57°26′57″ с. ш. 40°15′20″ в. д.HGЯO

Церковь Троицы Живоначальной (Новое)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая KrBot (обсуждение | вклад) в 00:12, 21 октября 2020 (+ {{изолированная статья}}). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Церковь Троицы Живоначальной в с. Новое
57°26′57″ с. ш. 40°15′20″ в. д.HGЯO
Тип Православная церковь
Страна  Россия
Село Новое
Конфессия Православие
Епархия Ярославская
Тип здания Церковь
Дата основания 1777
Строительство 17761777 годы
Статус Логотип конкурса «Вики любит памятники» ОКН № 7630834000№ 7630834000
Состояние Действует
Сайт novoe-yar.cerkov.ru
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Церковь Троицы Живоначальной в с. Новое — православный храм, построенный в 1776 г. в селе Новом Некрасовского района Ярославской области.

История

Церковь была построена «усердием прихожан» в 1776-1777 гг.[1][2][3] Основной престол был освящен в честь Троицы, а придел в трапезной – в честь Благовещения. К приходу церкви был приписан целый ряд соседних деревень, и в начале XX в. приход составлял более 2200 человек[3]. Храм был закрыт в 1930 г., однако уже в 1945 г. его вновь открыли. В постсоветское время церковь дважды подвергалась ограблениям – в 1998 и 2005 гг.

Архитектура

Архитектура храма представляет собой синтез разновременных традиций, что характерно для провинциальной архитектуры XVIII в.[4] Тип храма – пятиглавый бесстолпный четверик с сомкнутым сводом, с пристроенной к нему по одной оси с запада трапезной и колокольней. В архитектуре XVIII в. этот тип повсеместно распространен. В ярославских землях он вырастает из синтеза местного зодчества XVII в. с московскими традициями[5]. Основным типом ярославских церквей XVII в. был массивный столпный пятиглавый храм, бесстолпные же церкви, выполнявшие роль теплых храмов, занимали значительно более скромное положение в ярославской архитектуре. Они значительно более скромных размеров, далеко не всегда имеют пятиглавие, а их декор не отличается пышностью – характерные для московского узорочья «горки кокошников» отсутствуют в ярославских бесстолпных храмах. В то же время, в Москве тип богато декорированного бесстолпного пятиглавого храма, начиная с 1630-х гг. становится основным и постепенно получает широкое распространение и за пределами столицы. В итоге к концу XVII в., когда московское влияние активно проникает в Ярославль, формируется «усредненный» тип храма, который становится основным для ярославской архитектуры XVIII в. Внешне он ориентирован на ярославские столпные храмы XVII в. с их крупным пятиглавием, воспроизводя их закомары в виде кокошников в аттиковом ярусе, который становится характерной чертой этого типа, однако при этом является бесстолпным[5].

Однако церковь Троицы в с. Новом является усложненным вариантом этого типа. Ее аттиковый ярус представляет собой как бы отдельный объем, меньший по площади относительно основного четверика. Вероятно, такая композиция пришла сюда из северо-западных земель Владимирской губернии (совр. Вязниковский район Владимирской области, Ивановский, Родниковский, Шуйский, Палехский и Южский районы Ивановской области), куда в свою очередь попала в конце XVII в. из архитектуры московского узорочья, представляя собой переработку приема «горки кокошников», и где просуществовала весь XVIII в. Примерами композиции с аттиковым ярусом меньшей площади могут служить церковь Покрова Богородицы в с. Дунилово (1685-1704), церковь Рождества Богородицы в с. Горицы (1760-1762), церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Парское (1773-1785). Но в церкви в Новом кокошники в аттиковом ярусе заменены на барочные филенки, что, впрочем, не было новаторством – такой прием на момент строительства храма уже был использован в церкви Спаса Преображения в посаде Большие Соли (совр. Некрасовское) 1755 г. постройки. В филенки Троицкой церкви помещены металлические пластины, ранее содержавшие различные изображения, не дошедшие до нашего времени.

В стилевом отношении аттиковый ярус церкви в Новом опосредованно восходит к архитектуре московского узорочья, его же декор барочный. Под ним находится широкий карниз, состоящий из ленты поребрика, ленты маленьких квадратных углублений и лент зубчиков. Он также восходит к московскому узорочью, характерной чертой которого являются роскошные карнизы. В ярусах светов же проявляется влияние новой архитектуры: барочные наличники с профилированными сандриками и полуколонками обрамляют оба яруса окон, а между ярусами расположен ряд барочных ниш с лучковым завершением. Пространство стены между соседними окнами разделано вертикальными нишами. Граненая апсида восходит к архитектуре нарышкинского стиля. Наиболее новаторской является четырехъярусная колокольня, тяготеющая к раннему классицизму.

