Маерчак, Ян

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Ян Маерчак»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ян Маерчак
польск. Jan Majerczak
Дата рождения 22 мая 1926(1926-05-22)
Место рождения Пясково
Дата смерти 10 июля 2016(2016-07-10) (90 лет)
Место смерти Познань
Гражданство  ПНР
Род деятельности функционер ПОРП, генконсул ПНР в ЧССР, директор завода MERA, лидер PFK
Партия ПОРП / Познанский форум коммунистов
Основные идеи коммунизм, «реальный социализм»

Ян Мариан Маерчак (польск. Jan Marian Majerczak; 22 мая 1926, Пясково — 10 июля 2016, Познань) — польский коммунист, политик и хозяйственник времён ПНР, функционер ПОРП, сподвижник Тадеуша Грабского. Активный участник конфронтации «партийного бетона» с независимым профсоюзом Солидарность и реформистскими «горизонтальными структурами». Основатель догматичного Познанского форума коммунистов, активист Ассоциации «Реальность» и Объединения «Грюнвальд». Был известен также как дипломат и директор крупного промышленного предприятия.

Партийный функционер, дипломат, хозяйственник[править | править код]

Родился в деревенской семье из гмины Шамотулы (Познанское воеводство Второй Речи Посполитой). С юности придерживался коммунистических взглядов. В 1945 вступил в Союз борьбы молодых, в 1948 — в Союз польской молодёжи. С 1951 — член правящей компартии ПОРП[1].

В 19551958 Ян Маерчак — первый секретарь повятского комитета ПОРП в Кемпно. В 1961 окончил Высшую школу общественных наук при ЦК ПОРП. C 1966 — член Познанского воеводского комитета ПОРП. До 1973 возглавлял парторганизацию в Оструве-Велькопольском. Идеологически Маерчак стоял на позициях догматичного марксизма-ленинизма и неосталинизма. Его партийная карьера развивалась при правлении Эдварда Охаба, Владислава Гомулки, Эдварда Герека, но политическим идеалом являлся режим Болеслава Берута. Политически ориентировался на крупного деятеля познанского партийно-административного и хозяйственного аппарата Тадеуша Грабского[2].

В 1973 Ян Маерчак окончил дипломатическую аспирантуру Высшей школы ЦК. С 1974 — генеральный консул ПНР в чехословацкой Остраве (региональным секретарём КПЧ был тогда близкий Маерчаку по взглядам Мирослав Мамула). В 1980 Маерчак вернулся в Польшу и был назначен директором познанского завода автоматических систем MERA[3].

Лидер познанского «бетона»[править | править код]

В конфликте с новой реальностью[править | править код]

Бурные события 1980 года, мощное забастовочное движение, создание независимого профсоюза Солидарность, массовое отторжение ПОРП, рост антикоммунистических настроений[2] шокировали Маерчака.

Партийный деятель среднего звена, своим социальным продвижением обязанный ПОРП, не только не понимал, но и не мог найти себя в новой, сложной польской реальности. Он столкнулся с событиями, которые не только противоречили его принципам, но разрушали его мир[3].

С осени 1980 стали формироваться малочисленные, но агрессивные группировки ортодоксально-коммунистического «партийного бетона». Кадры обычно комплектовались из идеологического аппарата (преподаватели марксизма-ленинизма, партийные публицисты, философы, лекторы и т. д.), сталинистски настроенных ветеранов ПОРП и ППР. Они опирались на поддержку консервативной номенклатуры ПОРП, административных структур, органов МВД, армейского командования. В Познани за этими силами стоял влиятельный лидер «бетона» Тадеуш Грабский — член Политбюро и секретарь ЦК ПОРП[2].

Ян Маерчак активно примкнул к «бетону». На его заводе велась консервативно-коммунистическая агитация, распространялись соответствующие печатные материалы[3], организовывалась политическая поддержка Грабскому и Познанскому воеводе Станиславу Цозасю (ветеран МОБ, участник политических репрессий). С санкции Грабского вокруг Маерчака стал группироваться разрозненный прежде актив «бетона».

