Обсуждение:Филипп II (митрополит Московский)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

потомки митрополита Филиппа бароны Боде-Колычёвы

[править код]

Какие потомки у монаха? Скорее, родственники? --Bilderling 22:06, 13 ноября 2009 (UTC)[ответить]

Логическая неувязка?

[править код]

В статье написано: "по другой версии Фёдор был взят на службу в возрасте 26 лет самим Иваном Грозным уже после смерти великого князя Василия". Но если Федор (Филипп) родился в 1507 г., то 26 лет ему исполнилось в 1533 г. Как САМ Иван Грозный мог взять его на службу, если в 1533 г. ему было 3 года от роду? 82.204.180.226 10:33, 25 июня 2010 (UTC)Виктор[ответить]


Цитата на самом деле не принадлежит Свт.Димитрию Ростовскому, хотя приписана ему

[править код]

В статье есть ссылка на Жития Димитрия Ростовского. Однако, по мнению Манягина, текст диалога митр.Филиппа и Малюты Скуратова не принадлежит Свт.Димитрию:

Как это не прискорбно, но и "Житие" митрополита Филиппа вызывает множество вопросов. Оно было написано противниками Царя Иоанна уже после его кончины и содержит много фактографических ошибок.

Р. Г. Скрынников указывает на то, что "Житие митрополита Филиппа" было написано… в 90-х годах XVI века в Соловецком монастыре. Авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: старца Симеона (Семена Кобылина), бывшего пристава у Ф. Колычева и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом". (Скрынников Р.Г. Филипп Колычев//Скрынников Р. Г. Святители и власть. – Л., 1990. – с. 216-217.)

Таким образом, "Житие" составлялось со слов 1) оклеветавших святого монахов, чьи клеветнические показания сыграли решающую роль в осуждении мтр. Филиппа; 2) со слов бывшего пристава Семена Кобылина, охранявшего святого в Отрочьем монастыре и не выполнившего своих прямых обязанностей, а быть может, и замешенного в убийстве. Разумно ли принимать слова этих людей на веру, даже если эти слова приняли форму жития? Вполне понятно их отношение к Государю и желание выгородить себя и подставить других.

Составленный клеветниками и обвинителями митрополита Филиппа текст жития содержит множество странностей. Он "давно ставил исследователей в тупик своей путаностью и обилием ошибок" (Скрынников). Например, житие рассказывает, как царь послал уже сведенному с кафедры, но еще находящемуся в Москве святому отрубленную голову его брата, Михаила Ивановича. Но окольничий М. И. Колычев умер в 1571 году, через три года после описываемых событий. Вызывает удивление и то, что житие подробно передает разговор Малюты и св. Филиппа, а так же рассказывает о том, как Малюта якобы убил святого узника, хотя само же утверждает, что "никто не был свидетелем того, что произошло между ними". (Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский.-М., Стрижев-центр, 1991, с. 80-81; Преподобный игумен Филипп. – В кн.: Соловецкий патерик. – М.: Синодальная библиотека, 1991. – С. 64; Житие святителя Филиппа, митрополита Московского. – В кн.: Бехметева А. Н. Жития святых. – М., 1897. – С. 61. Федотов Г. П. Указ. соч., с. 82-83.)

На недостоверность некоторых эпизодов, описанных в "Житие", указывают не только светские, но и православные исследователи. Так, Г. П. Федотов, давая оценку приводимых в "Житие" диалогов, указывает на то, что речь св. Филиппа "драгоценна для нас, не как точная запись слов святителя, но как идеальный диалог… так как она не носит характера подлинности". И добавляет, что слишком многое в этих памятных словах принадлежит красноречивому перу историка Карамзина.

Выгораживая себя, составители "Жития" указывают заказчиков клеветы на святого Филиппа. Это "Злобы пособницы Пимен Новгородский, Пафнутий Суздальский, Филофей Рязанский, сиггел Благовещенский Евстафий". Последний, духовник Царя, был "нашептывателем" против св. Филиппа перед царем: "непрестанно яве и тайно нося речи неподобныя царю на св. Филиппа". Об архиепископе Пимене "Житие" говорит, что он первый после митрополита иерарх русской церкви, мечтал "восхитить его престол".

Чтобы осудить и низложить св. Филиппа, они провели свой "собор", который, по словам Карташева, стал "позорнейшим из всех, какие только были на протяжении русской церковной истории". Г. П. Федотов, несмотря на всю свою предубежденность против Царя, отметил: "Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми". (Федотов Г. П. Святой Филипп, Митрополит Московский. – М.:1991. – с.78.)

Таким образом, имена врагов святого Филиппа, как клеветавших на него, так и заказавших клевету и осудивших его, хорошо известны.

Что касается отношения Государя к св. Филиппу, то из "Жития" становится ясно, что Царь был обманут. Как только он убедился "яко лукавством належаша на святого", то сразу подверг клеветников опале и ссылке. Святитель Димитрий Ростовский, составитель последнего канонически безупречного текста Четьих Миней, не упоминает о том, что Царь как-либо причастен к кончине митрополита. Кроме того, Курбский указывал, что Царь "аки бы посылал до него (митрополита Филиппа – В.М.) и просил благословения его, такоже и о возвращению на престо его", то есть, обращался с просьбой вернуться на митрополию.

Может, стоит поставить реальное авторство? Кому на самом деле принадлежит цитата и Четьих Миней?

Логическая неувязка.

[править код]

"Его отец Степан Иванович (по прозванию Стенстур, дядька младшего сына великого князя Василия III — углицкого князя Юрия[3])" Он не мог быть дядькой только одному сыну - младшему Юрию. Поскольку Иван и Юрий рождены от одних родителей-единокровные братья. Если считать дядькой по линии жены великого князя Юрия - "княжна Иулиания(Ульяна "От неё сохранилось серебряное блюдо с надписью «Ульяна Удельная»") Дмитриевна из рода Палецких", то нет данных, что род Колычева-Лобана пересекается с родом Палецких. "Род (Колычевых) внесён в Бархатную книгу." "В Боярских книгах записаны: Немятовы-Колычовы, Аслановы-Колычовы, Меньшие-Колычовы[3], Хлызневы-Колычевы, Лошаковы-Колычевы." "Родословие Палецких приведено на стр. 58-60 части 2 «Русской родословной книги» Лобанова-Ростовского." Про Колычева-Лобана нет данных в Википедии. Надо искать в этих книгах. Таким образом,Сын И. А. Колычева-Лобана, Степан Иванович, по прозванию Стенстур, может являться дядькой двум единокровным братьям, а его сын - будущий митрополит Филипп II двоюродным братом, но таких сведений нигде не приводится.

Не добавить ли версию А. Н. Боханова?

[править код]

Среди апологетов Грозного был историк (доктор исторических наук, профессор) А. Н. Боханов.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Боханов,_Александр_Николаевич

Можно ли добавить его точку зрения о том, что убийство Филиппа Скуратовым не доказано? Изложена в монографиях "Иван Грозный" и "Алексей Михайлович". Могу дать нужные цитаты с ссылками. 195.239.200.129 11:58, 10 сентября 2021 (UTC)[ответить]