О попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
О попе Панкрате, тётке Домне
и явленной иконе в Коломне
Жанры сатирическая комедия, антирелигиозный фильм
Режиссёры Николай Преображенский, Александр Аркатов
Автор
сценария
по мотивам одноименной басни Демьяна Бедного
Оператор Александр Левицкий
Кинокомпания Московский кинокомитет при Наркомпросе РСФСР
Длительность 27 мин.
Страна  СССР
Год 1 ноября 1918[1]
IMDb ID 0220043

«О попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне» — советский немой чёрно-белый антирелигиозный агитфильм 1918 года. Экранизация одноимённой басни Демьяна Бедного. Режиссёр и исполнитель главной роли — Н. Ф. Преображенский. Фильм сохранился не полностью.

Второй в истории советский фильм (второй — формально, фактически — первый). Первый советский антирелигиозный фильм[2][3].

Поп Панкрат, настоятель бедного прихода, решается на хитрость: купив на базаре старенькую икону, он зарывает её в землю и распускает слух о сне богомольной тётки Домны, в котором ей якобы явилась икона. В присутствии прихожан икону «находят», и как обретённая чудесным образом икона привлекает к себе верующих. С увеличением прихожан растут и доходы попа Панкрата, что не остаётся без внимания епархиальных властей: под видом торжественного хождения иконы по соседним сёлам её забирают в Москву.

Документальные кадры в фильме

[править | править код]

Завершался фильм хроникой — документальными кадрами крёстного хода на Красной площади[4]. Также в фильме есть документальные кадры торга на барахолке в Коломне[5].

Первые советские фильмы: «Восстание», «О попе Панкрате», «Подполье», «Сигнал» и «Уплотнение» — готовились к первой годовщине Великого Октября[6][7].

Фильм снят Московским Кинематографическим комитетом созданным в 1918 году при Наркомпросе на базе национализированного киноателье кинематографического отдела Скобелевского комитета, находившегося на Верхней Масловке (ныне на том месте стадион «Динамо»). Председателем комитета был назначен Н.Ф. Преображенский — активный революционер, депутат Моссовета, член РСДРП(б) с 1904 года, незнакомый с кинематографией. Кинематографисты отнеслись к нему насторожено:

Помню первое впечатление, которое на меня произвёл Преображенский. Он был невысокого роста, с большой пролысиной на голове, с давно не стриженными волосами. Одет в русскую косоворотку, на ногах стоптанные порыжевшие сапоги. На поясе висел большой маузер в кобуре. Если бы не грозный вид маузера, его можно было принять за сельского учителя из церковно-приходской школы. В кабинете Николай Фёдорович не сидел, обладая кипучим темпераментом. Первое время мы Преображенского просто боялись.

Александр Левицкий, оператор фильма

За основу была взята басня Демьяна Бедного «О попе Панкрате, о тётке Домне и явленной иконе в Коломне. Сиречь — про поповский карман и поповскую совесть. Душеспасительная повесть». Басня была впервые опубликована в нескольких номерах газеты «Беднота» в мае-июне 1918 года[8], и в издательстве ВЦИК издана 32-страничной книжкой с 28-ю иллюстрациями А. Зелинского[9].

На сохранившемся экземпляре сценария фильма имеется надпись: «Всю пьесу необходимо ставить в виде лубка, с самыми примитивными декорациями и шаржированными гримами и костюмами… Или же всю пьесу снять мультипликаторным способом, то есть при помощи рисунков — без участия артистов», кем сделана надпись и почему указание не было реализовано — неизвестно.[4]

Режиссёр сам решил играть роль в кино, так как актёр, согласившийся было исполнять роль попа Панкрата, в последнюю минуту отказался от съемок, мотивируя свой отказ религиозными убеждениями[10]. По ряду сведений роль попа в фильме хотел сыграть поэт Владимир Маяковский, но был вынужден срочно уехать в Петроград на премьеру «Мистерии-буфф»[11].

Помимо съёмок в павильоне съёмки производили на настоящем рынке, в подмосковной деревне.[12] Оператор фильма А. Левицкий отметил работу помощника режиссёра Ворожевского и художника Козлова, которые в трудных условиях 1918 года сумели придать декорации полное впечатление внутренности церкви.

Съёмки велись в середине марта — несмотря на холод в съёмочном павильоне, постоянные перебои со светом, сложные условия проявления плёнки, задержку зарплаты и малый бюджет — так, на массовку директор киноателье Б. А. Михин смог выделить сумму только в шесть раз меньше запрашиваемой Преображенским.

