Неёлов, Евгений Михайлович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Евгений Михайлович Неёлов
Дата рождения 24 марта 1947(1947-03-24)
Место рождения
Дата смерти 5 июня 2014(2014-06-05) (67 лет)
Место смерти
Род деятельности писатель
Научная сфера литературоведение
Место работы Петрозаводский государственный университет
Альма-матер Петрозаводский государственный университет
Учёная степень доктор филологических наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель И. П. Лупанова
Награды и премии Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Заслуженный деятель науки Республики Карелия

Евге́ний Миха́йлович Неёлов (24 марта 1947, Лодейное Поле — 5 июля 2014, Петрозаводск) — российский литературовед и фольклорист, доктор филологических наук, профессор Петрозаводского университета[1], известный прежде всего как исследователь фантастических жанров: современных научной фантастики, фэнтези и литературной сказки и их фольклорных корней — генетической связи с народной сказкой. Заслуженный деятель науки Республики Карелия, почётный работник высшего профессионального образования России[1].

Евгений Неёлов родился в городе Лодейное Поле (Ленинградская область), где проживал в дошкольном и школьном возрасте. В 1965 году был принят на филологическое отделение историко-филологического факультета Петрозаводского университета. Во время учёбы увлекался литературоведением, выступал с лекциями в клубе старшеклассников и в школах Петрозаводска[1]. В студенческие времена писал стихи, которые публиковались в газете «Петрозаводский университет», но, по собственным словам Неёлова, позднее понял, что не поэт[2].

Окончив университет с красным дипломом, Неёлов поступил в целевую аспирантуру Петрозаводского университета. Под руководством доктора филологических наук, профессора университета Ирины Петровны Лупановой[1] писал кандидатскую диссертацию на тему «Литературная сказка и научная фантастика», которую защитил в 1973 году.

С 1973 по 1980 год преподавал на кафедре русской и зарубежной литературы Семипалатинского пединститута им. Н. К. Крупской, руководил там кружком научной фантастики.

В 1985 году Евгений Михайлович вернулся в качестве преподавателя в Петрозаводский государственный университет[1], где и проработал до самой своей смерти. Читал курсы «Древнерусская литература», «Русское устное народное творчество», «История и теория русской фантастики». Руководил научной деятельностью студентов и их фольклорной практикой. Занимался изучением вопросов волшебного и фантастического в современной литературной сказке, поэтики детской литературы. В 1986 году вышла монография Неёлова «Волшебно-сказочные корни научной фантастики», в 1987 году — «Сказка, фантастика, современность»; статьи публиковались в сборниках «Проблемы детской литературы», «Жанр и композиция литературного произведения» и др.[1]

В 1988 в Ленинградском университете защитил докторскую диссертацию[1] по специальности «фольклористика» на тему «Волшебно-сказочные корни научной фантастики». Продолжал заниматься исследованием проблем русской советской и зарубежной литературы, руководил научной работой аспирантов. Многие годы являлся заместителем декана по научной работе[1].

Одновременно с профессорской работой Неёлов читал адаптированный спецкурс по древнерусской словесности в школах Петрозаводска: лицее № 40 и школе № 10, вёл клуб любителей научной фантастики при ДК «Машиностроитель», дискуссионный литературный клуб в городской библиотеке № 3.

Скончался 5 июля 2014 года после тяжёлой болезни в городе Петрозаводске[3].

Был женат на Людмиле Александровне Неёловой. У них есть две дочери, обе — кандидаты наук[4]. Старшая, Мария, стала историком, специализируется на России XIX века, главный специалист отдела научно-справочного аппарата Национального архива Республики Карелия; младшая, Анна Евгеньевна Струкова, продолжила исследования отца в области фантастики и фольклора. Совместно с ней он написал изданные в 2013 году монографию «Русская фантастика: нерешённые проблемы» и учебное пособие «Русская фантастика: проблемы истории и теории».

В биографии Неёлова, опубликованной в «Учёных записках Петрозаводского государственного университета», отмечалось, что «Евгений Михайлович был преданным семьянином, любящим мужем, добрым отцом и дедушкой»[1].

