Эстонские вооружённые силы в период немецкой оккупации (1917—1918)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Эстонские вооружённые силы в период немецкой оккупации 1917—1918 годов

Период захвата островов[править | править код]

29-го сентября (12 октября) 1917 года германские войска при поддержке флота совершили десант на Моонзундский архипелаг. К 6-му (19) октября острова Сааремаа (Эзель), Муху (Моон) и Хийумаа (Даго) были захвачены. В последний момент на остров Муху было переброшено два батальона 1-го Эстонского полка, где потом 1600 эстонцев попали в плен.

Состав и расположение вооружённых сил[править | править код]

1-й Эстонский полк (командир — полковник Зигфрид Пиндинг, потом полковник Александер Тыниссон) начал формироваться в апреле 1917 года на основе эстонских офицеров и солдат Русской армии. Уже в октябре, вдобавок к 1-му Эстонскому полку находившемуся в Хаапсалу (Гапсаль), был создан его запасной батальон в Тарту (Юрьев), а также, по инициативе Главного комитета эстонских солдат, неофициально 2-й Эстонский полк в Таллине (Ревель), Пайде (Вейсенштейн) и Вильянди (Феллин) — 2-й Эстонский полк комплектовался побатальонно в Пярну, Вильянди и Пайде.

После завоевания Эстонских островов Ревельский Эстонский батальон был по разрешению коменданта морской крепости переформирован в отдельный 3-й Эстонский полк. Затем в Раквере (Везенберге) был сформирован 4-й Эстонский полк.

Неофициально попытались создать Эстонский кавалерийский полк, который формировался в Вильянди. Также шло формирование артиллерийской бригады в Хаапсалу.

В декабре 1917 года началось формирование 1-й Эстонской пехотной дивизии в составе резервных войск Северного фронта. Командиром дивизии 23 декабря 1917 г. (5 января 1918 г.) был назначен подполковник Йохан Лайдонер, начальником штаба — уже 6 (19) декабря — Яан Соотс. В состав этой дивизии входили 4 пехотных полка, один кавалерийский полк, резервный батальон, артиллерийская бригада, инженерная рота, дивизионные обоз и лазарет. Численный состав дивизии значительно превосходил штатное расписание.

Также 13-14 февраля 1918 года в Таллине на армейской конференции было принято решение о формировании красноармейской части из добровольцев-эстонцев. 15 февраля уже началось формирование 1-го Таллинского красного полка в составе: 12 рот, пулемётная команда и лёгкая артиллерия.

Действия вооружённых сил с 18 февраля 1918 года (начало вторжения немцев на материк)[править | править код]

На 18 февраля в состав 13 армейского корпуса входили — 2-й Эстонский пехотный полк (в районе Пярну), батальон 4-го Эстонского пехотного полка (в Пайде), батальон 2-го Эстонского пехотного полка и формируемый Эстонский кавалерийский полк (в Вильянди).

19 февраля приказом командования Северного фронта 13-й армейский корпус перешёл в подчинение командира 49-го корпуса. Согласно директиве № 490/6:

  • «…В случае наступления противника и отхода наших войск все отходящие из Таллина и правофланговые части 12-й армии по достижении ими линии Пайде, Вильянди, Тарту поступают в подчинение комкора 49-го, которому принять меры по организации обороны на вильяндских и нарвских позициях с целью прикрытия направления на Петроград. Указанные части подчиняются комкору 49 на правах командира отдельного корпуса, непосредственно подчиняемого Упрасеву (командованию Северным фронтом)».[1]

В северо-западной части Прибалтики Северному корпусу немцев противостояла только одна рота военно-морской десантной бригады, расположенная на острове Вормси. Северный корпус должен был совершить марш по льду. Немецкий гарнизон с острова Хийумаа (Даго) получил задачу — наступая через остров Вормси (Вормс) — овладеть Хаапсалу. Сами немцы свои действия трактовали как - Освобождение. Так к примеру, Гуго Каупишь (начальник оперативного отдела (1-й офицер Генерального штаба) 8-й армии) впоследствии опубликовал книгу об этих событиях с названием «Освобождение Лифляндии и Эстландии (с 18.2 по 5.3)».

