Предмет правового регулирования

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Предмет правового регулирования – это разнообразные общественные отношения на которые воздействует право. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос: «какие именно отношения между субъектами регулируются тем или иным структурным элементом системы права»? Объектом правового регулирования выступает социальная сфера, которую составляют три компонента: люди, общественные отношения, поведение людей[1].

Проблематика предмета и метода правового регулирования сформировалась в отечественном правоведении, прежде всего, на основе поиска критериев деления права на отрасли права. Большая часть ученых-правоведов придерживаются точки зрения, согласно которой деление права на отрасли следует производить по «предметному признаку». И лишь некоторые авторы полагают, что одного критерия «предмет» недостаточно, и при построении системы права нужно также использовать дополнительный критерий метод регулирования.

В отраслевой юридической литературе проблема предмета правового регулирования исследуется в каждом случае, когда ставится задача обоснования существования отраслей права, в том числе комплексных отраслей права и комплексного правового регулирования. Для признания отрасли права в системе права необходимо, чтобы она обладала единым предметом и методом правового регулирования. Нормы, составляющие отрасль права, должны быть взаимосвязаны, представлять одну систему, нечто целое.

В отличие от других отраслей права, большая часть из которых сформировалась намного раньше, комплексные отрасли ставят перед исследователями ряд непростых задач, и, в частности, задачу выявления специфики своего предмета и метода правового регулирования. Например, Ю.К. Толстой полагает, что каждая основная отрасль права обладает предметным единством. У комплексной же отрасли предмет не един, а разнороден[2].

Вместе с тем будучи неоднородным по своей природе предмет комплексной отрасли права обладают качеством единства, и в целом образует систему. Е.В. Сидорова под предметом комплексной отрасли права предлагает понимать «разнородные общественные отношения, урегулированные нормами права различной отраслевой принадлежности в какой-то определенной сфере деятельности с целью выполнения социально-экономических задач» [3].

Данная позиция находит отражение в отраслевой научной литературе. Например, В.Н. Сидоров при исследовании предмета таможенного права отмечает, что таможенное право имеет свой предмет регулирования, поскольку в его состав входят различные группы общественных отношений, отличающиеся значительной спецификой (отношения, связанные с организацией таможенного дела в Российской Федерации, и в рамках Таможенного союза, с таможенной очисткой (таможенным оформлением), с таможенным контролем и др.) Общим признаком для всех вышеперечисленных отношений является то, что они складываются в процессе осуществления таможенной деятельности (таможенного дела), так или иначе связанной с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Таким образом, у таможенного права имеется свой круг объектов регулирования — товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза [4].

Для характеристики разноотраслевых общественных отношений, составляющих предмет комплексной отрасли права и комплексного правового регулирования используется термин «комплексные правоотношения». Выделение комплексных отношений в качестве предмета правового регулирования обуславливается их особыми признаками, часть из которых характеризуют комплексные правоотношения как особый, уникальный род общественных отношений, возникающим в определенной сфере деятельности и имеющим различную отраслевую природу.

Примечания

[править | править код]
  1. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. — Москва, 1995.
  2. Толстой Ю.К. О теоретических основах кодификации гражданского законодательства. — Правоведение, 1957. № 1.
  3. Сидорова Е.В. Теоретические основы комплексного правового регулирования. — Москва, 2017.
  4. Сидоров В.Н. Таможенное право. — Москва, 2017. Архивировано 26 октября 2020 года.