Теоретические взгляды

[править | править код]

Исследования Неёлова показывают тесную генетическую и интертекстуальную связь современной жанровой русской фантастики (научной, литературной сказки и фэнтези) с русской народной сказкой, а также связь того и другого с философией Николая Фёдорова[4][5].

Изучая народную и литературную сказку, литературную и научную фантастику (НФ), Евгений Неёлов ввёл оригинальную концепцию фантастического. По мнению исследователя, фантастическое в научной фантастике «повторяет, в сущности, характер и структуру волшебно-сказочной фантастики и этим отличается от фантастики общелитературной». Как считает Неёлов, поэтика НФ парадоксальна: «Дух науки укрепляет установку на вымысел, предполагает отсутствие буквальной веры в изображаемые события и одновременно же создает иллюзию достоверности». Структура фантастического создаётся благодаря «однозначному, чёткому противопоставлению точек зрения „изнутри“ и „снаружи”», наличию чудесных предметов и явлений, научных гипотез и фантастической техники, в которых проявляются атмосфера и логика чудесного (сказочного, фантастического) мира. Особенно ярко волшебно-сказочные корни НФ прослеживаются в изображении человека, пространства и времени. По утверждению Неёлова, научную фантастику в какой-то мере можно считать современной волшебной сказкой[6].

К существенным заслугам Неёлова относится то, что в постсоветские десятилетия он стремился аргументированно снять царившее в гуманитарных науках более столетия противопоставление и даже антагонизм фольклорного и христианского в русской национальной культуре. Оппозиционность «народного» и «церковного» (вариант: «прогрессивного» и «реакционного») восходит не только к учению Ленина о «двух культурах», она формируется ещё в рамках либеральных утопических воззрений XIX века. Важен в этом смысле вывод Неёлова в одном из его исследований: «Таким образом, русская сказка <…> служила своеобразным каналом, по которому евангельские идеи и образы <…> проникали уже на уровне жанровых структур в мир профессионального творчества»; «в русской волшебной сказке христианская традиция воплощается особым <…> способом» (статья «От волшебной сказки к литературе: Фольклорная трансформация евангельской традиции в учении Н. Ф. Федорова о воскрешении»)[7].

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Лопуха А. О., канд. филол. наук, доцент. Евгений Михайлович Неёлов (24.03.1947 — 05.07.2014) // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. — 2022. — Т. 44, № 3. — С. 115—116.
  2. Евгений Неёлов: «Если встречу чёрную кошку, назад не поверну» — Интернет-журнал «Лицей». Интернет-журнал «Лицей». 24 марта 2012. Архивировано 29 октября 2020. Дата обращения: 21 февраля 2017.
  3. Ушел из жизни профессор ПетрГУ Евгений Неелов. Петрозаводск ГОВОРИТ | Газета "Петрозаводск" online | Новости Петрозаводска и Карелии. 6 июля 2014. Архивировано 22 февраля 2017. Дата обращения: 21 февраля 2017.
  4. 1 2 Сказочная реальность и строгая наука // Газета «Петрозаводский университет». — 2007. — 23 марта. Архивировано 22 февраля 2017 года.
  5. Неёлов Евгений Михайлович. Профессорский корпус ПетрГУ. old.petrsu.ru. Дата обращения: 21 февраля 2017. Архивировано 22 февраля 2017 года.
  6. Захарова О. В. Из истории изучения фантастики в русской критике и литературоведении 1820—1970-х годов : [арх. 26 июня 2025] // Проблемы исторической поэтики. — 2016. — № 4. — С. 100—117. — doi:10.15393/j9.art.2016.3922.
  7. Есаулов И. А. Фантастическое — чудесное — реальное в поэтике и прозаическая реальность литературоведения: постановка проблемы // Проблемы исторической поэтики. — 2016. — Вып. 4: Поэтика фантастического. — С. 53—71. — doi:10.15393/j9.art.2016.3744.

Литература

[править | править код]