Маркизов, Ардан Ангадыкович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Маркизов»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ардан Ангадыкович Маркизов
Флаг
Народный комиссар земледелия Бурят-Монгольской АССР
1936 — 1937
Предшественник должность учреждена
1936 — 1937

Рождение 1898 или 1899
Куйтинский булсовет, Аларский аймак
Смерть 2 июля 1938(1938-07-02)
Супруга Доминика Фёдоровна Пушкарёва
Дети Энгельсина Ардановна Маркизова
Владилен Арданович Маркизов
Партия ВКП(б)
Награды Орден Трудового Красного Знамени
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Ардан Ангадыкович Маркизов (1899 или 1898, территория Куйтинского булсовета Аларского аймака БМАССР — расстрелян в 1938 году) — советский бурят-монгольский государственный и партийный деятель, народный комиссар земледелия Бурят-Монгольской АССР (1936), 2-й секретарь Бурят-Монгольского областного комитета ВКП(б). С 1919 член РКП(б), исключён из ВКП(б) в 1937 году[1]. Служил в РККА. Председатель Бурят-Монгольской областной контрольной комиссии ВКП(б).

Биография[править | править код]

Родился в 1899 (или 1898) году в семье бурятских крестьян. Был женат. Проживал в городе Улан-Удэ в доме на улице Сталина.[1] В Гражданскую войну (1919 год) был партизаном.[2]

Ардан Маркизов — член РКП(б) с 1919 года[2]. После окончания сибирских шестимесячных курсов командно-политического состава работал сотрудником организационно-инструкторского отдела Иркутского губкома РКП(б) и затем по приглашению Ярослава Гашека в августе 1920 г. был также откомандирован в распоряжение Интернационального отделения Политотдела 5-й армии[3][4] в Иркутске[2].

Статья секретаря ОК ВКП(б) А. А. Маркизова во многом перекликается со статьёй М. Н. Ербанова, где он также представляет национальную интеллигенцию как носителя «идеологии национализма и панмонголизма». По его мнению, «нужно твёрдо усвоить, что бурятские национал-демократы, выражая интересы бурятского кулачества, ноенатства и ламства в первый период Советской власти в 1917—1918 г.г., в период семёновской и колчаковской реакции играли контрреволюционную роль и активно боролись совместно с реакцией против Советской власти».[5]

Участник приема Официальной делегации Бурят-Монгольской АССР в Кремль в феврале 1936 года. С дочерью — Энгельсина Ардановна Маркизова и женой, бывшей в то время студенткой Московского медицинского института, 27 января 1936 году был в составе официальной бурят-монгольской делегации, возглавлявшейся Михеем Ербановым, первым секретарём обкома партии, Маркизов был на приёме в Кремле с женой и дочерью Гелей. На приёме Геля оказалась в центре внимания. Она преподнесла букет Сталину, громко провозгласив: «Это дарят вам дети Бурят-Монголии!». Сталин поднял её на руки и поцеловал. Эту сцену и запечатлели фотографы и кинохроникёры. Фотография Иосифа Сталина с маленькой Гелей на руках в СССР стала легендарной и была растиражирована миллионами экземпляров.[6]

В 1937 году арестован[7]. По одной версии — по обвинению в шпионаже[8] и покушении на Сталина[9]. По другой[10] — А. Маркизов был арестован в составе группы, в которую также входили директор Кутуликской МТС Павел Бурштейн, бурятский коммунист и государственный деятель Михей Ербанов. По протоколам дела, подготовленным органами НКВД СССР, значилось, что раскрыта антипартийная группа, которая обвинялась в создании «антисоветского, панмонгольского заговора, целью которого был срыв посевной и использование колхозных лошадей для организации сабельных рейдов в тылы Красной армии».

10 июня 1938 по сталинским спискам приговорён к высшей мере наказания, расстрелян.[11] или, как тогда сообщали родственникам, был лишён свободы сроком на «десять лет без права переписки».[12][13]

В 1937 году отец Гели Маркизовой — член ЦИК СССР[14], нарком земледелия Бурятской АССР, Второй секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) — был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной панмонгольской организации и проведении контрреволюционной шпионско-диверсионной работы[15].

В секретном Спецсообщении от 15 ноября 1937 года наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова Секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину с приложением копии телеграммы народного комиссара внутренних дел Бурято-Монгольской АССР В. А. Ткачёва (опубликовано на сайте «Фонда Александра Яковлева»[14]) Ежов просит дать санкцию на арест Доржиева, Дампилона и Маркизова. В телеграмме Ткачёва на имя Ежова, в частности, утверждалось:

«вскрывается контрреволюционная подпольная панмонгольская шпионско-повстанческая организация по Бурятии.
По показаниям арестованных участников организации центра, в панмонгольскую организацию входили: Ербанов — бывший секретарь обкома ВКП(б), Маркизов — бывший второй секретарь обкома ВКП(б), Доржиев — бывший председатель СНК, Дампилон — бывший председатель БурЦИКа, в Ленинграде профессора: Бородин, Жамсарано и Абту Анис Доржиев — неофициальные представители Тибета. Организация охватила все основные участки народного хозяйства Бурятии, создав в ряде районов повстанческо-диверсионные филиалы. Ряд участников организации были связаны с японской разведкой. Как установлено следствием, Ербанов установил связь с пантюркистским центром, возглавляемый Рыс-Куловым. По делу арестовано 142 человека, в том числе: наркомов — 5, секретарей райкома ВКП(б) — 7, председателей райисполкомов — 5, сотрудников НКВД — 3, работников республиканской организации — 54, кулаков и лам — 68.»

