. В 1663 году, в период напряженной борьбы в Левобережной Украине из-за гетманства (прошло всего 9 лет после объединения территории Войска Запорожского с Русским царством), Даниил Великогагин в качестве представителя Москвы отправляется в Нежин для присутствия на генеральной казацкой раде при избрании нового украинского гетмана. Тем временем дочь Даниила Степановича, Авдотья Даниловна, уже состоит в браке с Михаилом Алегуковичем Черкасским, приемным сыном которого значится Алексей Семенович Шеин — ему было 3 года, когда умер его родной отец[8]. К Алексею Семеновичу Шеину и переходит по наследству село Курово (в 1677 году он уже значился владельцем села).
Именно при А. С. Шеине в Курово в 1681—1687 годах возводится каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с колокольней в несвойственном для Московского уезда стиле украинского барокко (здесь отчетливо наблюдается связь с деятельностью Даниила Великогагина, отца приемной матери владельца села, в Левобережной Украине). В этой церкви прослеживается явное влияние Николаевского собора в Нежине, построенного накануне казацкой рады 1663 года. О том, что к строительству церкви могли быть непосредственно причислены выходцы с Левобережной Украины, говорит название появившейся в это время соседней деревни Хохловой. Помимо церкви в селе уже значились конюшенный и скотный дворы, а также 13 кабальных дворов. По описи 1680 года к селу примыкали пустоши Кубасова и Разногина. В 1689 году село Курово было куплено у Алексея Шеина его шурином Иваном Васильевичем Приклонским (скорее всего, в силу малолетства детей владельца села)[9]. Алексей Семенович Шеин был женат на княжне Анне Петровне (урожд. Долгоруковой), с которой у него было два сына — Петр и Сергей (1692—1714).
XVIII век: Екатерина I и Головкины
[править | править код]В начале XVIII века Курово, Знаменское тож, вместе с Черкасовой Горой, Михалёво и Пруссами принадлежало Сергею Алексеевичу Шеину. По сообщению В. Е. Коршуна, из «Писцовых книг»[10] и «Ревизских сказок»[11] следует, что с 1713 года и до ее смерти село принадлежало второй супруге Петра I Екатерине[12]. После смерти императрицы владение вместе с деревнями Суходол, Чапчикова, Хохлова, Акулова, Соколова, Кавезина и Черкасова Гора переходит к графу Гавриле Ивановичу Головкину. По его прошению в 1728 году деревянную обветшалую Никольскую церковь села Курово перенесли на кладбище (к северо-западу от Знаменской церкви), и после переосвящения она стала называться Преображенской.
При внуке Г. И. Головкина и его полном тезке (ум. в 1787), женатом на Екатерине Александровне (урожд. Шуваловой), в селе была построена каменная Никольская церковь в барочном стиле (1752), а позднее и колокольня со шпилем. Деревянный господский дом с двумя флигелями располагался к востоку от церквей. Между ним и дорогой на Курово был разбит регулярный сад. С противоположной стороны к дому примыкал парк с липовыми аллеями, спускающийся к прямоугольному пруду перед рекой Учой. В это время в Курово также действуют два «завода»: один конский «русской породы», другой — скотный с лошадьми и рогатым скотом российской и иностранной породы[13].
К концу 80-х гг. XVIII века владение селом переходит к сыну Г. И. Головкина Алексею[14]. На протяжении XVIII—XIX веков иконостас Знаменской церкви села дополняется иконами работы марфинских крепостных живописцев.
XIX век: Головкин, Дебрюж, Де-Брикар, Чертков, Ермолова, Арманд
[править | править код]По сообщению В. Е. Коршуна, село Курово принадлежало Алексею Гавриловичу Головкину до 1823 года. Во время войны 1812 года солдатами наполеоновской армии была разорена куровская хлебная мельница[15]. Этим набегом можно объяснить находку в Курово монеты шесть кройцеров германского королевства Вюртемберг 1808 года, о которой упоминает В. Е. Коршун в своей книге «Пушкинские древности. Сохраним прошлое для будущего» (Москва, 2015, с. 73). Как известно, войну 1812 года в России нередко называли «нашествием двунадесяти языков», подчеркивая многоэтничность состава наполеоновской армии. Вюртемберг с 1806 года входил в состав Рейнского союза, находящегося под протекторатом Наполеона, и в войне 1812 года выступавшего на стороне Франции. Выходец из этого королевства и мог обронить свою монету во время набега. Как бы то ни было, в 1813 году владельцу села было выдано денежное пособие на восстановление хозяйства в размере 6570 рублей[16].
В 1827 году село перешло к сестре предыдущего владельца — Генриетте Дебрюж[17]. В 1840 году село Курово с сельцом Черкасова Гора и окрестными деревнями, включая деревню Акулову (Окулову), были приобретены Александром Дмитриевичем Чертковым по крепостной купчей у Иосифа Альжапсовича Де-Брикара. При А. Д. Черткове в селе уже значилась водяная мельница с «сукновальным инструментом» — предшественник куровской шерстоткацкой фабрики. В 1852 году имение А. Д. Черткова переходит в качестве приданого к его дочери Софье, вышедшей замуж за Севера Ермолова. Последним владельцем села до революции был мануфактур-советник и промышленник Евгений Иванович Арманд.
