Совет Временного областного правительства Урала

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Совет Вре́менного Областно́го Прави́тельства Ура́ла
сокращённо: Сове́т ВОПУ
Общая информация
Декларируемая территория Пермская губерния, части Вятской, Уфимской, Оренбургской губерний.
Дата создания 19 августа 1918 года
Предшественник Временное Сибирское правительство
Дата упразднения 10 ноября 1918 года
Заменено на Временное Всероссийское правительство
Руководство
Председатель совета ВОПУ П.В. Иванов
Товарищ председателя совета ВОПУ Л.А. Кроль
Устройство
Штаб-квартира Екатеринбург
Число сотрудников 8

Сове́т Вре́менного Областно́го Прави́тельства Ура́ла (сокр. Сове́т ВОПУ) — высший исполнительно-распорядительный и законодательный орган на территории Урала[1].

Создание[править | править код]

После освобождения города от красных сил, Екатеринбургская городская дума, а также избранные администрации других городов возобновляют свою работу, возвращаются депутаты Учредительного Собрания от Пермской губернии, одномоментно же начинаются конфликты между КОМУЧем и Временным Сибирским правительством (ВСП) за контроль над Уралом. В это же время предприниматели и интеллектуалы Екатеринбурга всё больше начинают обсуждать будущее возможное политическое устройство Российского Государства, в которой, как считалось в интеллектуальных кругах, должна была быть федеративное устройство по принципу экономического районирования, что развивало идеи автономизма и областничества[1].

Уже 1 августа в целях разрешения конфликта между КОМУЧем и ВСП созывается Межпартийная Уральская комиссия, которая должна была бы разрешить вопрос принадлежности новоприобретённых территорий. К 10 августа ВСП при длительных дебатах с местными политическими силами соглашается предоставить новым территориям автономию и сформировать там отдельное правительство[1][2]:

...обладая фактической властью над освобожденной территорией Урала, передает ее Временному областному Уральскому правительству по всем делам, кроме затрагивающих ведомства военное, путей сообщения, почты, телеграфа и иностранных дел.Премьер-министр ВСП П.В. Вологодский

Однако, даже так ВСП не оставляла попытки сохранять контроль над территориями: Кроль упрекал премьер-министра ВСП за то, что он затянул утверждение акта о передаче региональной власти на Урале местному правительству, но не оспаривал их право на руководство регионом по итогу межпартийной комиссии. Выдвинутые на заседаниях межпартийной комиссии кандидаты в члены правительства прошли через голосование на заседании кабинета министров ВСП уже 13 августа, где ВСП приставила Уполномоченного ВСП по ВОПУ — С.С. Постникова, который обладал правом вето на все решения совета и простановку действия их решений. Таким образом, была провозглашена автономия со вполне конкретными ограничениями и прямо подчинённая ВСП[1][2].

Резкий поворот событий случился 18 августа, когда уже одобренный Совет и комиссия, состоявшая из уральских политических деятелей, слишком ревностно отнеслась к своему автономному статусу, и уведомила министра финансов ВСП И.А. Михайлова, что межпартийная комиссия в одностороннем порядке разрывает все соглашения и договорённости с Сибирской Республикой, формируя Совет ВОПУ и формируя автономию 19 августа, а 20 августа выпуская манифест о своей независимости и отказа от автономного статуса в составе Сибирской Республикой, освобождая себя от любых обязательств[2].

Состав[править | править код]

Совет ВОПУ состоял из Управляющих 8 главных управлений (ГУ, то есть министерств), двое из которых также являлись Председателем Совета и его Заместителем. Часть полномочий несуществующих ГУ исполняли на себе ГУ наиболее схожие по этому направлению. Например, внешние сношения, в частности вопросы о формировании единого общероссийского органа власти, передавались ГУ финансов и лично его управляющему Кролю, из-за чего его полномочия часто переходили к заместителю управляющего — меньшевику В. А. Всеволожскому.

При Совете действовал отдельный институт особых уполномоченных, которые доносили принципы политики Совета до населения Урала и исполняли представительные функции.