Противниками «бетона» в Познани являлся не только профцентр «Солидарности» и внутрипартийная реформистская «горизонталь» PFMP, но и — парадоксальным образом — воеводский комитет ПОРП. С июня 1981 первым секретарём являлся Эдвард Скшипчак — выдвинутый партийными «низами» инженер Завода Цегельского, убеждённый сторонник демократических преобразований и сотрудничества с «Солидарностью»[4]. Эта очень специфическая ситуация дополнительно дезориентировала Маерчака.

Председатель догматичного форума[править | править код]

Структура[править | править код]

Консолидирующей структурой регионального «бетона» стал Познанский форум коммунистов (PFK). Учредительное собрание состоялось 16 июня 1981. В организацию вошли несколько десятков человек — в основном статусные, среднезажиточные, старшего возраста, связывающие своё благополучие с «реальным социализмом» и полновластием ПОРП. Председателем PFK стал Ян Маерчак. Его выдвижению способствовало давнее знакомство и доверительные отношения с Грабским[2].

Дата учреждения была выбрана не случайно: в партии и стране обсуждалось письмо ЦК КПСС в адрес ЦК ПОРП от 5 июня 1981. Советское руководство жёстко критиковало власти ПНР за «уступки контрреволюционным силам». Эта позиция соответствовала установкам «бетона». Лидеры догматичного крыла ПОРП — Тадеуш Грабский, Стефан Ольшовский, Мирослав Милевский, Анджей Жабиньский, Станислав Кочёлек — посчитали момент подходящим для атаки на партийных «либералов» и прагматиков-«центристов». Объектами критики становились первый секретарь ЦК Станислав Каня, премьер-министр и министр обороны Войцех Ярузельский, секретарь ЦК Казимеж Барциковский, вице-премьер Мечислав Раковский. Активизация «неформального „бетона“» являлась частью этой стратегии — в том числе в Познани[3].

Познанский «бетон» имел важную специфическую черту. В отличие от других подобных организаций (KFP, RSK, KZMP, Варшава 80), в PFK преобладали не идеологические функционеры, а промышленники-технократы — директора предприятий, экономисты, техники[5]. Ключевыми проблемами для них являлись хозяйственное управление и производственная дисциплина. «Залогом экономического развития» деятели PFK считали «политическую и идеологическую ясность» в версии Берута. Главную опасность они усматривали в идеях рабочего самоуправления, характерных для ранней «Солидарности».

Политика[править | править код]

PFK и персонально Маерчак нападали на «Солидарность», требовали восстановить полновластие заводских администраций, запретить забастовки, навести порядок военно-милицейскими силами (познанский воеводский комендант милиции полковник Зашкевич также принадлежал к «бетону»). По последующим оценкам, Цозась и Зашкевич использовали Маерчака с его организацией для самозащиты от антикоррупционных расследований, проводимых по инициативе Скшипчака. Маерчак многократно направлял в ЦК ПОРП письма-доносы, обвиняя Скшипчака в «разрушении партийной организации» и требуя отстранить его с поста первого секретаря[4].

Ян Маерчак с его позицией крайнего идеологического догматизма выступал «олицетворением сил возврата к прошлому»[3]. Он призывал «определиться, что означает слово „коммунист“, дать отпор враждебным силам, очистить партию от безыдейных, не стыдиться быть коммунистами». На предсъездовской конференции говорил о нависшей угрозе повторения Познанского восстания 1956. Старался поддерживать связь с генеральным консульством СССР, совершал церемониальные жесты, типа поздравлений с советскими государственными датами. Ещё более тесной была его связь с КПЧ через прежние контакты в Остраве. По оценкам очевидцев, собрания PFK проходили «в атмосфере 1950-х годов»[2] — имелся в виду период 19501952.

Несмотря на директорский статус, Маерчак выражал интересы скорее партийно-идеологического, чем хозяйственного аппарата. Но при этом PFK, по последующим оценкам, даже в риторике был менее самостоятелен, нежели KFP — хотя не скрывал ориентации на «катовицких товарищей». Ян Маерчак, в отличие от идеолога KFP Всеволода Волчева, практически не имел собственных воззрений вне аппаратной линии[3].