Всё это вспоминается теперь как сон, как бытие той страшной разрухи, которая царила в кинематографии и которую приходилось преодолевать Советской власти. Но, несмотря на все недостатки фильма, радостно сознавать, что он всё-таки вышел. Вышел вопреки той травле, которую подняли религиозники, вопреки саботажу киноработников, вопреки разрухе, царящей в кинохозяйстве страны, вопреки всем помехам, стоявшим на пути его постановки. И здесь надо отдать должное его автору «в трёх лицах» — Николаю Фёдоровичу Преображенскому, коммунисту, большевику, решение которого поставить антирелигиозный фильм оказалось непоколебимым.

Александр Левицкий, оператор фильма

Хотя оценка активности Преображенского в создании фильма различна, но, стоит отметить, что в то время участие чиновников в кино не было редкостью: так, например, в фильме «Уплотнение» выступил автором сценария и исполнил роль Нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский, и подобная практика объяснялась «условиями острого недостатка работников-коммунистов»[13].

Председатель кинокомитета Преображенский не только поставил агитку «О попе Панкрате», но и сам сыграл Панкрата. Если рассудить, чиновники, становящиеся актёрами и режиссёрами, гораздо симпатичнее режиссёров и актёров, которые в позднем СССР мутировали в чиновников.

киновед Михаил Трофименков, 2016 год[14]

В каталоге «Советские художественные фильмы: немые фильмы 1918—1935» фильм указан под № 2, а № 1 — фильм «Восстание»[15], однако, А. Левицкий, снимавший оба фильма, именно фильм «О попе Панкрате» называет первым художественно-агитационным фильмом[16] и первым фильмом государственного производства[1] указывая, что он вышел на экраны раньше — 1 ноября 1918 года.

Большой знаток истории русского и советского фильма Джей Лейда связывает само появление термина «агитфильм» именно с фильмом «О попе Панкрате»[17].

В 1918—1920 годах было выпущено около 80-ти агитфильмов.[4] Но среди них фильм не потерялся, так, киновед Л. А. Зайцева поставила его в один ряд с фильмом «Мать» А. Е. Разумного:

Большинство агитфильмов не сохранилось. Но среди оставшихся есть и достойные. Такие, например, как экранизация басни Д. Бедного «О попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне» реж. Н. Преображенского. К ним можно отнести и первую экранизацию романа Горького «Мать».

киновед Лидия Зайцева, 2013 год[18]

Как экранизация басни Демьяна Бедного фильм критиками признаётся неудачным:

Грубоватая, но гневно-сатирическая манера «Сказки о попе Панкрате» Демьяна Бедного в одноимённом агитфильме ещё более огрублена. Сказка превратилась в тягучее бытовое повествование. Оно старательно и безучастно иллюстрировало тезис об аморальности духовенства.

теоретик кино А.В. Мачерет[19]

Агитка была поставлена в бытовом ключе, излишне «всерьёз». Лишь немногие кадры — например, сцена в церкви, где попик, исповедуя старушку, лукаво «договаривался» с богом, типы попов: тощего и толстого, да стилизованные надписи — сближали в какой-то мере агитку с писательской манерой Демьяна Бедного.

История советского кино, 1969[20]

При этом киноведом И. В. Сэпман было отмечено, что фильм — первая попытка прямой экранизации поэзии, поскольку предыдущие фильмы можно лишь условно можно числить по разряду экранизации: попытки перевода поэтического текста на язык кино в них не предпринимались.[4]

Первые, попытки прямой экранизации были осуществлены ещё в рамках агитфильма: на экран были перенесены сюжеты басен Демьяна Бедного «О Митьке-бегунце» и «О попе Панкрате». И сразу же обнаружились потери которые предостерегают поэзию на пути к экранному воплощению. Особенно наглядно их демонстрирует второй фильм — вышедшая к первой годовщине Октября лента «О попе Панкрате». Острая, сатирическая, шаржированная «про поповский карман и поповскую совесть душеспасительная повесть» на экране превратилась в нравоучительную бытовую историю о лукавом и жадном попике. Авторская ирония, агитационный пафос басни до экрана не дошли. Это и понятно: ведь экранизировалось только событие, а поэтическое событие не равно не только житейскому, но и событию в прозаических жанрах.

