Долинская, Марианна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Марианна Долинская
польск. Marianna Dolińska
Дата рождения 1891(1891)
Гражданство  Польша
Дата смерти 24 марта 1928(1928-03-24)
Место смерти Творки[польск.]
Род деятельности убийца
Убийства
Количество жертв 4
Период 11 декабря 1923 года
Основной регион Радом
Способ Повешение
Оружие Жертвы повешены на дереве
Мотив Отчаяние от голода. Помешательство
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Первая публикация повешенных детей

Марианна Долинская (польск. Marianna Dolińska; 1891—1928, Творки[польск.]) — цыганка из табора, находившегося поблизости от деревни Антонювка[польск.] близ Радома. В ночь с 11 по 12 декабря 1923 года, пребывая в состоянии помешательства, убила четырёх своих детей, повесив их на дереве. Сделанная во время следствия фотография её погибших детей позднее использовалась с пропагандистскими целями как «свидетельство» о преступлениях УПА на территории Польши.

Убийство детей[править | править код]

В начале зимы 1923 года население деревень близ Радома находилось в бедственном положении, страдая от нищеты и голода. Местные цыганские группы оказались под особо пристальным наблюдением полиции, так как они часто оказывались замешаны в кражах скота и продуктов питания с местных ферм[1]. За неделю до убийства 40-летний муж Долинской был арестован за несколько краж. Женщина осталась одна с четырьмя голодными детьми. Не имея возможности рассчитывать ни на помощь местного населения, ни на поддержку от цыган, кочующих с семьями по замерзающей местности между сёлами Домброва-Козловска[польск.] и Шитски[польск.] она постепенно впала в состояние помешательства и решила, что единственный способ уберечь детей от голода — это убить их. 11 декабря 1923 года около 20 часов она повесила на дереве четверых своих детей: Софию (6 месяцев), Антония (3 года), Бронислава (5 лет) и Стефана (7 лет)[1]. На следующий день около 13 часов Долинская пришла в полицейский участок в Радоме и призналась в убийстве. Полиция выехала на место и обнаружила, что убийство на самом деле имело место. Долинская была арестована, и фотограф из Радома сделал несколько фотографий повешенных детей[1].

Пребывание в тюрьме и психиатрической больнице[править | править код]

Расследование убийства заняло полгода. У Долинской были отмечены частые и резкие изменения в психическом состоянии: приступы ярости и аутоагрессии сменялись впадением в ступор на несколько дней. Психиатры, осматривавшие её, заключили, что перед ними был не более чем «нейтральный исполнитель преступления», «лицо, во время акта не осознававшее последствий»[1]. Она была передана для наблюдения и лечения в психиатрическую больницу в Tворки, где её взял под наблюдение директор центра Витольд Луневский. Он определил у неё «маниакально-депрессивный психоз», сегодня известный как биполярное расстройство. В «Ежегоднике психиатрии» он назвал её случай «психопатологической попыткой самоубийства, не доведённого до конца»[2]. Долинская также страдала и от других медицинских расстройств, которые были в то время неизлечимыми. Она умерла в 1928 году и была похоронена на кладбище в больнице.

Публикация фотографий и дальнейшие события[править | править код]

После смерти Марианны Витольд Луневский опубликовал в «Ежегоднике психиатрии» статью «Маниакально-депрессивный психоз в судебно-психиатрической практике» в 1928 году. Работа включала в себя, среди прочего, описания преступлений, совершённых лицами, страдающими от этого заболевания. Случай Долинской занял четверть страницы и иллюстрируется двумя фотографиями — фото Марианны в больничном саду и фото её мёртвых детей, повешенных на дереве[2]. Это была первая публикация фотографий с места убийства.

Вторая публикация состоялась в 1948 году. На этот раз фотографии мёртвых детей Долинской были включены в «Справочник по судебной медицине для студентов и практиков», опубликованный в 1948 году Виктором Гживо-Домбровским, профессором Варшавского университета и членом редколлегии журнала «Ежегодника по психиатрии». Снимок, содержащийся в данном руководстве, отличается от опубликованного в статье Луневского — он был сделан из другой точки[2].

