Ортин, Михаил Фёдорович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Михаил Фёдорович Ортин
Дата рождения 19 ноября 1880(1880-11-19)
Место рождения Елабуга, Вятская губерния, Российская империя
Дата смерти 8 сентября 1958(1958-09-08) (77 лет)
Место смерти Свердловск, РСФСР, СССР
Страна  Российская империя  СССР
Научная сфера Обогащение полезных ископаемых
Место работы Свердловский горный институт
Альма-матер Санкт-Петербургский технологический институт
Награды и премии
Орден Ленина

Михаи́л Фёдорович О́ртин (19 ноября 1880, Елабуга, Елабужский уезд, Вятская губерния, Российская империя — 8 сентября 1958, Свердловск) — российский и советский учёный, один из основоположников школы обогащения полезных ископаемых на Урале. Основатель, первый директор и научный руководитель научного института «Уралмеханобр», профессор Свердловского горного института, в котором много лет заведовал кафедрой обогащения полезных ископаемых. Член Уральского общества любителей естествознания (с 1922 года) и Американского института горных инженеров[en] (с 1917 года).

Семья и учёба[править | править код]

Родился в мещанской семье «среднего достатка»[1]. Его отец был служащим городской управы[2]. Фамилия «Ортин» происходит от слова «орта», означающего подземную рудную работу[3].

В 1899 году окончил Елабужское реальное училище и поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, откуда был исключён в 1902 году за «участие в студенческих волнениях и демонстрациях»[1]. В 1904 году был восстановлен в вузе и окончил институт с отличием в 1907 году[1], получив звание инженера-технолога[4].

На Урале[править | править код]

После окончания института приехал на Урал, где заведовал механическими цехами сначала Юрюзань-Ивановского, а затем Катав-Ивановского заводов[1]. В 1908 году перешёл в товарищество «Благодатных рудников наследников А. Ф. Поклевского-Козелл», где заведовал медеплавильным заводом и обогатительной фабрикой[1]. На тот момент горные предприятия Поклевских-Козелл находились в крайне тяжёлом состоянии и после длительного конкурсного управления в январе 1907 года были взяты в казну[5]. В 1911 году завод закрылся, и Ортину пришлось уехать в Германию, где он изучал работу лабораторий высших учебных заведений[1].

В Варшавском (Нижегородском) политехническом институте (1911—1918 годы)[править | править код]

В конце 1911 года Ортин получил место старшего лаборанта кафедры металлургии цветных металлов Варшавского политехнического института[1]. В 1912 году он стал преподавателем, а в 1913 году доцентом кафедры этого института[1]. В 1913—1915 годах Ортин от кафедры прослушал ряд курсов в вузах (Массачусетский технологический институт, Голденская горная школа (Колорадо) и Калифорнийский университет) и провёл исследования на горных и горнообогатительных предприятиях США[1]. В Массачусетском технологическом университете провёл ряд исследований обогащения медных руд под руководством профессора Р. Ричардса[6].

Начавшаяся Первая мировая война и поражения русской армии привели к эвакуации в 1915 году Варшавского политехнического института в Нижний Новгород, где он был преобразован в Нижегородский политехнический институт. Вместе с вузом в Москву, а затем в Нижний Новгород выехал Ортин[1]. Однако преподавал он недолго — вскоре Ортина вновь командировали в США в качестве инспектора по качеству артиллерийской латуни Главной артиллерийской заготовительной комиссии[6].

Советский период[править | править код]

Лаборатория механического обогащения горного факультета Уральского государственного университета. Фото опубликовано в 1923 году

В Гражданскую войну Ортин работал в земской управе Стерлитамака, а затем на военном заводе в Омске[6]. После отступления белых частей из Омска Ортин некоторое время служил консультантом горного отдела Сибирского совета народного хозяйства, а в 1921 году перебрался в Екатеринбург[6]. На Урале Михаил Ортин стал в 1921 году профессором кафедры обогащения полезных ископаемых Уральского горного института[6]. В справочнике Екатеринбурга за 1922 год профессор Ортин значится как заведующий лабораторией обогащения полезных ископаемых горного факультета Уральского государственного университета[7]. В 1922 году горный институт включён в состав Уральского государственного университета (в 1925 году переименован в Уральский политехнический институт), где Ортин стал заведующим кафедрой обогащения полезных ископаемых[6]. В 1930 году кафедра обогащения полезных ископаемых включена в состав восстановленного Свердловского горного института[6]. На посту заведующего кафедрой обогащения полезных ископаемых Ортин оставался до 1954 года, когда перешёл на должность профессора этой же кафедры[6].

