Череп Хаджи-Мурата

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Череп Хаджи-Муратадагестанского военного деятеля Кавказской войны — ныне хранится в петербуржском музее и является предметом регулярного общественного резонанса. Череп был вывезен с Кавказа в XIX веке и стал экспонатом музея. С 1990-х годов ряд общественных и политических деятелей продолжают заниматься вопросом репатриации останков.

Голова Хаджи-Мурата. Художник Лансере, 1913. Иллюстрация к повести «Хаджи-Мурат»

История[править | править код]

  • Голову отсёк неизвестный после смерти Хаджи-Мурата в мае 1852 года на территории нынешнего Гахского района Азербайджана. Её перевезли в Нуху, положили в спирт и выслали губернатору в Шемаху. Оттуда её в качестве доказательства смерти Хаджи-Мурата переслали в Тифлис к наместнику царя на Кавказе — князю Воронцову. Голова три дня находилась на выставке для показа публике[1].
  • Вскоре её отослали в Санкт-Петербург. Она была осмотрена царём Николаем I, министром Чернышевым и старшими офицерами. Её поместили в Военно-медицинскую академию[1].
  • В 1959 году череп был передан в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера)[2].
  • В 1964 году советский учёный Михаил Герасимов по черепу составил бюст Хаджи-Мурата[3][4].
  • Череп Хаджи-Мурата выставлялся напоказ в качестве «трофея Кавказской войны»[5] и «государственного достояния России» с инвентарным номером 199[6]. Позже он из музейного фонда был переведён в разряд госимущества[5].

Описание[править | править код]

Лев Толстой писал о голове[5]:

«Это была голова, бритая, с большими выступами черепа над глазами и черной стриженой бородкой и подстриженными усами, с одним открытым, другим полузакрытым глазом, с разрубленным и недорубленным бритым черепом, с окровавленным запекшейся черной кровью носом. Шея была замотана окровавленным полотенцем. Несмотря на все раны головы, в складе посиневших губ было детское доброе выражение».

На черепе находится затёртая надпись на русском и азербайджанском языках «Наиб Хаджи-Мурат»[7].

Требования репатриации[править | править код]

  • В 1990 году секретарь «Фонда Шамиля» и историк Хаджи-Мурад Доного отправился в Ленинград с целью передать череп в имущество «Фонда Шамиля» и захоронить его либо в Азербайджане, где похоронено тело, либо вместе с телом перехоронить в Хунзахе, родном селе Хаджи-Мурата[8]. Директор института, где хранится череп, дал согласие на инициативу, но из-за особенности мероприятия (захоронение экспоната музея) дело не было завершено[8].
  • Во время референдума о доверии президенту Ельцину (1993 год) в Махачкалу прибыл Сергей Шахрай с разрешением на возвращение черепа. Из-за стремительно менявшейся ситуации в стране вопрос с черепом не был решён и на этот раз[8].
  • В 1995 году из-за множества писем с требованиями репатриации начальник департамента культуры РФ Шабдурасулов подписал документ, гласящий, что череп — собственность музея, нельзя измениться форму собственности и для того, чтобы передать в Дагестан, необходимо изменить законодательство[8].
  • Руководство музея в 1997 году в ответ на повторяющиеся запросы на репатриацию заявило[9]:

    «Мы его не прячем, пусть забирают. Череп Хаджи-Мурата не представляет большой ценности. У нас есть более интересные экспонаты, например, полный скелет человека палеолита, найденный под Воронежем. Тем более что череп Хаджи-Мурата — исключение из правил музея. Обычно мы не регистрируем в качестве музейного экспоната черепа исторических лиц, после изучения мы передаем их для захоронения. Череп Хаджи-Мурата — пока федеральная собственность. Рядовой экспонат с коллекционным номером, списать его без указания вышестоящей инстанции мы не можем. На это требуется специальное распоряжение Министерства культуры».

