Харгривс, Джеймс

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Джеймс Харгривс
Дата рождения 13 декабря 1720(1720-12-13)
Место рождения
Дата смерти 22 апреля 1778(1778-04-22) (57 лет)
Место смерти
Страна
Род деятельности плотник, изобретатель, инженер
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Джеймс Харгривс (англ. James Hargreaves, крещён 8 января 1721, Освальдтвистл, Ланкашир — 22 апреля 1778, Ноттингем, Ноттингемшир[1]) — английский ткач, плотник и изобретатель из Ланкашира. Известен в первую очередь как изобретатель так называемой прялки «Дженни», использование которой позволило значительно увеличить количество хлопковой пряжи, производимой одним работником, благодаря одновременному вращению нескольких нитей.Джеймс был из села

Биография[править | править код]

О жизни Харгвивса сохранилось немного сведений. Известно, что он жил в Стэнхилле близ Блэкберна, был плотного телосложения и ростом выше 5 футов[2], не умел читать и писать, интересовался плотницким ремеслом и механизмами, большую часть своей жизни трудился ткачом за ручным ткацким станком[3], а также состоял в браке и был отцом тринадцати детей[2].

Вращающаяся «дженни»[править | править код]

Модель прялки «дженни» в музее города Вуперталь (Германия)
Улучшенная прялка «дженни», использовавшаяся на текстильных фабриках

Говорят, что идея прядильной машины Дженни возникла, когда однониточная прялка перевернулась на полу, и Харгривс увидел, что колесо и шпиндель продолжают вращаться. Он понял, если несколько веретен поставить вертикально и бок о бок, можно будет прясть сразу несколько нитей . Прядильная машина Jenny была ограничена производством хлопковых уточных нитей и не могла производить пряжу достаточного качества для основы. Позже на прядильной машине Аркрайта была поставлена высококачественная основа .

Прялку «Дженни», названную им, по некоторым данным, в честь своей младшей дочери[1], он изобрёл в 1764 году, после чего начал изготавливать её копии на продажу, однако запатентовал своё изобретение лишь 12 июля 1770 года, что позволило многим людям украсть его идею и начать собственное производство подобных машин, а спустя годы привело к многочисленным спорам относительно права Харгривса именоваться изобретателем первой механической прялки[4].

Двумя годами ранее, в 1768 году, Харгривс был вынужден переехать в Ноттингем, так как незадолго до этого производители ручных прялок, видевшие в нём конкурента, совершили вооружённое нападение на его дом и уничтожили несколько экземпляров «Дженни»[1]. Кроме того, его изобретение первоначально приветствовалось другими прядильщиками, пока не началось падение цен на пряжу.

Харгривсу пришлось уехать в Ноттингем, где бурно развивалась хлопкобумажная трикотажная промышленность. В Ноттингеме Харгривс сделал «дженни» для человека по имени Шипли, и 12 июня 1770 года ему был выдан патент, который послужил основанием для судебного иска (позже отозванного) против ланкаширских производителей, которые начали его использовать.

В Ноттингеме Харгривз вместе с компаньоном по имени Томас Джеймс приобрёл небольшую мельницу и работал на ней до конца жизни, проживая при этом в частном доме по соседству с нею; параллельно он продолжал изготавливать пряжу для клиентов на изобретённой им прялке[1]. Харгривс категорически отказывался продать права на использование своего изобретения (хотя ему предлагались за это суммы в размере от 700 до 4000 фунтов стерлингов) и судился с людьми, использовавшими его прялку на своих мануфактурах[2]. Он не достиг финансового благополучия и умер в относительной бедности; его семья после его смерти получила от Томаса Джеймса материальную помощь в размере 400 фунтов стерлингов[2].Когда в 1779 году Сэмюэл Кромптон изобрел вращающуюся мюль-машину, он заявил, что научился прясть в 1769 году на «дженни», которую построил Харгривс.[5]

Спор по поводу вклада Харгривса[править | править код]

Ложные заявления о Харгривсе выдвигались еще в 1835 году.[6] В 1780-х годах велась жестокая юридическая борьба за аннулирование самых важных патентов Ричарда Аркрайта. Томас Хайс утверждал, что он был настоящим изобретателем как прядильной машины, так и вращающейся «дженни».[7] Были собраны противоречивые доказательства относительно обстоятельств нескольких изобретений, [7] и, хотя патенты Аркрайта были аннулированы, вопрос об авторстве не был решен.[8] Ричард Гест, писавший в Edinburgh Review, [9] допустил несколько ошибок, и с тех пор сохраняется искаженное представление о жизни и вкладе Харгривса. Записи приходских захоронений показывают, что Харгривс (неправильно написано как «Харгрейвс») не умер в работном доме, как утверждалось; [10] другие записи показывают, что ни жена Харгривса, ни какая-либо из его дочерей не носили имени Дженни, вопреки мифу, повторяемому в школьных учебниках еще в 1960-х, детских книгах еще в 2005 году[11] и на образовательных сайтах по настоящее время[12]

«Дженни» относится к двигателю, распространенному сленговому термину в Ланкашире XVIII века, который иногда встречается даже сейчас.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 James Hargreaves – Britannica Online Encyclopedia. Дата обращения: 18 апреля 2020.
  2. 1 2 3 4 Baines, 1835, p. 162.
  3. Allen, Robert C. The Industrial Revolution in Miniature: The Spinning Jenny in Britain, France, and India (англ.) // The Journal of Economic History (англ.) : journal. — Cambridge University Press, 2009. — December (vol. 69, no. 4). — P. 907. — doi:10.1017/S0022050709001326.
  4. Baines, 1835.
  5. Baines, 1835, p. 159.
  6. Baines, 1835, 155.
  7. 1 2 Baines, 1835, p. 155.
  8. See Disputes over patents
  9. Baines, 1835, p. 161.
  10. Baines, 1835, p. 163.
  11. Pierce, Alan. The Industrial Revolution. — Edina, Minnesota : ABDO Publishing Company, 2005. — P. 9. — ISBN 9781591979333.
  12. e.g. Burchill S.A.

Библиография[править | править код]