Бём, Хорст

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Stef65 (обсуждение | вклад) в 18:57, 8 ноября 2023 (→‎Генерал в Дрездене). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Хорст Бём
нем. Horst Böhm
Дата рождения 11 мая 1937(1937-05-11)
Место рождения Цвиккау
Дата смерти 21 февраля 1990(1990-02-21) (52 года)
Место смерти Дрезден
Род деятельности разведчик
Принадлежность  ГДР
Род войск госбезопасность
Годы службы 19611989
Звание генерал-майор
Командовал Дрезденское окружное управление Штази

Хорст Бём (нем. Horst Böhm; 11 мая 1937, Цвиккау — 21 февраля 1990, Дрезден) — восточногерманский генерал госбезопасности, в 19811989 — начальник Дрезденского окружного управления МГБ ГДР. Член окружного комитета СЕПГ. Поддерживал служебную связь с Владимиром Путиным. Отличался жёсткостью в политических преследованиях. Покончил с собой после победы революции в ГДР.

Происхождение и служба в Штази

Родился в рабочей семье. Отец Хорста Бёма был пекарем, мать — перчаточницей. После окончания Второй мировой войны город Цвиккау оказался в советской зоне оккупации, с 1949 — в ГДР. В 1954 семнадцатилетний Хорст Бём вступил в правящую компартию СЕПГ, на следующий год поступил на службу в Министерство госбезопасности (Штази)[1].

Прослушал двухгодичные курсы в потсдамской Высшей школе МГБ, заочно получил обществоведческое образование в лейпцигском Университете Карла Маркса. С 1961 на протяжении двадцати лет занимал различные должности в городских управлениях госбезопасности округа Карл-Маркс-Штадт[2]. Демонстрировал оперативные способности, служебную и партийную дисциплину, марксистско-ленинский догматизм и идеологическое рвение.

Генерал в Дрездене

В 1981 Хорст Бём был назначен начальником Дрезденского окружного управления МГБ. По должности вошёл в состав окружного комитета СЕПГ, первым секретарём которого являлся Ханс Модров[1]. Округ Дрезден обладал серьёзным экономическим, политическим и военно-стратегическим значением в ГДР. Руководство дрезденским управлением вводило Бёма в высокий круг функционеров Штази. В 1982 сорокапятилетнему Бёму было присвоено звание генерал-майора МГБ[2] (обычно такой возраст считался слишком молодым для генеральского чина).

Генерал Бём был известен неукоснительным исполнением партийных директив и особой жёсткостью политических преследований. Впоследствии говорилось, что в Дрездене 1980-х карательный контроль был наиболее плотным, репрессивное давление — наиболее сильным за все годы существования ГДР. Наибольшим было и количество арестов. В самом управлении Бём насаждал авторитарное чинопочитание и начальственный произвол. В 1988 Бём даже получил выговор в центральном аппарате МГБ за грубость с подчинёнными. Запомнился как «солдат партии в типичной генеральской позе с седыми, как лёд, волосами»[1]. Кабинет Бёма являл собой уменьшенную копию кабинета Эриха Мильке в берлинской штаб-квартире Штази[3].

В период дрезденской службы Хорста Бёма там же находился майор КГБ СССР Владимир Путин. Бём и Путин поддерживали постоянный контакт, совместно решали служебные вопросы (вплоть до бытового обеспечения осведомителей)[4]. 7 октября 1987 генерал-майор Бём подписал поздравительную открытку по случаю 35-летия майора Путина, 21 ноября присутствовал при вручении Путину памятной медали[5].

Хорст Бём был увлечённым футбольным болельщиком, активно поддерживал дрезденский дрезденский ФК Динамо. В этом плане он позволял себе противостоять самому Мильке, который покровительствовал берлинскому ФК Динамо[6]. Держал вымпел «Динамо» в своём кабинете, наряду с бюстом Ленина и символикой Штази[3].

