Литература ГДР

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Литература Германской Демократической Республики»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Литература Германской Демократической Республики (нем. DDR-Literatur) — это все литературные произведения, созданные на территории социалистической ГДР в период с 1945 года до её присоединения к ФРГ в 1990 году.

В ГДР литература находилась под контролем правящей СЕПГ, которой трактовалась как средство приобщения трудящихся к культуре. Из-за этого литература ГДР отличалась, с одной стороны, поддержкой массовой читаемости книг по образцу СССР со стороны государства, а с другой — жёсткой идеологической цензурой и доминированием соцреализма. Примером проведения прогрессивной политики в области литературы было выдвижение авторов-женщин, таких как Криста Вольф, Бригита Райман, Ирмтрауд Моргнер, и женские образы, предвосхищающие феминистическую литературу[1]. Так, роман Кристы Вольф «Размышления о Кристе Т.[англ.]» (1968) получил звание «классики феминизма»[2].

Актуальной темой с 1945 года стало переосмысление нацизма, что выразилось в работах вернувшихся из эмиграции писателей, среди которых — всемирно известные Бертольт Брехт, Анна Зегерс, Стефан Гейм[1]. С разделением на советскую и западную оккупационные зоны было и идеологическое разделение: так, левая интеллигенция часто выбирала советскую зону, где больше приветствовали социалистические и антифашистские взгляды. В этих условиях Ганс Фаллада по совету будущего министра культуры и автора гимна ГДР И. Р. Бехера, передавшему ему документы Гестапо[3], пишет свой самый известный роман «Каждый умирает в одиночку» (1947).

Создание ГДР знаменовало собой и стремительную сталинизацию подконтрольной ей территории, и антифашизм вскоре пропал из публичной сферы. Показательной была судьба журнала «Уленшпигель[англ.]», редакция которого сперва перебралась из западной зоны оккупации в советскую, где журнал первое время приветствовали, однако с созданием ГДР закрыли. Вскоре тема нацизма стала замалчиваться: как говорил Брехт в июне 1953 года, СЕПГ стала запрещать антифашистские книги, вместо этого считая нужным обращать внимание на «позитивное», например, на «прекрасную культуру немецкого народа»[4]. В СССР в это время происходит поворот к «патриотизму», устанавливается доктрина Жданова о конфликте «хорошего и лучшего». В конце 1950-х с постепенной либерализацией тема нацизма возвращается в литературу: выходят «Голые среди волков» (1958) Бруно Апица и «Якоб-лжец» (1969) и другие произведения Юрека Беккера о нацизме и еврействе.

Наиболее востребованной властями литературой в ГДР была литература соцреализма. Существовала целая программа развития социалистической культуры в ГДР «Биттерфельдский путь», не без сопротивления принятая в 1959 году и направленная на создание «самостоятельной социалистической национальной культуры», которая должна была наиболее полным образом «удовлетворять растущие художественно-эстетические потребности трудящихся». Часто писателям, как Кристе Вольф, приходилось работать на Штази.

В 50-х годах литература занята описанием возрождающейся промышленности по образцу советских производственных романов с «чёрно-белыми» героями. Этот период называли «литературой строительства» (нем. Aufbauliteratur)[1]. Основной герой — опытный рабочий, вопреки всему справляющийся с производственными трудностями. Типичным автором был Эдуард Клаудиус.

После появления Берлинской стены в 1961 году появляется новый герой — умный молодой человек, профессионал своего дела, успешно справляющийся и с личными проблемами. Бригита Райман в рассказе «Вступление в будни» или «Прибытие в будни» (1961) и отчасти Криста Вольф в романе «Расколотое небо[англ.]» (1963) — выразители этой тенденции. Этот период, названный по рассказу Райман «литературой прибытия» или «литературой вступления» (нем. Ankunftsliteratur), датируется 1960—1970 годами. В нём основным становится конфликт аполитичного молодого человека со старым партработником или носителем «правильного» мировоззрения. Первый приходил к идеям партии, а второй — к необходимости обновления методов работы. В «Расколотом небе» происходит конфликт влюблённых носительницы коллективистского мировоззрения и инженера-индивидуалиста, уезжающего в Западный Берлин[1].