Результаты[править | править код]

Усилиями Яна Маерчака Познань постепенно превращалась в третий — наряду с Варшавой и Катовице — всепольский политический центр «бетона». В преддверии IX чрезвычайного съезда ПОРП Маерчак делал ставку на приход к высшей партийной власти своего «патрона» Грабского. Во главе делегации PFK он посетил Катовице и принял участие в межрегиональной конференции и митинге «бетонных» организаций. Маерчак подписал открытое письмо делегатам с призывом «отстоять марксистско-ленинский характер ПОРП». Однако на съезде «бетону» не удалось сменить высшее руководство. Первым секретарём остался Станислав Каня, а Тадеуш Грабский был выведен из Политбюро и ЦК. Снятие Кани произошло 18 октября 1981, когда его сменил генерал Ярузельский, сосредоточивший в своих руках партийную, правительственную и военную власть[5].

Поражение Грабского сильно подорвало позиции Маерчака и его организации. Влиятельный секретарь ЦК Казимеж Барциковский пригрозил ортодоксам дисциплинарными мерами за нарушение партийного устава[3]. Но явная ставка на установление военного режима соответствовала программным установкам PFK, и Маерчак поддерживал курс Ярузельского. В октябре 1981 PFK был преобразован в Семинар марксистско-ленинских знаний (SWML) и присоединился к сталинистской Ассоциации «Реальность». Также Маерчак возглавил региональную структуру национал-коммунистического Объединения «Грюнвальд»[6]. Таким образом, в его лице были объединены все ипостаси «бетона».

Уход из политики[править | править код]

13 декабря 1981 в Польше было введено военное положение. Установилась власть WRON и неформальной «Директории» генерала Ярузельского[5]. «Солидарность» была запрещена, многие активисты репрессированы. Это совпадало с позициями Яна Маерчака и его сподвижников, но организации, подобные PFK/SWML, не были нужен военно-партийному режиму. Некоторое время Маерчак пребывал в окружении Грабского, возглавлявшего «Реальность», однако в 1983 «Реальность» была распущена, Грабский отправлен торговым представителем в ГДР.

Осенью 1988, в принципиально новой обстановке — на фоне забастовочной волны и переговоров в Магдаленке, в преддверии Круглого стола — группа марксистских активистов и интеллектуалов учредила организацию «Прогресс и демократия» (PiD). Такие инициаторы, как Теодор Куфель, Мариан Тупяк, Игнацы Красицкий, явно рассматривали PiD в качестве воссозданной «Реальности». К ним примкнул и Ян Маерчак. Однако другие учредители ориентировались на совсем иные идеи Адама Шаффа. Проект не получил развития[2].

После победы «Солидарности» на альтернативных выборах 1989 Ян Маерчак оставил политику. Проживал на пенсии в Познани, от публичности дистанцировался. Скончался в возрасте 90 лет[3].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Dane osoby z katalogu kierowniczych stanowisk partyjnych i państwowych PRL. Jan Marian Majerczak. Дата обращения: 28 сентября 2022. Архивировано 28 сентября 2022 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 Przemysław Gasztold. Towarzysze z betonu. Dogmatyzm w PZPR 1980—1990 / Instytut Pamięci Narodowej, Komisja Ścigania Zbrodni przeciwko Narodowi Polskiemu — Wydawnictwo Diecezjalne i Drukarnia w Sandomierzu; Warszawa 2019.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 Krzysztof Rzepa. Nostalgia i rewolucyjny zapał — na obrzeżach PZPR: Poznańskie Forum Komunistyczne i Komunistyczny Związek Młodzieży Polskiej w Wielkopolsce w 1981 r. / Przegląd Archiwalno-Historyczny. Tom V Poznań 2018.
  4. 1 2 Opowieść o Edwardzie Skrzypczaku — cz. II. Дата обращения: 28 сентября 2022. Архивировано 1 ноября 2021 года.
  5. 1 2 3 Как кололи польскую элиту. Дата обращения: 28 сентября 2022. Архивировано 20 июля 2021 года.
  6. Śladami Mistrza. Prace z historii najnowszej dedykowane Profesorowi Antoniemu Czubińskiemu. Дата обращения: 28 сентября 2022. Архивировано 1 ноября 2021 года.