Битва у Арсийского леса

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая MagnusFit (обсуждение | вклад) в 10:04, 11 декабря 2021 (Ёфикация, викификация). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Битва у Арсийского леса
Дата 509 до н. э.
Место Арсийский лес (Лаций)
Итог Победа римлян
Противники

Римская республика

Тарквиний Гордый
Вейи
Тарквинии

Командующие

Луций Юний Брут
Валерий Публикола

Тарквиний Гордый
Аррунт Тарквиний
Тит Тарквиний
Секст Тарквиний

Битва у Арсийского леса (битва на Невийском лугу) — легендарное сражение, считающееся первой битвой Римской республики. Согласно Плутарху, состоялось в канун мартовских календ, то есть в последний день месяца очищения (28 февраля)[1].

После изгнания из Рима Тарквиний Гордый и его сыновья отправились просить помощи у этрусков. Вейи и Тарквинии предоставили им войско, в других городах были навербованы наёмники, и бывший царь выступил в поход на Рим. Консулы Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола переправились через Тибр и встретили царскую армию на Невийском лугу, рядом с дубовой рощей, посвящённой Горацию (Арсийский лес). Согласно Дионисию Галикарнасскому, Публикола командовал правым крылом, стоявшим напротив вейентов, а Брут — левым — напротив тарквинийцев, которыми командовали царские сыновья. Ливий пишет, что Брут возглавлял кавалерию, шедшую в авангарде, и наткнувшуюся на передовой конный отряд противника, которым командовал Аррунт Тарквиний. Аррунт вызвал Брута на поединок, в котором они оба погибли. После этого в бой вступила пехота. Правый фланг римлян опрокинул вейентов, но Тит и Секст Тарквинии нанесли поражение левому флангу и гнали римлян до самого лагеря[2].

Бой завершился ничейным исходом, по словам Плутарха, противников развела непогода[1]. Далее рассказ античных авторов приобретает откровенно фольклорный и мифологический характер. По словам Дионисия, многие римляне пали духом, потеряв предводителя и понеся большие потери, и уже подумывали об отступлении, когда в темноте из рощи раздался нечеловеческий голос, который услышали воины обеих армий:

У этрусков одним павшим больше. Победа за римлянами!

Ливий. II. 7, 2-3.

По словам Ливия, римляне посчитали, что это голос бога Сильвана, по мнению Дионисия — либо Фавна, либо героя, которому была посвящена роща[3]. Ливий пишет, что этруски не стали дожидаться утра и поспешно отступили, Дионисий сообщает, что Публикола прогнал их, штурмом взяв лагерь, Плутарх добавляет, что в плен было взято пять тысяч человек. Также он приводит фантастические цифры потерь, якобы посчитанные после сражения: у этрусков 11 300 человек, у римлян — на одного меньше[1].

Вернувшись в Рим, Публикола справил триумф (1 марта 509 года до н. э.)[4], причём, по словам Плутарха, первым из триумфаторов въехал в город на колеснице, запряжённой четвёркой[5].

Примечания

  1. 1 2 3 Плутарх. Попликола, 9
  2. Ливий. II. 6; Дионисий Галикарнасский. Римские древности. V. 14—15
  3. Ливий. II. 7, 2; Дионисий Галикарнасский. Римские древности. V. 16
  4. Триумфальные фасты
  5. Плутарх. Попликола, 10