О том, как выглядело село Курово в 1879 году мы узнаем из очерка Н. И. Пастухова: «Село Курово находится верстах в пяти от Пушкинской станции Ярославской железной дороги, по левую сторону пути из Москвы. Оно расположено на крутом берегу речки Учи. У церкви приютилась сторожка, в которой по праздничным дням прихожане, в особенности молодые парни и девицы, прихорашиваются перед зеркальцами, приносимыми в карманах. Неподалеку от церкви стоят невзрачные домики церковного притча, саженях в полуторастах раскинулись крестьянские избы, в числе не более семи, а поодаль от них — трактир, содержимый каким-то мещанином. Под горой, на реке, устроена мельница, с жилыми помещениями, а за рекою раскинулся лес, принадлежащий московским ямщикам Переславской слободы»[18].
Во второй половине XIX века в Курово действовало «бумажно-картонное заведение»[19]. С 1879 года здесь числилась шерстопрядильная фабрика временно московской 2-й гильдии купчихи Елены Васильевны Дамриной и ее супруга купца Константина Петровича Дамрина (сгорела в 1883)[20]. В соседней деревне Хохловой в начале XIX века была мукомольная мельница, затем ваточное заведение рязанского купца Никифора Семеновича Дроздова, потом отбельная, после этого — картонная фабрика и, наконец, с 1875 года шерстопрядильная фабрика временно московской 2-й гильдии купца Константина Петровича Дамрина. С 1879 года работа на этой фабрике сократилась и часть машин и даже зданий была переведена на вновь устроенную фабрику того же владельца при селе Курово. В начале XX века владение шерстопрядильной фабрикой камвольной и аппаратной пряжи в Курово переходит к Торговому дому братьев С. Х. и Агабека Кеворковых. В 1907—1909 гг. году здесь числилось 163 рабочих[21]. В 1914 году фабрика Кеворковых сгорела.
Примечания
[править | править код]- ↑ "Акты русского государства". — Москва, 1973.
- ↑ Л.А. Беляев. "Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII–XVII вв.". — Москва, 1996. — С. 141.
- ↑ Владельцы сел и деревень в XVII веке (рус.). — 2020.
- ↑ Ю. М. Эскин. "Очерки истории местничества в России XVI-XVII вв.". — 2009. — С. 217.
- ↑ "Акты служилых землевладельцев XV-начала XVII века", том 3. — 2002. — С. 468.
- ↑ "Потомство Рюрика. Материалы для составления родословной. Том 1, часть 2". — Санкт-Петербург, 1906. — С. 27.
- ↑ Ю. М. Эскин. "Очерки истории местничества в России XVI-XVII вв.". — 2009. — С. 224.
- ↑ "Генеалогия Северного Кавказа. Вып. 7-8". . — 2003. — С. 63.
- ↑ "Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете". — 1886. — С. 59.
- ↑ РГАДА ф. 1209 оп. 1 кн. 255, 257, 9809, 9815, 9818
- ↑ РГАДА ф. 350, оп. 2 ч. 1, ед. хр. 1796
- ↑ В. Е. Коршун. "Пушкинские древности. Сохраним прошлое для будущего". — Москва, 2015. — С. 67.
- ↑ "Москва в описаниях XVIII века". — 1997.
- ↑ Л. В. Иванова. "Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв.". — Москва, 2001.
- ↑ ЦГАМ ф. 383 оп. 1 д. 188 л. 27-27 об., 56
- ↑ ЦГАМ ф. 383 оп. 1 д. 188 л. 14
- ↑ ЦГАМ ф. 210 оп. 1 д. 40 л. 5; РГАДА ф. 1209 ДМЛ по Москве ед. хр. 100040 д. 1
- ↑ Н. И. Пастухов. "Очерки и рассказы "Старого знакомого" ". — Москва, 1879.
- ↑ Е. А. Осипов. "Сборник статистических сведений по Московской губернии", том 1. — Москва, 1877. — С. 30, 34.
- ↑ "Справочная книжка Московской губернии". — 1890. — С. 27.
- ↑ "Список фабрик и заводов Российской империи", СПб, 1912, с. 49.
Литература
[править | править код]- В. Е. Коршун Тайны затопленного села. — Москва: «Родонит», 2005
- В. Е. Коршун. Пушкинские древности: сохраним прошлое для будущего [Текст] / В. Е. Коршун. - Москва : Перо, 2015. - 191 с. : ил., табл., цв. ил.; 29 см.; ISBN 978-5-000868-14-0
Ссылки
[править | править код]- «Пушкинский краевед» (сообщение Василия Коршуна о находке 2019 года в районе бывшего села Курово)
- В. Е. Коршун, А. К. Станюкович «Загадки Куровского некрополя» (2006)
- В. Е. Коршун «Отчет забытой экспедиции, или загадки куровского некрополя» (2009)
- статьи о Курово на pushkino-2009.livejournal.com
- О Пушкино. Курово / «Владельцы сел и деревень в XVII веке» (2020)
- О Пушкино. Курово / «Владельцы сел и деревень в XVIII веке» (2020)
- О Пушкино. Курово / «Владельцы сел и деревень в XIX веке» (2020)
- О Пушкино. Курово и деревня Хохлова / «Хозяйство и промышленность в XIX веке» (2020)
- Курово на интерактивной карте «Пушкино и его окрестности до 1917 года»