Уральские шведы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Уральские шведы
Расселение Флаг России Российская империя
Язык шведский, русский
Религия лютеранство, восточное православие
Входит в шведы, русские
Родственные народы шведы, русские
Происхождение шведы

Уральские шведы (швед. uralsvenskar) — субэтническая группа уральских казаков, потомки пленённых шведов времён Великой Северной войны 1700—1721 гг. Подобно oренбургским французам — ветеранам войны 1812 года были практически полностью ассимилированы русскими в среде уральского казачества.

История происхождения[править | править код]

После битвы под Полтавой в 1709 году немалое число плененых шведов из армии Карла XII попало на Урал. Так, тем, что среди пленных шведов оказалось немало специалистов-металлургов, воспользовался, например, командир Уральских и Сибирских заводов В. Н. Татищев[1]. Он, благосклонно относясь к бывшим противникам, добился указа Синода, позволившем шведам жениться на русских девушках без перемены религии. Василий Никитич нашёл среди пленных некоего Шенстрёма, который имел в Швеции свои собственные железные заводы, и, будучи знатоком в металлургии, во многом помог своими советами первому командиру Уральских и Сибирских заводов. На Урале шведские военнопленные жили и работали, находясь в разряде крепостных.

Также шведы удачно вписались в казачьи линии Южного Урала. Большинство пленных попавших на Урал были крещены и ассимилированы. Данные о яицких казаках которые содержатся в материалах переписи полковника Захарова (1723—1724), указывали, что в Войске находятся 3 196 служилых казаков и 219 отставных, а также «казачьих детей и братьев, племянников и шурьев, за малолетством в службу не годных» — 2 357 человек, а всего 5 771 человек. Из них перепись 1723 года показала свыше 500 пришлых, среди которых «инородцев шведской и чухонской породы» только пятерых[2], что совершенно не отвечает численности переселённых на Урал и в Сибирь шведов[3].

Ассимиляция[править | править код]

Перешедшие на русскую службу и служившие в Астрахани и Казани пленные в числе не менее 8000, участвовали и в Хивинском походе князя Бекович-Черкасского 1714—1717 годов[4]. Можно сопоставить это сообщение со словами донесения английского посла в России Чарльза Уитворта из Москвы от 1 сентября 1709 г.: «До меня дошли слухи, будто около шести тысяч пленных шведов и немцев поступили на царскую службу… Они будут распределены по различным гарнизонам в Азов, Астрахань и т. д.»[5]. Из участвовавших в том же походе 1500 яицких казаков вернулись немногие. Так что каждый пришлый швед был в строку. В работе А. Б. Карпова приведены статистические данные за 1723 г., показывающие, какие нерусские элементы и в каком количестве составляли Яицкое казачье войско в период активного фамилиеобразования[6]: Часть яицких казаков нерусской национальности на Яике обязаны были креститься, пришедшие добровольно могли сохранить свою веру[7]. Обращение в христианство способствовало ассимиляции казаков нерусской национальности казаками-русскими. Причём попавшие в Яицкое войско вследствие обращения в православие не оставили следа даже в основах казачьих фамилий. Тем более при таком удалении от центра на них, в отличие от шведов в Петербурге и Москве, не распространялся указ, принятый Сенатом в 1717 году «О запрещении крестить и женить Шведских военнопленных неволею»[8]. В то же время согласно довольно запутанной формулировке 23 пункта Ништадского мира выезд женившихся шведов на родину вместе с семьёй был ограничен[9]. После возникновения Оренбургского Казачьего Войска часть уральцев помогала в обустройстве новой линии. Тогда же в 1725 году возникла станица Сакмарская основанная Уральцами. Кроме неё было позволено заселиться в станицах Оренбургской и Воздвиженской семьям смешанного происхождения. Причём в крепости Воздвиженской в силу обособленности, в бытовой речи вплоть до начала XX века ещё сохранялся определённый диалектизм. Жившие в Воздвиженской оказаченные потомки отличались богатым и разнообразным фольклором, высоким уровнем грамотности. Среди устного творчества можно выделить героические сказания, восхваляющие подвиги героев во время походов на турок, героев участников борьбы с Хивой. Основные герои — это десять братьев казаков во главе с Гугнарем и их отец Бури. Дома имелась традиция ведения библиотек, в основном религиозной литературы.

Примечания[править | править код]

  1. Ю. А. Дунаев. Газета «Уральский трубник» № 83, стр 2-3, 1992 г. Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано 5 марта 2014 года.
  2. Назаров А. И., Очерки по истории фамилий уральских (яицких) казаков. Алматы: Комплекс, 2003. — 180 с., ISBN 9965-471-72-X
  3. Шведские военнопленные после Полтавской баталии: II пол. 1709—1710 гг. Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано 27 марта 2014 года.
  4. Шебалдина Г. В. Шведские военнопленные в Сибири. Первая четверть XVIII века. М., 2005 г.
  5. Дипломатическая переписка английских послов и посланников. Сб. РИО. СПб, 1886. Т.50
  6. Карпов А. Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. I. Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова (1550—1725 гг.). Уральск. 1911. стр. 59
  7. Карпов А. Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. I. Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова (1550—1725 гг.). Уральск. 1911. стр. 162
  8. Шведские военнопленные времён Северной войны 1700—1721 гг. Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано 27 марта 2014 года.
  9. Ништадтский мирный договор. Пункт 23. Имеют такожде от сего числа все те, которые по воспоследованной ратификации сего мира для учиненной измены, убивства, воровства и иных причин или без причины, от свейской к российской или от российской к свейской стране одни или с женами и с детьми перейдут, когда они от той страны, от которой они сбежали, назад требованы будут, какой бы нации они ни были и в таком состоянии, как они пришли, с женами и детьми и со всем тем, что они из краденых или пограбленных пожитков привезли, бесспорно выданы и назад отданы быть"

Литература[править | править код]

  • Мусихин А. Л., Князь М. П. Гагарин в свете русско-шведских отношений начала XVIII века. Шведы и русский Север. Киров, 1997
  • Дмитрий Серов «Администрация Петра I». М., 2008.
  • Шебалдина Г. В. Шведские военнопленные в Сибири. Первая четверть XVIII века. М., 2005. С. 166.
  • Хорошхин МП. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описывания. СПб., 1881 С.11.
  • Карпов А. Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. I. Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова (1550—1725 гг.). Уральск. 1911.