В Хаапсалу (Гапсаль) — В ночь на 18 февраля в штаб немецкого губернатора Моонзундских островов в Куресааре (Аренсбург) из Хаапсалу прибыли два «представителя» из 1-го Эстонского полка и от имени командира полка (полковник Эрнест Пыддер заявили, что при переходе немцев в наступление полк «по ликвидации некоторых ненадежных элементов подчиняется немецкому командованию»[2], и посоветовали с переходом Северного корпуса на материк вести наступление не на Пярну, а на Таллин, «как центр, в котором сосредоточены все революционные происки Эстонии».

20 февраля командир полка Эрнст Пыддер, получив точные сведения (от десантной роты с острова Вормси) о начале наступления германских войск, немедленно командировал в Таллин журналиста Йохана Юхтунда с заданием — привезти с собой кого-то из национальных лидеров, имеющих полномочия на провозглашение независимости Эстонии.[3]

Вечером 20 февраля, полк (численностью около 600 человек) арестовал представителей Советской власти и разоружил русскую роту (военно-морской десантной бригады), отошедшую с острова Вормси, а также команду 37-й морской батареи. После этого в штабе полка прошло совещание представителей Ляэнемааской уездной управы, Хаапсалуской горуправы и офицеров полка, на котором было решено, что если представители Земского совета Эстляндской губернии к утру не прибудут, следует действовать от имени самоуправлений и полка. В 8 часов утра 21 февраля в Хаапсалу вошли немецкие части. Город был сдан немцам без боя. При встрече с командиром части майором Стеффенсом полковник Пыддер и сопровождавший его писатель Карл-Аугуст Хиндрей заявили, что Эстония является самостоятельным государством и считает себя нейтральной в войне между Германией и Россией. Затем было подписано соответствующее двухстороннее соглашение. Полковник Пыыдер приказал «собрать солдат на рыночной площади и произнёс перед ними речь о независимости эстонского государства».[3] Сам манифест, которым Эстония официально провозглашалась независимым демократическим государством «с сегодняшнего дня», был датирован 21 февраля 1918 года.

Немцы не разоружили эстонцев. Часть полка осталось для охраны города и его окрестностей, а остальные двинулись на Пярну.

В Тарту (Юрьев) — 21 февраля произошла попытка свержения власти большевиков, которая была подавлена в тот же день. Положение было сложное. Ещё в середине февраля город разделился на два враждебных лагеря — по одну сторону реки располагались контрреволюционные силы в лице Эстонского запасного батальона и местных белогвардейцев; по другую — силы Советов: революционные солдаты латышского запасного полка, Красной гвардии и части солдат Эстонского запасного полка.[4] До подхода немцев большевики эвакуировались из города. Утром 24 февраля германские войска заняли Тарту.

В Пярну (Пернов) — утром 22 февраля командир пярнуского 3-го батальона 2-го Эстонского полка (штабс-капитан Феликс-Йоханнес Танненбаум (Таннебаум)) сообщил в своём приказе, что вся исполнительная власть в городе и в уезде перешла к пярнускому эстонскому батальону. Вечером 23 февраля в одну из транспортных колонн Северного корпуса немцев, двигавшуюся в направлении на Ревель, явились «представители» 2-го Эстонского пехотного полка из Пярну и заявили якобы «о желании» полка перейти, на сторону немцев. 24 февраля в городе был проведён парад (это был первый военный парад в истории Эстонской республики). Штабс-капитан Танненбаум отдал приказ: «Принимая во внимание провозглашение независимости Эстонии сегодня 23 февраля 1918 г., приказываю завтра 24 февраля в 11.30 всем ротам и командам по порядку номеров собраться перед штабом батальона (перед бывшей городской школой — на площади Глабе) — в развёрнутом строю, откуда церемониальным маршем под музыку пройти через город. Всем военным приказываю быть в шинелях, в караульной форме, по возможности, в погонах с эстонской лентой через погон или с эстонской лентой на груди».[3]

В этот же день была установлена связь с командиром 77-й резервной дивизии немцев, который отправил в Пярну из Валга по железной дороге передовой немецкий отряд. 25 февраля в 13 часов этот отряд занял Пярну. Эстонский батальон численностью до 1000 человек, располагавшийся в городе по квартирам, сложил оружие.

В Вильянди (Феллин) — 2-й Эстонский полк взял власть 24 февраля. (располагались батальон 2-го Эстонского пехотного полка и формируемый Эстонский кавалерийский полк) Утром 25 февраля в 10 часов 30 минут передовой отряд 77-й резервной дивизии немцев без боя занял этот город, разоружив в нём потом батальон 2-го Эстонского полка.