По невыясненным по сегодняшний день причинам, третья версия этой фотографии была использована в качестве иллюстрации преступлений, якобы совершённых против польских детей УПА в 1943 году. Этот вариант — зеркальное отображение второй фотографии с места убийства. При детальном рассмотрении становится ясно, что зубчатые линии, которые некоторые принимали за колючую проволоку, являются заломами на фотографии[2].

Наиболее ранний пример подобной интерпретации обнаруживается в третьем номере вроцлавского журнала «The Rim» за 1993 год, где фотографию сопровождала подпись: «Польские дети, подвергнутые пыткам и убитые подразделением Украинской повстанческой армии около деревни Козовка в Тернопольском районе, осенью 1943 года (из собрания доктора Станислава Кшаклевского»). Два года спустя снимок появляется в работе Ежи Венгерского с подписью «Убийство польских детей подразделениями SS-Галиция в районе Козовки»[2].

Александр Корман в работе «Отношение УПА к полякам на землях Юго-Восточных Второй республики» (Вроцлав, 2002) подробно описал предполагаемое происхождение фотографии. По его словам, снимок был сделан деревне Козовка (или Лозовка) близ Тернополя в декабре 1943 или 1944 гг. Оттуда группа выживших после резни поляков доставила их в подпольную базу полка № 14 армии Кройовой на окраине города Львова. Оттуда же оно дошло до Владислава Залоговича (Корман ссылается на него в своей работе), который много лет спустя отдал его Станиславу Кшаклевскому, а тот самому Александру. Корман утверждает, что украинские националисты якобы сделали много таких «wianuszków» — «веночков» из прибитых к деревьям польских детей, а дороги, вдоль которых они, по его словам, были развешаны, носили прозвище «Дорога к независимой Украине». В работе Кормана была приведена фамилия командира подразделения УПА, который якобы несёт ответственность за предполагаемое убийство детей. Год спустя Корман выпустил альбом «Геноцид УПА польского населения — фотографические доказательства», в котором снова приводилось фото детей Долинской с не соответствующим действительности описанием[2].

В книге «Геноцид, совершённый украинскими националистами» Генри Команьского и Стивена Секерки (Вроцлав, 2004) есть информация о том, что изображение происходит из коллекции Станислава Кшаклевского и было сделано немецким военным фотографом в деревне Козовка, в ноябре 1943 года[2].

Кроме книг и фотоальбомов, фотография была использована в других формах. В июле 2003 года, накануне 60-летия Волынской резни, на военном кладбище в Перемышле был установлен памятник польским жертвам УПА, включавший в себя скульптурное изображение детей, связанных проволокой и повешенных в том же положении, что и дети Долинской на фото. Проволока проходит по тем же местам, что и заломы на третьем варианте фотографии[1]. В начале октября 2008 года скульптура была убрана из композиции[3].

В 2007 году вызвал споры проект памятника жертвам геноцида ОУН-УПА авторства профессора Мариан Конечны. Проект был представлен крылатым пятиметровым деревом, к которому были прибиты маленькие дети. В результате протестов проект памятника был отклонён[1].

В 2008 году на улицах Варшавы висели плакаты, которые напоминают о 65-й годовщине Волынской резни, где третья версия фото детей Долинской дополнена текстом из книги Александра Кормана.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 Podobno była piękna" – Gazeta Wyborcza, 14 lipca 2007 (польск.). Дата обращения: 14 апреля 2014. Архивировано 15 апреля 2014 года.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 www.Rzeczpospolita.pl (польск.). web.archive.org (25 мая 2007). Дата обращения: 21 мая 2023. Архивировано 25 мая 2007 года.
  3. Przemyśl: Ogołocony pomnik ofiar UPA - 8 paždziernika 2008 (польск.). Дата обращения: 31 марта 2022. Архивировано 6 октября 2014 года.