Осевую симметрию композиции храма нарушает трапезная, сдвинутая чуть на север относительно основного объема. Эта особенность – результат создания придела, посвященного Благовещению, в северной части трапезной. Из-за того, что двускатная крыша трапезной оказалась сдвинута, южная часть западной стены четверика осталась свободной и в ней было прорезано окно.

Интерьер

Внутри храма сохранился роскошный деревянный барочный иконостас. Дата его создания неизвестна, однако его сходство с иконостасами конца XVIII в. в церкви Николая Чудотворца (1779) в г. Приволжске, церкви Троицы (1790) в с. Петровском Ивановской области и церкви Николая Чудотворца (1795) в с. Борщино Костромской области позволяет датировать иконостас Троицкой церкви в Новом последней четвертью XVIII в. Иконостас состоит из двух ярусов, каждый из которых завершается мощным карнизом. Сегмент верхнего яруса над царскими вратами обрамляют каннелированные колонны с коринфскими капителями, чей декор имитирует витые колонны, а сегменты над дверями жертвенника и диаконника – каннелированные пилястры. Между ярусами помещены скульптуры ангелов, наиболее крупные из которых – два ангела с рипидами над царскими вратами. Венчает иконостас скульптурное распятие с фигурами Богородицы и апостола Иоанна Богослова по бокам от креста.

В интерьере также сохранились сравнительно поздние росписи: первоначально храм был расписан в конце XVIII – начале XIX вв., но затем во второй четверти XIX в. росписи поновлялись художником Я. Зотиным. Росписи выполнены в академическом стиле. Сюжетные композиции помещены в своеобразные богато декорированные рамы, которые в некоторых местах на стенах переходят в архитектурные кулисы. Сюжетную основу росписей храма составляет цикл Страстей Христовых, который разворачивается на стенах и достигает своей кульминации в росписях свода. Центральное место на западной стене занимает сцена «Моление о чаше», сбоку от которого помещены «Поцелуй Иуды» и «Христос перед Каиафой», а под ним – «Увенчание тернием». На южной стене расположены сцены «Отречение Петра» и «Предательство Иуды», а на северной – «Суд Пилата» и «Христос на суде у Ирода». Апогея цикл Страстей Христовых достигает в росписях свода: в северном лотке – «Несение креста», в восточном – «Распятие», в южном – «Снятие с креста» и в западном – «Положение во гроб». Интересно, что в сцене «Распятия» живописью является лишь изображение ангелов над крестом, в качестве распятия же используется распятие, венчающее иконостас. Между окнами на северной и южной стене четверика помещены изображения святых в полный рост. В конхе апсиды изображена Тайная вечеря.

Примечательно взаимодействие живописи с архитектурой храма. Так, уже упомянутое окно, прорезанное в южной части западной стены четверика, дополняется окном, изображенным в росписи северной части южной стены. Таким образом, архитектурная асимметрия нивелируется в интерьере художником. Росписи взаимодействуют и с архитектурой иконостаса. Это и уже упомянутое использование венчающего иконостас распятия в цикле росписей, и перекличка витых колонн, обрамляющих живописные сцены, с витыми колоннами иконостаса, расположенными напротив.

Фотографии

Экстерьер

Интерьер

Примечания

  1. Крылов А.А. Историко-статический обзор Ростовско-Ярославской епархии. — Ярославль, 1861. — С. 181.
  2. Титов А.А. Ярославский уезд. — М., 1884. — С. 3.
  3. 1 2 Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. — Ярославль, 1908. — С. 89.
  4. Масиель Санчес Л.К. Русская средневековая архитектура в XVIII в.: Survival & Revival // Память как объект и инструмент искусствознания. Сб. ст.. — М., 2016. — С. 144–156.
  5. 1 2 Попадюк С.С. Семнадцатый в восемнадцатом // Искусствознание: Журнал по истории и теории искусства. — 2013. — № 1-2.

Литература

  • Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. — Ярославль, 1908. — 547 с.
  • Крылов А.А. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. — Ярославль, 1861.
  • Масиель Санчес Л. К. Русская средневековая архитектура в XVIII в.: Survival & Revival // Память как объект и инструмент искусствознания. Сб. ст. — М., 2016. — C. 144–156.
  • Попадюк С. Семнадцатый в восемнадцатом // Искусствознание: Журнал по истории и теории искусства. — 2013. — № 1–2. — С. 88–125.
  • Титов А.А. Ярославский уезд. — М., 1884.