В Пайде (Вейсенштейн) — к полудню 25 февраля командир 3-го батальона 4-го Эстонского полка (капитан Яан Майде) собрал на рыночной площади военных и горожан и огласил манифест о независимости Эстонии. В дальнейшем в ночь на 26 февраля части 77-й резервной дивизии немцев овладели городом Пайде и разоружили батальон 4-го Эстонского полка.

В Раквере (Везенберг) — до полудня 25 февраля 4-й Эстонский полк (командир — капитан Хейнрик Вахтрамяэ) взял город под свой контроль.

В Выру (Верро) — эстонские силы пытались отобрать власть у большевиков, но не смогли. Выру захватили сами немцы.

В Таллине (Ревель) -

Ликвидация вооружённых сил[править | править код]

В марте-апреле 1918 года все оставшиеся эстонские вооружённые части были немцами распущенны и разоружены. Это произошло после ратификации и вступления в юридическую силу Брестского договора (РСФСР ратифицировала - 15 марта 1918 года, Германия - 17 марта), что формально вывело Россию из мировой войны. 20 марта генерал-губернатор Зекендорф издал приказ о расформировании оставшихся эстонских воинских частей.

  • — 1-й Эстонский полк — ликвидирован немцами в апреле 1918 года[5].[нет в источнике]
  •  — Эстонский батальон численностью до 1000 человек, располагавшийся в городе Пярну (Пернов) по квартирам, сложил оружие 25 февраля[6].
  •  — батальон 2-го Эстонского полка в Вильянди (Феллин) был разоружён 25 февраля.[6].
  •  — батальон 4-го Эстонского полка в Пайде (Вейсенштейн) был разоружён 26 февраля[6].
  •  — Эстонский запасной батальон в Тарту (Юрьев) — распущен в феврале 1918 года[5].[нет в источнике]

В составе немецкой армии оккупационные власти в Эстонии сформировали эстонскую дивизию. Начальником судебного отдела этой дивизии был известный социал-демократ А. Рей. Однако оказалось, что рядовой состав этой дивизии был настроен враждебно к немцам и дивизию потом распустили[7].

Эстонские вооружённые силы за пределами Эстонии в период с февраля по ноябрь 1918 года

В начале 1918 года Лайдонером была установлена связь с английским дипломатическим представительством в Вологде и английской военной миссией в Кандалакше. В войска Антанты, высадившиеся на севере России, им были посланы эстонские офицеры. Также Лайдонер посылал миссии к русским белым генералам с просьбой о помощи. В феврале 1918 года уже сам Лайдонер посетил Мурманск где при поддержке английских и американских союзников начал формирование «эстонского легиона»[8].

К июню 1918 года в российских городах находилось немало беженцев из Эстонии. В Самаре ими был создан Эстонский комитет, который 9 июня 1918 года выступил с обращением, где указал, что «Эстонские колонии, в виду объявления самостоятельности Эстонии, за всё время с 24-го февраля с. г. держались нейтралитета на территории России: существующие эстонские военные организации не приняли участия в гражданской войне…»[9].

Сами эстонцы были готовы выступить на стороне Антанты против германских войск. Уже 22 августа 1918 г. комитет призвал в своём обращении - «Братья эстонцы, граждане республики Эстония!» - вступать в эстонские войсковые части, образованные «при чехословацких и союзных отрядах в соответствии с мобилизацией, проводимой российской властью».…»[10]

30 октября 1918 года председатель Самарского эстонского комитета Бернхард Линде ходатайствовал перед Временным Всероссийским правительством Российского Государства о создании национальной эстонской войсковой части «для переброски её к границам Эстонии для поднятия восстания среди населения против германских поработителей». Там же он указал, что «…помимо призванных бойцов в рядах Белой армии служат и многие эстонцы-добровольцы».…»[11].

Осенью 1918 года при отряде французских войск в Архангельске был создан «эстонский легион» в составе 200 человек. Их одели в форму французских колониальных войск[8].

