Беспорядки в Ташкенте (апрель 1969)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Беспорядки в Ташкенте (узб. Paxtakordagi voqealar/Пахтакордаги воқеалар) — националистические выступления организованных групп узбекской молодежи в Ташкенте, начавшиеся 4 апреля 1969 года во время футбольного матча на стадионе «Пахтакор» в Ташкенте и продолжавшиеся в течение нескольких дней.

Контекст[править | править код]

В Ташкенте давно проживало большое количество русских, но после землетрясения 1966 года в республику было направлено большое количество рабочих и их доля многократно увеличилась. Рост русских в республике составил с 4,7% (1926 год) до 13,5% (конец 1950-х), а еще десятилетие спустя до 20%. Однако приезжие концентировались в крупных городах и таким образом сложилась ситуация, когда в крупных городах жили преемущественно приезжие, а в остальной части республики коренное население. Так по данным 1970 года из 1 миллиона 473 тысяч 500 русских в городах жили 1 миллион 312 тысяч 300 человек (89,1%). Среди приезжих, помимо грамотных специалистов, прибыло большое количество малоквалифицированных людей, в том числе бывших уголовников, которые перенесли прежние привычки и повадки. С этого момента в районах, где они проживали, стала расти социальная напряженность, повысилась преступность. На фоне этого стали зарождаться локальные стычки между русской и узбекской молодежью. В конечном итоге социальная напряжённость вылилась событиях 4 апреля 1969 года[1].

Хронология событий[править | править код]

Вечером 4 апреля 1969 года между «Пахтакором» и минским «Динамо» на центральном стадионе Ташкента «Пахтакор» начался футбольный матч. Поскольку это был матч первого тура чемпионата СССР по футболу среди команд высшей лиги, то есть это была первая игра в сезоне, интерес к ней был проявлен большой — стадион был практически заполнен до отказа. Уже во время игры возникли словесные перепалки между болельщиками, болевшими за разные команды. Проигрыш узбекской команды со счётом 0:1 накалил страсти ещё сильнее, и после окончания матча стали возникать драки между группами узбекской и русской молодёжи[1].

Далее эти события приняли более массовый характер. Группы узбекской молодёжи перекрыла движение по центральному проспекту Навои, находившемуся рядом со стадионом, и стала беспричинно избивать на улице европейского вида мужчин и женщин, а также женщин-узбечек, одетых в европейские одежды[1].

Первый ЦК Узбекистана Шараф Рашидов, в тот день находившийся на пленуме Кашкадарьинского обкома в Карши, по приезде в Ташкент он тут же дал команду навести в городе порядок. Однако его указание было встречено без особого энтузиазма, что породило неоднозначные суждения. Так по мнению историка Леонида Левитина эти выступления не являлись спонтанными, а были целенаправленно организованы в течение нескольких месяцев и являлись частью местных внутрипартийных разборок, так местная оппозиция пытались дикредитировать Рашидова перед Москвой и сместить его, в качестве тезиса к этой мысли историк указывает что аналогичые события повторились на матчах 8 и 12 апреля, а после наведения порядка были проведены кадровые чистки. Также историк связывает события с идеологической война тех лет между «либералами» и «державниками» (в СМИ эта война нашла свое отражение в публикациях таких журналов, как «Новый мир» (либералы) и «Молодая гвардия» (державники), причем последние, на волне подавления «бархатной революции» в ЧССР, явно одерживали верх[1].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Фёдор Раззаков. Коррупция в Политбюро: Дело «красного узбека». — 2009. — С. 265. — ISBN 978-5-6993-8383-2.

Ссылки[править | править код]

  • Федор Раззаков. Коррупция в Политбюро: Дело «красного узбека».
  • Борис Каменецкий. Русификация и национальное возрождение в Узбекистане. (Конец 40-х - середина 80-х годов). Тель-Авив, 1987. (Автор был работником прокуратуры Узбекистана).