Гао Яо (законодатель)
Гао Яо (кит. трад. 皋陶, пиньинь Gāo Yáo) — законодатель и министр правосудия во время правления Шуня (XXIII в. до н. э.). Один из его (наряду с Юем и Бо-и) помощников. Имя Гао Яо стало нарицательным для справедливых судей. Имя Гао Яо упоминается в ряде древнекитайских сочинений. Согласно одной из глав «Хуайнань-цзы» (гл.9), Гао Яо был немым. О немоте Гао Яо упоминает и сочинение "Вэнь-цзы". Однако Сыма Цянь описывает состоявшуюся в присутствии Шуня беседу Гао Яо и Юя, в которой Гао Яо, рассуждая о дао и дэ, говорит о девяти добродетелях (九德). Каждая из девяти добродетелей (дэ) представлена парой парой дополняющих друг друга качеств. В той же девятой главе "Хуайнань-цзы" (в переводе Л. Е. Померанцевой) Гао Яо приписывается создание Великого закона (大理). Одна из глав «Шан шу» названа «Планы Гао Яо» (皋陶謨).
Свидетельства
[править | править код]- Когда в правление Шуня Поднебесной выбирали из народа и выдвинули Гао Яо,[тогда] все не обладающие человеколюбием, [вынуждены были] удалиться.
Лунь юй. XII, 22.
кит."舜有天下,選於眾,舉皋陶,不仁者遠矣"。
- «…Гао Яо был немым, а учредил Великий закон, и в Поднебесной не стало лютых казней — и поэтому он значительнее говорящих».
«Хуайнань-цзы». Глава девятая. Пер. Л. Е. Померанцевой
кит."故皋陶瘖而為大理,天下無虐刑,有貴於言者也"
- «Гао Яо, занимая должность судьи, разбирал дела народа».
Сыма Цянь «Исторические записки». Глава первая.
кит. «皋陶作士以理民».
- "Прежде императоры Яо и Шунь, правители Тан и У опирались на мудрых и прозорливых помощников, широко образованных министров, поэтому Гао Яо предложил "Планы Гао Яо", от этого эпохи Тана и Юя стали процветать, а И Инь и Цзи-цзы создали соответственно "Поучения И Иня" и "Великий закон", от этого эпохи Инь и Чжоу стали благоденствовать".
Цуй Ши "Чжэн лунь"
Литература
[править | править код]- Сыма Цянь Исторические записки. Пер. Р. В. Вяткина и В. С. Таскина. Т. 1. М., 1972. По именному указателю.
- Кожин П. М. «Девять дэ» в концепции государственного управления Гао Яо // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М.: Восточная литература, 1998. С. 107—117.