Обсуждение:Месроп Маштоц

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Различия в написании[править код]

А откуда появилось различие в написании между западно-армянским и востчоно-армянским: Մեսրոբ Մաշդոց (западный армянский) или арм. Մեսրոպ Մաշտոց (восточный армянский)? Насколько я знаю различие существует при чтении, но никак не при написании. --Hayk 20:57, 17 марта 2006 (UTC)

Это Вы сейчас с кем разговаривали? :-)) wulfson 09:12, 18 марта 2006 (UTC)

Это я вопрос задал :) Насколько я понимаю, эта фраза была скопирована из английского варианта и не является верной. --Hayk 14:24, 18 марта 2006 (UTC)

Айк вы ничего не знаете, как восточно так и западно армянский 2 отдельный языка, с разными правописаниями. Tatul 20:12, 19 марта 2010 (UTC)

Таширк[править код]

Тогда же по приглашению Ашуши Гугарксого Маштоц посещает в край Таширк провинции Гугарк. Странная фраза. То ли край, то ли провинцию посетил. --AKA MBG 11:06, 8 мая 2007 (UTC)

Насколько я знаю, Ташир - это гавар, которое должно соответствовать слову уезд, но "край" тоже неплохо.

А почему Таширк, а не Ташир? Должно быть это ошибка. -- Арутюнян Т. Н. 09:29, 23 сентября 2014 (UTC)

Этот «к'» древнеармянское окончание «ք». Он есть также в слое Айк — Армения.--Taron Saharyan (обс) 23:35, 23 сентября 2014 (UTC)

Стиль[править код]

Первые попытки Маштоц предпринял ещё в первые годы...

Что имеется ввиду?

Маштоц и Саак разослали по разным областям Армении подготовленных учеников, доверив наиболее способным распространять грамотность и христианство в качестве помощников.

слишком запутано.--FHen 15:55, 17 июня 2007 (UTC)

Там в пердыдущем предложении сказано. "работу по созданию армянского алфавита"
Перефразировал второе. — Эта реплика добавлена участником Ququ (о · в)
Нет, не совсем понятно, что значит "Первые годы", если имеются ввиду первые годы столетия - то, насколько я понимаю, это период с 400 по 409 годы, тогда в "Первые годы" не предпринимались первые попытки, а алфавит был уже создан. --FHen 17:42, 17 июня 2007 (UTC)
А просто убрал эти годы. Alexander Mayorov 18:12, 17 июня 2007 (UTC)

...[править код]

По моему эта картинка http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Mastoc.jpg лишная, его следует обязательно удалить. Получается слишком много изображении. Кромее того, она не имеет ничего общего с разделом, где весит.

Армянская серебряная монета. 1993

участник:Taron Saharyan 13:42, 18 августа 2007 (UTC)

--- А зачем вот эту удалили?

А почему страница "частично защищена" ? участник:Taron Saharyan 15:31, 29 августа 2007 (UTC)

Наверно, из-за этого, этого и пр. --FHen 21:17, 29 августа 2007 (UTC)
Я подал запрос на защиту страницы, ибо вандалы надоели --Tigran Mitr am 06:47, 31 августа 2007 (UTC)

...[править код]

Статья хорошо иллюстрирована. Изображение http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%2C_%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%80%D0%BE%D0%BF_%D0%9C%D0%B0%D1%88%D1%82%D0%BE%D1%86%2C_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B0%2C_1993%2C_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%BE.jpg совершенно лишняя. Получаются слижком много манет :/// зачем ??? Файл нужно удалить. Участник:Taron Saharyan17:16, 30 сентября 2007 (UTC)

С чего бы удалять с полностью свободной лицензией? А какой у монеты номинал, а то я по армянски не читаю, можете сказать?--Виктор Ч. 17:18, 30 сентября 2007 (UTC)
Хм... Вроде там не написано, все надписи - армянский алфавит, надпись "Месроп Маштоц", год 1993 и непонятная мне надпись "999*". --FHen 17:27, 30 сентября 2007 (UTC)
999 - это проба серебра, 99,9% в монете. Но у монеты должен быть номинал. Это точно монета, не медаль. Его нет?--Виктор Ч. 17:30, 30 сентября 2007 (UTC)
Судя по всему. --FHen 18:02, 30 сентября 2007 (UTC)

...[править код]

В последнее время я достаточно улучшил качество статьи, добавил очень много новой и полезной информации и т.д.. Я вставил перед строками "Место рождения" и "Место смерти" флаги Армении Великой и марзпанской Армении. Вопрос: правильно и нужно это, или в статьях о культурных деятелей это не принято ?

Спасибо

Участник:Taron Saharyan 09:24, 23 декабря 2007 (UTC)

Изображения[править код]

Предлагаю поставить в качестве основного изображения вот это:
Mastoc.jpg
--artiyom 18:49, 28 апреля 2008 (UTC)

Новое изображение[править код]

Я добавил изображение города Эдессы, где он побывал (историческое место) вместе с учениками и там же создал алфавит

Это изображение очень обогащает статью и делает его более живым и интересным. Это принятый стиль в Википедии (изображения мест где родился, жил или побывал великий человек). А изображение о схожести армянского и эфиопского алфавитов перемещана в более уместный раздел "Алфавит".