Параллельно с этим некоторые писатели были вынуждены публиковать свои произведения в ФРГ; их авторы не публиковались в ГДР и других странах Восточного блока и часто переезжали. Среди них были Райнер Кунце («Удивительные годы», 1976) и Уве Йонсон[1], которого Гюнтер Грасс и Ханс Майер считали самым значительным писателем, вышедшим из среды ГДР. Из-за идеологического конфликта и «формалистических» экспериментов его не публиковали. В 1959 году он издал роман «Догадки насчёт Якоба», отличавшийся модернистскими приёмами и запретными темами, и уехал в Западный Берлин[5]. С 1976 года (см. ниже) число таких авторов заметно увеличилось.

70-е годы ознаменовались сменой руководства страны в лице Эриха Хонеккера и начавшейся затем программой либерализации искусства и литературы. Как результат, появляется тенценция к «новой субъективности», где на передний план выходят проблемы индивидуума в «социалистическом обществе». В рамках тенденции вышел роман Ульриха Пленцдорфа «Новые страдания юного В.[англ.]» (1972). Либерализация закончилась депортацией поэта Вольфа Бирмана из страны и исключением Райнера Кунце из Союза писателей в 1976 году, а затем арестами и высылками за границу выступившими в их поддержку и массовой эмиграцией из ГДР в ФРГ около ста писателей (Сара Кирш, Гюнтер Кунерт, Кунце, Петер Хухель и другие) и развитием диссидентской литературы[1].

Угодными писателями были прежде всего Анна Зегерс, Эрвин Штриттматтер, Герман Кант.

Менее лояльными в разной степени были писатели, подписавшие протест против депортации Бирмана, среди которых были Фолькер Браун, Стефан Хермлин, Сара Кирш, Криста Вольф, Хайнер Мюллер, Стефан Гейм, Ульрих Пленцдорф, Юрек Бекер[6]. Для некоторых это выступление закрыло возможность печататься в ГДР, и они стали печататься в ФРГ. Так, Стефан Гейм, не переезжая, там опубликовал роман «Агасфер[нем.]» (1981), в котором сочетал интерпретацию библейских сюжетов в духе постмодернизма[1][7] с сатирой на ГДР.

В ГДР также активно развивался детективный жанр. Важный вклад в развитие жанра внесли Петер Аддамс и Вернер Штайнберг.

В 1980-е годы появляется новое поколение андерграундных авторов, уделяющее внимание прежде всего языку; другими они критиковались как постструктуралисты, отринувшие моральное и политическое значение литературы, не без основания подозревались в работе на Штази[8]. К ним принадлежали Детлеф Опиц, Корнелия Шляйме, Ульрих Циглер и другие[источник не указан 54 дня].

Серболужицкая литература

[править | править код]

В послевоенное время серболужицкая литература достигла беспрецедентного расцвета.

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 4 5 6 7 По эту сторону Берлинской стены: чем до сих пор интересна литература ГДР. Дата обращения: 22 мая 2024. Архивировано 5 октября 2022 года.
  2. Christa Wolf obituary | Fiction Архивная копия от 20 сентября 2023 на Wayback Machine The Guardian
  3. Schillinger, Liesl Postcards From the Edge. The New York Times (27 февраля 2009). Дата обращения: 8 ноября 2018. Архивировано 20 ноября 2016 года.
  4. WebCite query result. Дата обращения: 11 февраля 2013. Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 года.
  5. Encyclopedia of German Literature — Matthias Konzett — Google Books
  6. East German dissident singer Wolf Biermann celebrated in Berlin exhibition | Germany The Guardian
  7. Источник. Дата обращения: 22 мая 2024. Архивировано 22 мая 2024 года.
  8. Karen J. Leeder. Breaking Boundaries: A New Generation of Poets in the GDR