В телеграмме Ткачёв подчеркнул: «Аресты продолжаю. Проходящие по показаниям как активные участники центра и организации Доржиев — бывший председатель СНК, Дампилон — бывший Председатель БурЦИКа и Маркизов — бывший второй секретарь обкома ВКП(б) давно исключены из партии, сняты с работы, все они члены ЦИК СССР. Прошу в целях разворота следствия телеграфно санкционировать их арест. Протокол допроса высылаю.»

Фрагмент постановления о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения в отношении Маркизова А. А. (из архива ФСБ)

В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения от 17 ноября 1937 года, подготовленном оперуполномоченным НКВД БМАССР младшим лейтенантом госбезопасности Бюраевым, в частности, значится, что Маркизов А. А. «достаточно изобличается» в том, что «является участником контрреволюционной панмонгольской организации и проводил контрреволюционную шпионско-диверсионную работу». Данным постановлением Маркизов был привечён в качестве обвиняемого по ст. 58-1 «а», 58-9, 58-11 УК РСФСР . «Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда» было избрано «содержание под стражей в Улан-Удэнской тюрьме».[1]

С отцом Гели также был арестован ряд других руководителей Бурят-Монгольской АССР и предприятий республики. В их числе — М. Н. Ербанов, бывший спутником Гели на встрече со Сталиным.[16]

В обвинительном заключении органов НКВД СССР, с которыми впоследствии познакомилась Энгельсина Сергеевна, значилось[15]:

«В октябре—ноябре 1937 года на территории Бурято-Монгольской АССР ликвидирована буржуазно-националистическая, антисоветская, пан-монгольская организация, проводившая по заданию японской разведки повстанческую, диверсионную деятельность… Одним из руководителей данной организации являлся Маркизов… Под руководством Маркизова большое вредительство было проведёно в Зоотехническом строительстве, в результате которого скот подвергался простудным заболеваниям и падёжу. Отход молодняка составил 40 000 голов…».

Верившая в то, что её отец «никакой не японский шпион, не враг народа»[15], Геля под диктовку матери написала письмо Сталину, ответа на который, однако, не последовало. Ардан Маркизов был признан виновным и приговорён к расстрелу. 2 июня 1938 года приговор был приведён в исполнение. По другой версии (распространённой информационным агентством РИА «Сибирь» (Улан-Удэ) со ссылкой на улан-удэнскую газету «Информ-Полис»), «в 1937 году папу увезли — на десять лет без права переписки».[12][13][17]

Награды[править | править код]

  • 1 февраля 1936 года награждён орденом Трудового Красного Знамени — за перевыполнение государственного плана по животноводству и за успехи в области хозяйственного и культурного строительства.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 http://www.mktula.ru/f/numbers/mk22_10.pdf (недоступная ссылка)
  2. 1 2 3 См. фильм: Люди войны и их судьбы Архивная копия от 6 августа 2012 на Wayback Machine // partizzan1941.ucoz.ru
  3. http://jobmen.ru/7ad95b2902b8.htm (недоступная ссылка)
  4. Вамилов Б. Н. Рассказы о странах Востока воспоминания. с. 29
  5. disserCat — электронный каталог диссертаций и авторефератов, более 350 тысяч полных текстов из РГБ. Дата обращения: 20 февраля 2011. Архивировано 27 апреля 2012 года.
  6. Вместо штыка — красный карандаш — Газета «Новая». Дата обращения: 13 июля 2022. Архивировано 20 мая 2022 года.
  7. 09399. Дата обращения: 3 апреля 2010. Архивировано 18 февраля 2009 года.
  8. SB.BY — Геля-Энгельсина (недоступная ссылка)
  9. № 117 — 10.2009 (недоступная ссылка)
  10. Марина Рыбак. Поминальная молитв (недоступная ссылка) а // Восточно-Сибирская правда
  11. Сталинские списки. Дата обращения: 3 апреля 2010. Архивировано 31 января 2011 года.
  12. 1 2 www.regions.ru | новости федерации | Самая счастливая бурятская девочка боялась воспоминаний
  13. 1 2 РИА «Сибирь» — Судьба бурятской девочки Гели Маркизовой — знаменитый снимок со Сталиным и… потеря родителей, фамилии. Дата обращения: 3 апреля 2010. Архивировано 14 ноября 2012 года.
  14. 1 2 Спецсообщение Н. И. Ежова И. В. Сталину с приложением копии телеграммы В. А. Ткачёва о «панмонгольской шпионской» организации. Дата обращения: 4 апреля 2010. Архивировано 24 июля 2014 года.
  15. 1 2 3 Сталин приговорил счастливое детство — Общество МК. Дата обращения: 4 апреля 2010. Архивировано 8 декабря 2014 года.
  16. Марина Рыбак. Поминальная молитва (недоступная ссылка) // Восточно-Сибирская правда
  17. Судьба бурятской девочки Гели Маркизовой .::. Бабр.ру .::. Новости

Ссылки[править | править код]