Уже в 1921 году провёл исследования по флотации бедных руд Пышминского месторождения и в 1921—1924 годах работал над оборудованием лаборатории механического обогащения полезных ископаемых при своей кафедре[6].

В 1924 году командирован в Швецию для изучения новейших методов магнитного обогащения и агломерации магнитных шлихов[6]. Вернувшись, он стал одним из главных консультантов при создании Гороблагодатского горно-обогатительного комплекса, руководил исследованиями по обогащению руд гор Благодать, Высокой и Магнитной[6]. С 1925 года руководил работами по обогащению кизеловских углей[6]. Благодаря Ортину была решена проблема обогащения этих углей с целью их использования для коксования[8].

С 1926 года изучал обогатимость руд Кусинского, Качканарского и Первоуральского месторождений[6].

В 1927—1928 годах в составе комиссии ВСНХ[9] командирован в Германию и США для изучения опыта флотационного обогащения руд[6]. После возвращения он консультировал создание первых флотационных фабрик Урала (в Красноуральске и в Среднеуральске), разработал проекты фабрик для обогащения хромитовых руд в Верх-Нейвинске и тальковых руд в Миассе, а также консультировал проект асбестообогатительной фабрики «Гигант № 2»[6].

В 1929 году по инициативе Ортина в Свердловске был открыт институт «Уралмеханобр». Ортин стал его первым директором, но в 1930 году перешёл на пост заместителя директора института по научной работе[6]. В 1939 году Ортин был кандидатом технических наук и профессором[10]. В своей статье в «Уральском рабочем» в 1939 году Ортин высоко оценивал условия развития науки в СССР, сообщив, что «Советский Союз — это обетованная земля науки»[11].

М. Ф. Ортин среди сотрудников лаборатории обогащения руд редких и благородных металлов, которой он руководил в 1941—1958 годах

В 1941 году стал начальником лаборатории обогащения руд редких и благородных металлов в «Уралмеханобре» (пробыл в этой должности до смерти)[12]. В 1940—1941 годах вышли два документа, которые требовали увеличения производства кобальта: постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об увеличении производства кобальта» от 6 декабря 1940 года и постановление бюро Свердловского обкома ВКП(б) от 11 января 1941 года[13]. Ортин стал научным руководителем исследования Елизаветинского месторождения, где научно-исследовательская работа по выявлению кобальта велась под его руководством с июля по декабрь 1941 года[13]. Также Ортин изучал на предмет выявления кобальта другие месторождения — Уктусское, Ново-Ивановское и Осинское[14].

В 1942 году без защиты диссертации получил учёную степень доктора технических наук, а также звание профессора[12]. Советские власти не всегда спешили давать Ортину награды. Например, по инициативе Ортина провели работу по получению сульфидных кобальтовых концентратов из руд Пышминского месторождения[14]. В 1943 году старший инженер «Механобра» С. И. Кропанев (совместно с другими исследователями) был награждён Сталинской премией второй степени за эту работу[15], однако Ортина в списке награждённых не было. В 1947 году Ортин был представлен к званию «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР»[16], но в итоге награждён не был.

С «Уралмеханобром» Ортин был связан очень тесно — с 1930 года и до своей смерти он проживал в квартире, расположенной в здании этого института[12]. В опубликованном в начале 1941 года довоенном телефонном справочнике Свердловска значится абонент М. Ф. Ортин, проживавший по адресу: Свердловск, улица Народной воли, 39 (в этом же здании согласно справочнику тогда находился «Уралмеханобр»)[17].

Также входил в различные совещательные органы при государственных учреждениях. На 1946 год он являлся членом Технического совета Народного комиссариата цветной металлургии СССР, членом Учёного совета Института металлургии АН СССР и членом учёного совета Горно-металлургического института Уральского филиала АН СССР[18].

Умер 8 сентября 1958 года в Свердловске[8], похоронен на Ивановском кладбище[9].

