Вербализм (психологический синдром)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вербали́зм (от лат. verbalis — словесный) — психологический синдром, который может сложиться в дошкольном возрасте. Заключается в резком преобладании развития вербальной (речевой) сферы[1] над другими сторонами психического развития ребенка[2].

Впервые вербализм был описан Л. С. Выготским при изучении детей с умственной отсталостью, также вербализмом могут страдать дети с глубокими нарушениями зрения[4][5], но он может сформироваться и у нормального ребёнка. А. Л. Венгер включает его, наряду с интеллектуализмом и синдромом сужения сферы деятельности, в разряд синдромов, характеризующихся дисгармоничностью психического развития[6]. Для вербализма характерен значительно более серьёзный дисбаланс, чем для интеллектуализма: поскольку недостаточное развитие получает не только эмоциональная сфера, но также и мышление: как образное, так и логическое[7].

Вербализм обычно формируется с раннего детства и связан с особенностями воспитания. Некоторые родители серьёзно переоценивают важность развития речи, считают её главным или даже единственным показателем умственного развития ребёнка. С раннего возраста большое внимание уделяется разучиванию стихов, расширению словарного запаса, развитию «эрудиции»; в дальнейшем ребёнка как можно раньше стараются научить чтению, счёту (названиям цифр и чисел); в некоторых случаях — также и письму. При этом обычным «детским» занятиям, таким как, например, сюжетные игры, конструирование из кубиков, лепка, рисование — внимания уделяется гораздо меньше, да и времени на них может не оставаться. А в этом возрасте именно они в первую очередь необходимы для развития и мышления, и эмоциональной сферы[2][7].

В качестве иллюстрации вербализма А. Л. Венгер с соавторами приводит пример психологического обследования 5-летнего ребёнка из старшей группы детского сада, мама которого считала его исключительно умным для своего возраста и гордилась его умением считать до ста. Ребёнок начал уверенно произносить: «Один, два, три, четыре…», — но когда ему предложили выяснить, сколько спичек лежит на столе (там было выложено 20 спичек), он смог ответить только «Много». Ему не удалось их пересчитать даже после демонстрации, как это делается путём перекладывания по одной спичке в другую кучку — поскольку он произносил числа медленнее, чем перекладывал спички, причём сразу по несколько штук[8].

Такие дети хорошо и бойко говорят, могут правильно использовать сложные грамматические конструкции. Некоторые из них уверенно отвечают на разные вопросы — за счёт большого словарного запаса и умения воспроизвести услышанное ранее от взрослых. Это часто привлекает одобрительное внимание взрослых, которым ребёнок может казаться развитым не по годам и даже вундеркиндом. Такое их отношение может способствовать дальнейшему усугублению сложившегося перекоса в развитии и тем самым укреплению вербализма. Всё больше на первый план выходит вербальное общение ребёнка со взрослыми в ущерб его участию в практической деятельности, в играх с другими детьми. Общение со сверстниками может нарушаться как в связи с незрелостью эмоциональной сферы, так и по причине отсутствия общих интересов[9][10].

Обучение в младшей школе[править | править код]

Самое первое время такие дети, как правило, бывают успешны — в той мере, в какой от них требуется простое воспроизведение полученных сведений. Трудности, чем дальше, тем более серьёзные, появляются по мере усложнения задач, которые ставит школа перед ребёнком. Проявляются несформированность мышления, неспособность к организации собственных действий. Нередко вербализм приводит к выраженной неравномерности школьных достижений: такие дети могут хорошо читать, уметь развёрнуто отвечать на вопросы, но испытывать значительные затруднения с заданиями по математике: в большей степени с задачами, в меньшей — с вычислительными примерами[9][11].

Психологическая помощь[править | править код]

Вербализм требует серьёзного коррекционного вмешательства. В школьном возрасте он трудно поддается коррекции. Нужно возвращаться к «дошкольным» видам деятельности (например, игре, конструированию, рисованию), заполняя «пустоты» в детском развитии, накопившиеся за долгое время. Но это следует делать на несколько более «взрослом» уровне — учитывая путь, который прошло за эти годы развитие ребёнка. В подростковом и юношеском возрасте также важна правильная профориентация[12][10].

Примечания[править | править код]

  1. Включая устную речь, а иногда также и словесную память, письменную речь
  2. 1 2 Венгер, 2005.
  3. Словарь Л. С. Выготского / под ред. А. А. Леонтьева.. — М.: Смысл, 2004. — 118 с. — ISBN 5-89357-169-X.
  4. Шевченко, Корнеева, 2006, с. 182.
  5. Азбука тифлопедагога.
  6. Венгер и др., 2006, с. 394—399.
  7. 1 2 Венгер и др., 2006, с. 397.
  8. Венгер и др., 2006, с. 397—398.
  9. 1 2 Венгер и др., 2006, с. 398.
  10. 1 2 Кулагина, Колюцкий, 2015, с. 223.
  11. Венгер, 2000, с. 88.
  12. Венгер и др., 2006, с. 445—446.

Литература[править | править код]

  • Венгер А.Л. Вербализм // Психология развития. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах.. — 2005.
  • Венгер А.Л., Морозова Е. И., Дозорцева Е. Г. Психическое развитие в детском и подростковом возрасте // Практическое руководство по детским болезням / под общ. ред. Ю. С. Шевченко, А. Л. Венгера. — М.: Медпрактика-М, 2006. — Т. 7: Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология. — С. 297—399. — ISBN 5-98803-021-1.
  • Венгер А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. — М.—Рига: Эксперимент, 2000. — 184 с. — ISBN 9984-16-038-6.
  • Шевченко Ю. С., Корнеева В. А. Психология аномального ребёнка // Практическое руководство по детским болезням / под общ. ред. Ю. С. Шевченко, А. Л. Венгера. — М.: Медпрактика-М, 2006. — Т. 7: Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология. — С. 174—201. — ISBN 5-98803-021-1.
  • Кулагина И .Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов / Рецензент и автор предисловия: В. П. Зинченко. — М.: Академический проект, 2015. — С. 247. — ISBN 978-5-8291-1823-5.
  • Азбука тифлопедагога. Словарь-справочник. www.s-vestnik.ru. Школьный вестник. — Составители Николай Антонов, Анатолий Колдаков под редакцией Венеры Денискиной. Дата обращения: 31 марта 2023. Архивировано 16 января 2016 года.
  • Дрозд К.В. Методика работы вожатого в детском оздоровительном лагере : учебное пособие для СПО. — 2-е изд., испр. и доп. / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. — М.: Изд-во «Юрайт», 2020—2023. — 423 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12501-6.