Указы и постановления Комитета Спасения Эстонии[править | править код]

Указ 1

  • «Народу Эстонии и эстонским войскам
Манифестом Эстонского Земского совета Эстония провозглашена независимой республикой и высшая власть управления передана в руки Комитета Спасения Эстонии.
Поскольку Эстонская республика Манифестом независимости провозглашена нейтральной в текущей войне, ни эстонская армия, ни один гражданин Эстонии не могут принимать участие в российско-германской войне ни в каком виде.
Указ Российских народных комиссаров о мобилизации объявляем в Эстонии ничтожным и недействительным.
Все избранные на основе всеобщего избирательного права уездные, городские и волостные учреждения должны незамедлительно продолжить свою прерванную работу, а насильно занявшие их место советы, комитеты и учреждения с прочими названиями должны быть устранены.
По требованию представителя законного самоуправления эстонские войска и милиция должны содействовать всеми силами выполнению этого приказа.
Предписываем всем гражданам и чиновникам, где бы они ни служили, принять все меры, чтобы из Эстонии не могло быть вывезено имущество какой-либо страны, поскольку теперь это имущество является собственностью Эстонской республики.
Комитет Спасения Эстонии.»

Указ 4

  • «Все эстонцы-военнослужащие, которые в 1913 г. и позже вытянули жребий и были приняты на службу, должны прибыть к 1 марту с.г. в те части эстонских войск, в которых они служили, или в штаб 1. Эстонской пехотной дивизии на Нарвском шоссе, д.52.
Те, кто в назначенное время не прибудет, будут считаться военными дезертирами и будут отданы под суд.

Таллин, 25 (12) февраля 1918 г.

Комитет: К. Пятс, Ю. Вильмс, К. Коник»[12]

Примечания[править | править код]

  1. Черепанов Александр Иванович, «Под Псковом и Нарвой (23 февраля 1918 г)», М, Воениздат, 1956 г.
  2. Гуго Каупишь, «Освобождение Лифляндии и Эстландии (с 18.2 по 5.3)», Ольденбург, Издательство Шталинг, 1918 год, (В описываемый период автор являлся начальником оперативного отдела (1-й офицер Генерального штаба) 8-й армии).
  3. 1 2 3 Аго Паюр, «Рождение манифеста о независимости Эстонии», 1962.
  4. Типнер, «Вооруженная борьба трудящихся Эстонии за Советскую власть в годы гражданской войны»
  5. 1 2 статья: "А с нами Хуго Юргенсон, первый эстонский офицер..." по информации историка-краеведа Arthur Ruusmaa Архивная копия от 19 апреля 2014 на Wayback Machine
  6. 1 2 3 Черепанов Александр Иванович, «Под Псковом и Нарвой (23 февраля 1918 г.)», М, Воениздат, 1956 г.., глава 4
  7. Л. М. Воробьёва, «Прибалтика на разломах международного сотрудничества», М, ФИВ, 2013, ISBN 978-5-91862-016-8, стр.449
  8. 1 2 Л. М. Воробьёва, «Прибалтика на разломах международного сотрудничества», М, ФИВ, 2013, ISBN 978-5-91862-016-8, стр.471
  9. Мати Граф, «Эстония и Россия 1917—1991: Анатомия расставания», Таллин, 2007 г., изд. Арго, ISBN 978-9-94-941598-4, стр.181
  10. Мати Граф, «Эстония и Россия 1917—1991: Анатомия расставания», Таллин, 2007 г., изд. Арго, ISBN 978-9-94-941598-4, стр.182
  11. Мати Граф, «Эстония и Россия 1917—1991: Анатомия расставания», Таллин, 2007 г., изд. Арго, ISBN 978-9-94-941598-4, стр.183
  12. Päevaleht (Tallinn : 1905—1940) nr. 22, 25.02.1918

Литература[править | править код]

  • Черепанов Александр Иванович, «Под Псковом и Нарвой (23 февраля 1918 г.)», М, Воениздат, 1956 г..
  • Гуго Каупишь, «Освобождение Лифляндии и Эстландии» (с 18.2 по 5.3), Ольденбург, Издательство «Шталинг», 1918 год. (В описываемый период автор являлся начальником оперативного отдела (1-й офицер Генерального штаба) 8-й армии).
  • Типнер, «Вооруженная борьба трудящихся Эстонии за Советскую власть в годы гражданской войны».
  • «Мировая война», издание по заданию Главного штаба вооруженных сил Германии. Изд. Эрнста Зигфрида Митлер и сына, Берлин, 1942 год.
  • Аго Паюр, «Рождение манифеста о независимости Эстонии», 1962 год.
  • Мати Граф, «Эстония и Россия 1917—1991: Анатомия расставания», Таллин, 2007 г., изд. Арго, ISBN 978-9-94-941598-4.