киновед И.В. Сэпман, кандидат искусствоведения, учёный секретарь Российского института истории искусств (РАН)[4]

Киновед Р. Н. Юренев заметил, что фильм является первой советской комедией, но не содержал в себе почти ничего смешного, и отметил его крайнюю слабость:

Нужно сказать прямо, что, судя по сохранившимся фрагментам, он был очень и очень плох. Снятый длинными кусками на общих планах, переполненных не знающими как себя вести статистами, лишённый остроумия, темпа, лёгкости, очень слабо разыгранный любителями, одетыми в чёрные рясы и долгогривые парики , — он представлял собою весьма примитивное зрелище. От грубоватого, солёного юмора, от народных интонаций, от ритмического разнообразия и ловко повёрнутого сюжета поэмы Демьяна Бедного мало что осталось. Пожалуй, лишь опытная актриса Л. Сычёва (сыгравшая, кстати, роль Ниловны в первой экранизации горьковской «Матери» режиссёром А. Разумным) показала ханжу и грешницу тётку Домну, уверенно опираясь на образы свах Островского и кумушек «простонародных» дореволюционных кинодрам.

Р.Н. Юренев киновед, доктор искусствоведения, 1960 год[21][12]

Но и при всех явных недостатках отметил ценность фильма:

Несмотря на провал «Сказки о попе Панкрате», всё же не следует недооценивать этот первый опыт создания фильма на новом, современном материале. Особенно важно отметить, что первые робкие шаги советской кинокомедии были сделаны по пути идейности и реализма. Тенденция, мысль, агитационно-воспитательное назначение — всё это было почти незнакомо русской дореволюционной комедии. До Октября русская кинокомедия была развлекательной, теперь она стала агитационной.

Р.Н. Юренев киновед, доктор искусствоведения

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 Поп Панкрат // А. А. Левицкий — Рассказы о кинематографе — М.: Искусство, 1964—246 с. — стр. 159
  2. Кирилл Эмильевич Разлогов — Первый век нашего кино: энциклопедия: фильмы, события, герои, документы / Российский институт культурологии, Национальная академия Кинематографических искусств и наук России — Локид-Пресс, 2006—910 с.
  3. Семен Фрейлих — Фильмы и годы: развитие реализма в киноискусстве — М.: Искусство, 1964—369 с. — стр. 47
  4. 1 2 3 4 5 Изольда Владимировна Сэпман — Кино и поэзия — Российский институт истории искусств, 1994—129 с. — стр. 56, 62
  5. Нея Марковна Зоркая — Советский историко-революционный фильм — Издаательство Академии наук СССР, 1962—217 с. — стр. 24
  6. Юрий Горячев — История строительства советской кинематографии, 1917—1925 — 1977 — 82 с. — стр. 36
  7. Советские художественные фильмы: Неме фильмы, 1918—1935 / Всесоюзный государственный фонд кинофильмов, Москва: Искусство, 1961
  8. Газета «Беднота» № 46, 48, 49, 51, 54, 56, 57 с 24 мая по 6 июня 1918 года
  9. О попе Панкрате, о тетке Домне и явленной иконе в Коломне, си- речь — про поповский карман и поповскую совесть душеспасительная повесть. [С прил. церковного документа 1918 г.]. М., Изд-во ВЦИК Советов р., с., к. и к. д., 1918 — 32 с.
  10. Лебедев Н. Очерк истории кино СССР. Немое кино. 2-е изд. М., 1965. С. 125.
  11. Леонид Филиппович Волков-Ланнит — Вижу Маяковского — Изд-во "Искусство, ", 1981—278 с. — стр. 222
  12. 1 2 Вопросы киноискусства, Том 4 — Изд-во Академии наук СССР, 1960 — Стр. 311
  13. Искусство кино, № 8, 1959 — стр. 41
  14. Михаил Трофименков - Уплотнение. История русского кино в 50 фильмах Архивная копия от 27 ноября 2018 на Wayback Machine // Коммерсантъ, 19.02.2016
  15. Советские художественные фильмы: Немые фильмы, 1918—1935 — Всесоюзный государственный фонд кинофильмов — Москва: Искусство, 1961 — стр. 5
  16. Искусство кино, № 8 за 1959 год — стр. 41
  17. Стэлла Давидовна Гуревих — Советские писатели в кинематографе (20 — 30-е годы): учебное пособие для факультетов и факультативных курсов истории и теории кино — 1975—144 с. — стр. 10
  18. Лидия Зайцева - Становление выразительности в российском дозвуковом кинематографе. М., 2013
  19. Александр Вениаминович Мачерет - Художественные течения в советском кино - М.: Издательство "Искусство", 1963 - 334 с. - стр. 14
  20. История советского кино, 1917—1967. В 4 томах, Том 1 — Институт истории искусств — М.: «Искусство», 1969 — стр. 72
  21. Юренев Р. Н. - Советская кинокомедия /АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. — М.: Наука, 1964. — 540 с. - стр. 56

Литература

[править | править код]
  • Поп Панкрат // Левицкий А. А. Рассказы о кинематографе. — М.: Искусство, 1964. — С. 150—161. — 246 с.