С лицензией нового фото надеюсь все в порядке.

--Taron Saharyan 15:20, 9 июня 2008 (UTC)

орфография, пунктуация, грамматика[править код]

В каждом абзаце - ошибки пунктуации. Систематические грамматические ошибки. Есть даже орфографические. Статус "избранная" для такой статьи дискредитирует РУССКУЮ википедию. Sergej Qkowlew 18:08, 18 июля 2008 (UTC)

Орфографию я исправлю. Пунктуацию и грамматику - нет. Куда обратиться в вики, чтобы помогли ? --Movses

Одно предложение и две мини-проблемы[править код]

У Корюна есть сообщение, что в момент пасхи Маштоц находился в Константинополе и только после его справления были начаты его переговоры с императором и патриархом (гн.16).

  • Справления кого\чего ???
    • Справления Маштоца ?
    • Справления Константинополя ?
    • Справления Пасхи ?
      • Тогда "после её справления". Все равно не по-русски звучит. Может лучше "только после её празднования" ?
  • Что за "гн.16" ? Это "гл." или "кн." ?

--Movses

Думаю, что "после празднования пасхи"- лучше. "гн.16" - явно следствие того, что кусок текста копировался откуда-то. :( Я бы убрал. Наверное, лучше вот так:

У Корюна есть сообщение, что во время празднования пасхи Маштоц находился в Константинополе, а переговоры с императором и патриархом были начаты позже.

Таким образом предложение становится построено грамматически однозначно. :)

Большой размер статьи[править код]

Сейчас статья "весит" аж 111 Кб. Стоит сделать её меньше ? --Movses 08:59, 26 июля 2008 (UTC)

Без фанатизма. Поверхностным взглядом я не нашёл куска, который бы просился к удалению за незначимостью или к выделению в отдельную статью за размер, единство и обособленность смысла. Сокращать только ради сокращения - не надо.

Мне кажется, что сейчас сноски избыточны. Как по объяснениям, так и по количеству самих сносок. Я не понимаю в чём целесообразность указывать в каждом втором предложении из какой главы Корюна и Мовсеса Хоренаци взята информация. Лучше будет написать где-то в начале статьи что основными источниками жизнеописания Маштоца являются Корюн и Мовсес Хоренаци и срезать огромную тучу ссылок. --Movses 10:04, 27 июля 2008 (UTC)
Тогда появится куча «доброжелательных» азербайджанских участников и понатыкает везде шаблон [источник?]. --artiyom 06:36, 29 июля 2008 (UTC)

Murad 208 недоволен[править код]

Эта статья искажение истории! — Эта реплика добавлена участником Murad 208 (о · в)

Есть конкретные замечания ? --Movses

Да.Прочитайте Елену Петрововну Блавацкому. Она говори об искажении армянами даже Евангелии.--Leprecon Gnom 17:46, 5 марта 2009 (UTC) (источник ждите пожалуйста)

Маштоц является создателем древнегрузинского алфавита.92.113.196.228 18:16, 28 апреля 2010 (UTC)Niç

Создатель грузинского алфавита?[править код]

Я в этом очень сомневаюсь. Почему тогда порядок грузинского алфавита разлчается от армянского? - Sayfulhaqq 21:08, 19 января 2011 (UTC)

Потому-что это разные языки с разной фонетикой.--Taron Saharyan 17:46, 20 января 2011 (UTC)

Да, это так, но при чем здесь фонетика? Грузинксий и Арабский также разные языки с разной фонетикой, но порядок основных букв грузинкого соглашается с старого порядка Абджада. - Sayfulhaqq 09:48, 21 января 2011 (UTC)

И в то же время никакой ученый не пишет, что грузинский мог произойти от арабского алфавита. Т. е. на основании аргумента "порядка букв" не стоит делать такие выводы.--Taron Saharyan 09:18, 23 января 2011 (UTC)

От арабского не произошло, но от финикийского (Через греческого) - точно. - Sayfulhaqq 09:47, 24 января 2011 (UTC)

Но ведь порядок основных букв с арабским тоже совпадает ? Значит не аргумент.--Taron Saharyan 10:22, 24 января 2011 (UTC)

Это потому, что Арабское письмо также создана на основе финикийского. - Sayfulhaqq 12:56, 24 января 2011 (UTC)

))) Между этими языками а) нет родственности, б) арабский алфавит происходит через: Финикийское (16 век до н. э.) → Арамейское (10 — 7 вв. до н. э.) → Сирийское (около 200 г. до н.э.) → Арабское (4 век). Но зато есть это[1] (неполный список графически схожих букв), и данные о создании Маштоцем грузинского алфавита.--Taron Saharyan 14:06, 24 января 2011 (UTC)

Вот именно - нет родственности. Неродственные языки, заимствующие друг от друга письменности, используют схожий порядок тех букв, которые у них общие. Такого подобия между грузинском и армянском нет. - Sayfulhaqq 14:20, 24 января 2011 (UTC)

Наука не говорит о возможности просхождения грузинского алфавита от арабского, а порядок основных букв как раз совпадают с армянским.--Taron Saharyan 17:25, 24 января 2011 (UTC)

Я и не утверждаю что грузинский алфавит происходит из арабского. А я утверждаю, что оба происходят из финикийского.

