Мискевич, Станислав

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Станислав Мискевич
пол. Stanisław Miśkiewicz
Флаг
Первый секретарь Щецинского воеводского комитета ПОРП
12 мая 1981 — 19 января 1990
Предшественник Казимеж Цыпрыняк
Преемник должность упразднена

Рождение 24 июля 1942(1942-07-24) (82 года)
Осеча, Влоцлавский повят
Партия ПОРП
Образование
  • Szczecin University of Technology[вд]

Станислав Казимеж Мискевич (пол. Stanisław Kazimierz Miśkiewicz; 24 июля 1942, Осеча) — польский политик времён ПНР, первый секретарь Щецинского воеводского комитета ПОРП в 19811990. Занимал партийный пост в периоды военного положения, политических манёвров генерала Ярузельского и смены общественно-политического строя Польши. Был противником профсоюза Солидарность. В Третьей Речи Посполитой занимался частным бизнесом.

Происхождение

[править | править код]

Родился в крестьянской семье из Влоцлавского повята. Работал слесарем-сборщиком корпусов на судоремонтной верфи в Щецине. В 1970 окончил Щецинский технологический университет. Был активистом Союза польских харцеров, Союза социалистической молодёжи, Союза польской молодёжи (польский комсомол).

С 1962 Станислав Мискевич состоял в правящей компартии ПОРП. Несмотря на это, участвовал в рабочих протестах 1970/1971. Поступил на Щецинскую судоверфь имени Варского, работал технологом и начальником цеха сборки корпусов. В 1972 стал секретарём комитета ПОРП на предприятии[1].

В августе 1980 Польшу захлестнула волна забастовок. Один из центров забастовочного движения сложился в Щецине. На судоверфи имени Варского был создан Межзаводской забастовочный комитет (MKS) во главе с Марианом Юрчиком. Мискевич занимал двойственную позицию: как функционер ПОРП он был против забастовки, как недавний рабочий относился с некоторым пониманием. Эта двойственность отражалась и в его публичных выступлениях на верфи[2].

Мискевич был среди тех, кто шёл на танки в 1970 году. А потом он постепенно дошёл до партийной функции. Если рабочие бастуют, члены партии пойдут с ними. Никаких иллюзий. Он может не выдвигать агрессивных лозунгов, но сказать, что он против забастовки — это было невозможно. Партийные организации на рабочих местах тогда сильно пошатнулись.
Казимеж Барциковский[3]

Делегация правительства ПНР во главе с вице-премьером Казимежем Барциковским вступила в переговоры с MKS. В них участвовал и Станислав Мискевич[4]. Первым из Августовских соглашений — прежде Гданьского, Ястшембского и Катовицкого — было заключено Щецинское.

Уже осенью 1980 в руководстве ПОРП усилился «партийный бетон», выступавший за жёсткое подавление независимого профсоюза Солидарность. Были временно отстранены сторонники компромисса Казимеж Барциковский и первый секретарь Щецинского воеводского комитета ПОРП Януш Брых. Назначение на место Брыха получил Казимеж Цыпрыняк. Секретарём по организационным вопросом в новом составе комитета был назначен Станислав Мискевич[1]. Но уже спустя полгода Цыпрыняк переведён в Варшаву в аппарат ЦК.

Первый секретарь

[править | править код]

Конфронтация с «Солидарностью»

[править | править код]

12 мая 1981 первым секретарём Щецинского воеводского комитета ПОРП стал Станислав Мискевич[5]. Назначение главой партийной власти региона сравнительно молодого выходца со Щецинской судоверфи — оплота «Солидарности» — представлялось сильным политическим ходом. Однако по части политического опыта Мискевич сильно уступал Брыху и Цыпрыняку. Между тем, конфронтация в Щецине была особенно жёсткой.

С середины 1981, после IX чрезвычайного съезда ПОРП, отмечались попытки щецинского партаппарата перейти в пропагандистское контрнаступление. На этот период пришлись летние «голодные марши», I съезд «Солидарности», забастовки городской прессы (печатать партийные издания приходилось в армейских типографиях), резкие антикоммунистические выступления Юрчика. Со своей стороны Мискевич придерживался жёсткой линии, требовал «идеологического вооружения партии», обвинял «Солидарность» в планах захвата власти, грозил кровавым противостоянием[1].

Во внутрипартийном противоборстве воевоедский комитет поддерживал «бетонное» Движение щецинских коммунистов (RSK) против реформистской «горизонтальной структуры» SPFD. Однако осенью 1981 агрессивные амбиции RSK побудили функционеров резко одёрнуть догматиков — членам партии рекомендовалось прекратить участие в этой организации.

Альянс с силовиками

[править | править код]

13 декабря 1981 было введено военное положение. Среди первых силовых акций режима стало подавление забастовки на судоверфи имени Варского. Станислав Мискевич решительно поддержал WRON. На пленуме воеводского комитета в январе 1982 он выражал глубокое удовлетворение «прекращением анархии, снижением преступности, установлением социального мира». Мискевич санкционировал репрессии против «Солидарности», которыми руководили воеводский комендант милиции Ярослав Верниковский и его заместитель по Службе безопасности Стефан Едынак. В Щецине активно действовали подпольные структуры «Солидарности», 3 мая 1982 произошли крупные уличные столкновения, была сожжена милицейская гостиница[6]. Протесты жёстко подавлялись силами милиции, госбезопасности и ЗОМО.