Отдельным направлением являлось заведование домом отдыха «Лугштайн» в Альтенберге. Объект находился на балансе окружного управления МГБ и отличался избыточными удобствами — комфортные номера, ресторанное помещение, рекреационный зал, бассейн, сауна и т. д. Для дрезденцев «Лугштайн», являлся символом номенклатурного роскошества (подобно Вандлицу в Бернау). За генералом Бёмом постоянно резервировалась комната N 319[7].

Падение в революцию

В октябре 1989 Дрезден, как и всю ГДР, охватила мирная революция. Протестное движение в Дрездене возглавила Группа 20[1], созданная священниками и светскими оппозиционерами. Развернулось движение понедельничных демонстраций. Было создано региональное отделение Нового форума.

Генерал Бём с тревогой информировал Мильке[8] и Модрова[9] о массовых демонстрациях, уходах в ФРГ, столкновениях с полицией. Предполагалось, что попытки жёсткого подавления протестов исходили именно от Бёма. Впоследствии, однако, выяснилось, что Бём не проявлял инициативы. Как обычно, он лишь выполнял указания партаппарата. Жёсткость партийной линии определял в Дрездене не Бём, а Модров — вскоре кардинально изменивший позицию.

После отстранения от власти Эриха Хонеккера руководители СЕПГ, в том числе дрезденского окружкома, вступили в диалог с протестующими. Ханс Модров стал позиционироваться как сторонник демократических преобразований. Активисты «Нового форума» пришли в «Лугштайн» и добились открытия объекта (помимо прочего, в тайнике Бёма была обнаружена книга Михаила Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира»). Бём направил Модрову рапорт, в котором отстаивал ведомственную принадлежность «Лугштайна», ссылаясь на вложения МГБ (включая присмотр за детьми и проведение кабельного телевидения). Однако объект был передан на баланс профсоюзов[7].

К концу 1989 года стало очевидно: происходит падение режима СЕПГ. Штази начала уничтожение документов. 5 декабря 1989 многотысячная демонстрация подступила к дрезденской штаб-квартире окружного управления МГБ на Бауцнерштрассе. В лидеры выдвинулись христианские демократы из «Группы 20» — Герберт Вагнер (в скором будущем обер-бургомистр Дрездена) и Арнольд Ваац (в недавнем прошлом диссидент-правозащитник). Демонстранты вошли в здание Штази[10].

В критический момент Бём не имел никаких указаний ни по линии МГБ, ни по линии СЕПГ. Он встретил Вагнера в своём кабинете, не зная, что предпринять. Его вид разительно отличался от сложившегося генеральского имиджа силы и власти. Измождённый и деморализованный Бём не оказал никакого сопротивления. По первому требованию Вагнера он сдал табельное оружие. В тот же день генерал Бём был снят с должности и помещён под домашний арест[1]. Устойчиво держится слух, будто за происходящим пристально наблюдал майор Путин, готовый к вооружённому противостоянию[10].

Самоубийство

С 13 ноября 1989 правительство ГДР возглавлял Ханс Модров. Теперь он вёл совершенно иную политику — представители демократической оппозиции получили министерские посты, прекратились политические репрессии, начинался процесс воссоединения Германии. 4 февраля 1990 СЕПГ была преобразована в Партию демократического социализма. 13 февраля 1990 расформировано МГБ ГДР. Для Хорста Бёма всё это означало обрушение мира. 21 февраля 1990 он покончил с собой[1].

В Дрездене сохранилась определённая память о Бёме — бывшая штаб-квартира МГБ на Бауцнерштрассе превращена в мемориальный музей. Среди экспозиций — кабинет генерала Бёма[11]. Предполагается, что дрезденские события 1989 года, в том числе судьба Хорста Бёма, произвели сильное впечатление на президента РФ Владимира Путина, оказали заметное влияние на его политику, отчасти определили жёсткость его режима[4].

Примечания