Вот грузинский порядок - А Б Г Д Е В З Т1 И К Л М Н О П Ж Р С Т У П1 К1 Г1 К2 Ш Ч Ц ДЗ Ц1 Ч1 Х ДЖ Х1. А вот армянский - А Б Г Д Е З Е1 Е2 Т1 Ж И Л Х Ц1 К Х1 ДЗ Г1 Ч1 М Й Н Ш Б Ч П ДЖ Р С В Т Р1 Ц И1 П1 К1 Е3 О Ф. Ну кто скажет что они совпадают друг к другу? Арабское письмо старого порядка совпадает с грузинским более чем армянское, созданная якобы одным и тем же ученым - Sayfulhaqq 18:52, 24 января 2011 (UTC)

Грузинский (совпадение порядка букв выделены жирным шрифтом) - А Б Г Д Е В З Т1(арм+Ж) И К Л М (арм+Й) Н(арм+Ш ) О(арм+Ч) П Ж Р С Т (арм+Р1, Ц ) У П1 К1 Г1 К2 Ш Ч Ц ДЗ Ц1 Ч1 Х ДЖ Х1. Есть множество гортанных звуков, которые отсутствуют в армянском.--Taron Saharyan 20:21, 24 января 2011 (UTC)

Здесь попахивает жирным ОРИСС-ом, а проще говоря фантазиями[править код]

текст: В это время одним из самых дальних миссионерских путешествий Месропа Маштоца становится его визит в край Баласакан[108], в древнюю Каспиану[109]. Борьба против язычества в отдалённых краях Закавказья была приоритетом для всей Армении, ибо Баласакан оказался центром языческого движения, откуда язычники проникали вглубь страны[92]. Местные христиане во главе с епископом Муше оказывают Маштоцу большую помощь. Деятельность Маштоца в Баласакане была довольно масштабной: большую часть язычников он выселил вплоть до владений гуннов, то есть севернее Кавказского хребта[92]

Позвольте спросить, Я так понял визит Маштоца в Кавказсюку Албани датируется примерно началом 5 века, раз он в 420 году создал алфавит для албанцев, и после изгонял язычников. Противоречие следующее. Если следовать данным указанныхв статье Кавказская Албания и Великая Армения в Википедии, то в 387 году произошел раздел Армении, по которому все левобережье Куры, и областях Утик и Баласакан все оказались в составе Кавказской Албании. Вопрос: как понимать вот это предложение - Борьба против язычества в отдалённых краях Закавказья была приоритетом для всей Армении, ибо Баласакан оказался центром языческого движения, откуда язычники проникали вглубь страны Баласакан на 420 и позже года, уже Кавказская Албания, но из предложения получается что все еще Армения. Ио каком приоритете в борьбе для Армении может идти речь, если Армения на 420 год, по сути две провинции, Византии и Сасанидов. Так что будет делать?--Astrotechnics 09:23, 1 мая 2014 (UTC)

Борьба против терроризма приоритетна для США по этому он бомбит Ирак. Это не значит, что Ирак часть США.--Taron Saharyan 02:47, 2 мая 2014 (UTC)
Если мне потребовалось бы ваше личное мнение, я бы о нем и спросил бы, вам бы источник привести, а не собственные умозаключения, в котором провинция Сасанидского Ирана Перс-Армения, могла самостоятельно вести войны на территории вассального Сасанидам княжества. Учитывая что конструктивное обсуждения вряд ли получится, а удалять эту фэнтези вы не будете, пока шаблоны.--Astrotechnics 04:40, 2 мая 2014 (UTC)

О какой "войне" вы пишете, и какая "Перс-Армения", если Аршакидское царство Армении в качестве вассала Сасанидов продолжало существовать до 428 года?--Taron Saharyan 04:49, 2 мая 2014 (UTC)

Левобережье Куры в 420 году принадлежало Кавказской Албании, то что существовала Армения, лишь формальность, полный вассал Сасанидов, разделенный между Сасанидами и Византией.

Бессмысленные разговоры не нужны, я жду источники. Astrotechnics 05:55, 2 мая 2014 (UTC)

Внешние ссылки изменены[править код]

Привет, коллеги редакторы!

Я только что изменил 1 внешние ссылки на странице Месроп Маштоц. Пожалуйста, уделите минутку и проверьте мою правку. Если у вас есть вопросы, или же бот должен игнорировать данные ссылки или данную страницу, пожалуйста, прочтите этот простой FAQ для получения дополнительной информации. Я провёл следующие изменения:

Пожалуйста, обратитесь к FAQ для получения информации о том, как исправлять ошибки бота.

Пока.—InternetArchiveBot (Сообщить об ошибке) 17:03, 7 ноября 2017 (UTC)