  • В 1998 году после просьб Министерству культуры был получен ответ[10]:

«Границы компетенции Министерства культуры Российской Федерации не позволяют решить данную проблему на нашем уровне. Дело в том, что Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого /Кунсткамера/ Указом Президента Российской Федерации от 18.11.92 г. № 294 отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерация. В соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации и Федеральным законом „О Музейном Фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации“, находящиеся на постоянном хранении в названном музее предметы отчуждению не подлежат. Учитывая изложенное, решение этого вопроса может быть найдено только на политическом уровне, о чем Правительство Республики Дагестан нами проинформировано».

  • Вскоре был отправлен запрос к исполняющему обязанности президента Путину[10].
  • В 2000 году было объявлено о возвращении черепа. В ходе телефонного разговора между главой Минкульта РФ Швыдкой и Председателем Госсовета РД Магомедали Магомедовым была достигнута договорённость о возврате черепа. Глава республики поздравил дагестанцев с событием. Было объявлено о создании комиссии по решению этого вопроса[11].
  • Просьба о возврате отправлялась также и из Азербайджана, где было похоронено тело Хаджи-Мурата[12].
  • В 2017 году глава ЧР Кадыров потребовал захоронить череп. Кунсткамера выпустила ответ на требование: вопросом с черепа занимается межведомственная комиссия, созданная Минкультуры РФ[13].
  • В 2019 году советник президента Толстой заявил[13]:

    «По указанию Главы государства (от 19.07.2018 №Пр-1279) выраженная в Вашем обращении позиция о целесообразности передачи в Республику Дагестан для захоронения останков (черепа) Хаджи-Мурата была рассмотрена в Администрации Президента Российской Федерации и, в целом, поддержана. По итогам консультаций с руководством Республики Дагестан принято решение осуществить акт передачи останков позднее с учетом текущей внутриполитической ситуации в республике».

  • В 2022 году глава РД Меликов поддержал предложение общественности о репатриации черепа[13]

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Гаджиев, 2005, с. 102.
  2. Антанасиевич, И. О комиксах по мотивам произведений Л. Н. Толстого в Королевстве Югославия // Наследие Л. Н. Толстого в гуманитарных парадигмах современной науки : Материалы XXXIV Международных Толстовских чтений. — 2014. — С. 52-63.
  3. Харченко, В. В. Реконструирование облика человека по краниологическому материалу: история и современность // Интегративные тенденции в медицине и образовании. — 2019. — Т. 2. — С. 88-96.
  4. Головин, С. А. Рудаки: реконструкция М. М. Герасимова портрета основоположника поэзии на фарси-дари // Чтения памяти профессора Александра Александровича Сидоренко. — 2016. — № 3. — С. 46-54.
  5. 1 2 3 Аджиев М. Э. Мой Хаджи // Труды Географического общества Республики Дагестан. — 2010. — № 38. — С. 108-109.
  6. Абдулхабиров, М. Н. И. Пирогов и Салта. Н. И. Пирогова помнят и любят в Дагестане // Пироговский форум травматологов-ортопедов : Материалы. — 2019. — С. 8-59.
  7. Гаджиев, 2005, с. 119.
  8. 1 2 3 4 Гаджиев, 2005, с. 104.
  9. Гаджиев, 2005, с. 119-120.
  10. 1 2 Гаджиев, 2005, с. 121.
  11. Гаджиев, 2005, с. 123.
  12. Штаненко А. В. Репатриация человеческих останков: российский опыт и дальнейшие перспективы // Антропология интердисциплинарности : Тезисы международной научной конференции «Второй Томский антропологический форум». — Томск, 2018. — 11–13 10. — С. 126-127.
  13. 1 2 3 Сергей Меликов поддержал требования общественности вернуть череп Хаджи-Мурата в Дагестан. Новое дело (11 ноября 2022). Дата обращения: 11 ноября 2022. Архивировано 11 ноября 2022 года.

Литература[править | править код]

  • Гаджиев И. Г. Голова // Хаджи-Мурат в историях и легендах. — 2005.
  • Герасимов М. М. Череп Хаджи Мурата // Литературная газета. — 1964. — № 5, 11.