Могила на Ивановском кладбище Екатеринбурга

Семья[править | править код]

Жена — Е. И. Полторацкая[12].

Членство в научных и профессиональных обществах[править | править код]

В 1917 году Ортин был избран членом Американского института горных инженеров[en][6]. В 1922 году вступил в Уральское общество любителей естествознания по рекомендации президента общества М. О. Клера и профессора горного института С. М. Бучельникова[6].

Награды и звания[править | править код]

Основные работы[править | править код]

Всего Михаил Ортин опубликовал более 100 работ[12]. Кроме того, он оставил неизданное «Жизнеописание профессора Михаила Фёдоровича Ортина» (1930 год)[1]

  • О механической обработке руд и о преподавании её в высших технических школах. — Пг.: Тип-я Р. Г. Шредера, 1915. — 46 с.
  • Механическое обогащение руд. 2-е изд-е, перераб. — М.: ОНТИ, Свердловск: Уральский рабочий, 1937. — 600 с.
  • Основные направления в методике обогащения марганцевых руд Урала. — М.: ОНТИ, Свердловск: Уральский рабочий, 1937. — 32 с.
  • Ортин М.Ф, Ратеев М. А., Кокоуров И. Д. Получение полевого шпата из пегматитов методом флотации (Лабораторное исследование). — М.: ОНТИ; Свердловск: Уральский рабочий, 1937. — 32 с.
  • Квасков А. П., Суворов Ф. С. Практика агломерации железных руд в СССР / Под ред. проф. М. Ф. Ортина. — М.: ОНТИ; Свердловск: Уральский рабочий, 1938. — 58 с.
  • Бучельников С. М. Классификация железных руд Урала, как основа их стандартизации / Под ред. проф. М. Ф. Ортина. — М.: ОНТИ; Свердловск: Тип-я треста «Полиграфкнига», 1938. — 48 с.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Нестеров, 2014, с. 5.
  2. Сурнина, 2016, с. 28.
  3. Сурнина, 2016, с. 29.
  4. Козин, 2011, с. 175.
  5. Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора. Пермь (1911—1914) / Сост. Н. Г. Павловский. — Екатеринбург: Демидовский институт, 2007. — С. 180.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Нестеров, 2014, с. 6.
  7. Быков В. М. Советский Екатеринбург : справочник-путеводитель Архивная копия от 25 ноября 2020 на Wayback Machine. — Екатеринбург : Уралгосиздат, 1922. — С. 98.
  8. 1 2 Ортин Михаил Федорович // Горная энциклопедия. Т. 4. Ортин — Социосфера. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 6.
  9. 1 2 3 Козин, 2011, с. 176.
  10. Именно в таком качестве он значился как автор статьи в «Уральском рабочем». См.: Ортин М. За передовую науку // Уральский рабочий. — 1939 — № 293 (7301). — С. 3.
  11. Ортин М. За передовую науку // Уральский рабочий. — 1939 — № 293 (7301). — С. 3.
  12. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Нестеров, 2014, с. 7.
  13. 1 2 Сурнина, 2016, с. 30.
  14. 1 2 Сурнина, 2016, с. 31.
  15. Постановление Совета народных комиссаров СССР № 342 от 22 марта 1943 г.
  16. 1 2 3 4 Сурнина, 2016, с. 40.
  17. Список абонентов Свердловской автоматической телефонной станции. — Свердловск: Газетно-журнальная типография издательства «Уральский рабочий», 1941. — С. 53, 148.
  18. Сурнина, 2016, с. 39.

Литература[править | править код]

  • Сурнина М. К. М. Ф. Ортин — исследователь методов извлечения кобальта из руд Елизаветинского месторождения для нужд оборонной промышленности накануне и в годы Великой Отечественной войны // История науки и техники. — 2016. — № 3. — С. 23—36.
  • Нестеров А. Г. Михаил Фёдорович Ортин — основатель института «Уралмеханобр» // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. — 2014. — № 9. — С. 5—8.
  • Козин В. З. Ортин Михаил Фёдорович (к 130-летнему юбилею со дня рождения) (1880—1958) // Известия Уральского государственного горного университета. — 2011. — № 25—26. — С. 175—176.