При этом воеводский комитет ПОРП не играл ключевой роли в событиях. Значительно большим влиянием, нежели Мискевич, обладали полковник, с 1983 генерал Верниковский и начальник воеводского войскового штаба уполномоченный WRON полковник Роман Пецяк. Именно они принимали ключевые решения. Роль парторганизации была в основном вспомогательной и сводилась по большей части к пропаганде. В период военного положения в Щецине насаждалось нечто подобное «культу генерала Ярузельского», широко распространялись его портреты и изречения. Другим направлением являлись «разоблачительные» материалы против «Солидарности», персонально Мариана Юрчика и Леха Валенсы. Стиль пропаганды напоминал период сталинистского правления Болеслава Берута[7]. Печаталась эта продукция в армейских типографиях, распространялась с помощью милиции и госбезопасности. Постоянная оглядка на силовые структуры являлась отличительной чертой политики Мискевича.

Функционер 1980-х

[править | править код]

Несмотря на явную политическую слабость (возможно, как раз по этой причине), Мискевич устраивал военно-милицейских руководителей региона и центральное партийно-государственное руководство. Он сохранил пост первого секретаря в Щецине и после отмены военного положения[1]. Был депутатом сейма ПНР, состоял в комиссиях по транспорту и судоходству и по внешнеэкономическому сотрудничеству.

Практически единственной ситуацией, когда Станислав Мискевич выступил вразрез с высшим руководством, явился конфликт второй половины 1980-х е между ПНР и ГДР — из-за демаркации морской границы в Поморской бухте. Секретарь ЦК ПОРП по внешней политике Юзеф Чирек отмечал, что «Щецинский комитет не был ориентирован на диалог и соглашение, он ужесточил свою позицию, соревнуясь в патриотизме с местной оппозицией и Костёлом, атаковал власть с ура-патриотических и крайне антинемецких позиций»[8]. Но и в этом случае различие ограничивалось риторикой — Политбюро и правительство проводили фактически ту же политику, но в более дипломатичном формате.

Весной-осенью 1988 Польшу снова охватило забастовочное движение, важным центром которого снова стал Щецин. Был воссоздан радикальный MKS во главе с активистом профсоюзного подполья Эдвардом Радзевичем, портовым рабочим Юзефом Ковальчуком и юристом «Солидарности» Анджеем Мильчановским. Забастовка в Щецине продолжалась даже после призыва Леха Валенсы приостановить на время его переговоров с генералом Кищаком. Со своей стороны, Щецинский воеводский комитет ПОРП тоже отказывался поначалу от каких-либо уступок. На местный партаппарат не подействовал даже призыв к диалогу от специально приехавшего в Щецин члена Политбюро Мечислава Раковского.

В Щецине был создан штаб чрезвычайного управления, в который вошли первый секретарь воеводского комитета ПОРП Станислав Мискевич, начальник воеводского УВД генерал Верниковский, Щецинский воевода Станислав Малец и заместитель министра внутренних дел ПНР генерал Чубиньский. Конфронтационный настрой грозил столкновением. Однако общее положение в стране не оставляло иного, нежели диалог и компромисс. Мискевич вынужден был вступить в переговоры и признать MKS[9].

Отставка и бизнес

[править | править код]

Решения Круглого стола и результаты выборов в контрактный сейм. ПОРП уступала власть «Солидарности». В январе 1990 партия приняла решение о самоликвидации и преобразовании в Социал-демократию Республики Польша. Должности воеводских первых секретарей упразднились. Политическая карьера Станислава Мискевича на этом закончилась.

В Третьей Речи Посполитой Станислав Мискевич занялся предпринимательством. Состоял в руководящих органах транспортных и судоходных компаний. От политики дистанцируется, свою политическую деятельность публично не вспоминает, тематические мероприятиях старается не посещать[10].

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 4 Szczecińskie Grudnie 1956 1970 1981 Pamiętamy! / «Grudniowi» sekretarze. 1981. Wierny partii do końca (Stanisław Miśkiewicz).
  2. Niedziela, 24 sierpnia 1980 roku
  3. Oni bali się nas, a my ich
  4. Sierpień ’80 po raz 40. Дата обращения: 3 февраля 2021. Архивировано 18 января 2021 года.
  5. Dane osoby z katalogu kierowniczych stanowisk partyjnych i państwowych PRL. Stanisław Kazimierz Miśkiewicz. Дата обращения: 3 февраля 2021. Архивировано 8 апреля 2018 года.
  6. Jak w maju 1982 r. ZOMO pacyfikowało Szczecin i dlaczego nikt za to nie odpowie. Дата обращения: 3 января 2022. Архивировано 5 марта 2022 года.
  7. Szczecińskie Grudnie 1956 1970 1981 Pamiętamy! / Ofensywa propagandowa.
  8. NRD KONTRA PRL. STOSUNEK MIESZKAŃCÓW POMORZA ZACHODNIEGO DO KONFLIKTU W ZATOCE POMORSKIEJ (1985—1989). Дата обращения: 3 февраля 2021. Архивировано 24 октября 2020 года.
  9. Sierpień 1988 roku w Szczecinie. Дата обращения: 3 февраля 2021. Архивировано 19 сентября 2020 года.
  10. Komuchy i solidaruchy dyskutowały przy salcesonie