Должность Член Совета

(Годы жизни)

Партия
Председатель Совета ВОПУ Павел Васильевич Иванов

(1867—1932)

КДП
Управляющий ГУ торговли и промышленности
Товарищ (заместитель) председателя Совета ВОПУ Лев Афанасьевич Кроль

(1871—1931)

КДП
Управляющий ГУ финансов
Управляющий ГУ земледелия и государственного имущества Александр Васильевич Прибылёв

(1857—1936)

ПСР
Управляющий ГУ народного просвящения Владимир Михайлович Анастасьев

(1878—19??)

ПСР
Управляющий ГУ внутренних дел Николай Васильевич Асейкин

(1886—1921)

ПНС
Управляющий ГУ труда Петр Васильевич Мурашев

(1880—1949)

РСДРП(м)
Управляющий ГУ юстиций Николай Николаевич Глассон

(1870—19??)

Беспартиный
Управляющий ГУ горных дел Антон Евгеньевич Гутт

(1880—1937)

Беспартиный

Деятельность[править | править код]

За время своей деятельности, Совет ВОПУ провёл 61 заседание и принял 77 постановлений, которые были опубликованы в шеститомном Собрании узаконений Временного областного правительства Урала, первый из которых вышел в свет 27 августа, а последний — 15 ноября 1918 года. Также, в данном собрании сохранились циркуляры, распоряжения и приказы, в том числе и по отдельным ГУ. При этом, Совет ВОПУ должен был осуществлять свою деятельность в соответствии с собственной декларацией[3].

Декларация принципов Совета ВОПУ[править | править код]

В декларации Временного Уральского правительства от 27 августа 1918 года была заявлена программа, содержавшая, в числе прочего, следующие основные положения:

  • Сохранение демократических свобод;
  • Равноправие всех религий и наций, право на их культурное самоопределение; осуждение большевистского декрета об отделении церкви от государства;
  • Содействие развитию промышленности Урала, восстановление прав частной собственности и предпринимательства в промышленности, торговле и банковском деле;
  • Возвращение заводов к их прежним владельцам; национализация отдельных предприятий в случае появления государственной необходимости;
  • Сохранение восьмичасового рабочего дня[4] и сложившейся системы социального страхования; установление заработной платы по взаимному соглашению предпринимателей и трудящихся, но не менее фиксированного прожиточного минимума;
  • Сохранение земли в руках её фактических пользователей до окончательного решения вопроса Учредительным собранием;
  • Содействие Белой армии;
  • Возобновление деятельности органов местного самоуправления; восстановление прав и отношений, запрещённых большевистскими декретами.

Основная идея деятельности[править | править код]

Основной идеей, которой строго придерживались в Совете и был одним из самых частых объектов обсуждений на заседаниях, был вопрос о противостоянии Временному Сибирскому Правительству и их попыткам поставить Урал под собственный контроль. По данному вопросу было составлено большое количество записок, где детально разбирались и перечислялись факты посягательств министров и уполномоченных ВСП на территорию, деятельность или суверенитет ВОПУ. Это приводило ко множественным конфликтам, спорам и притязаниям за территории, их контроль, подчиняемость местных органов власти, борьбе за инфраструктуру и бюджетные средства. Однако, Совет понимал реализм положения дел, и иногда шёл на послабления и уступки по отношению к ВСП, признавая в нём и КОМУЧе центры притяжения власти[1].

Промышленное регулирование[править | править код]

Одним из ключевых направлений внутренней политики ВОПУ стала деятельность по регулированию промышленности. За это отвечало Главное управление горных дел во главе с А.Е. Гуттом. Так был сформирован Уральский промышленный комитет — коллегиальный исполнительно-представительный орган управления горными предприятиями Урала. Он был учрежден постановлением ВОПУ от 9 сентября 1918 г., хотя по взаимной договоренности ВОПУ и ВСП к его созданию приступили с 25 августа[1].

Таким образом, фактически всё управление предприятиями перешло к Бюро УПК, состоявшего из семи человек: председателя А.И. Гутта, государственного контролера Н.Н. Игнатьева, представителя ВСП С.С. Постникова и трех инженеров, один из которых был от технического отдела чехословацкий войск. Причём, это Бюро действительно фактически контролировало и управляло большинством предприятий и горнодобывающими округами, что значимо повлияло на производственные и промышленные мощности ВСП и ВОПУ[5].

При этом, основным принципом регулирования промышленности ВОПУ и Бюро видело не в денационализации предприятий, а в налаживании процесса управления уральскими предприятиями с целью последующего промышленного развития и создания промышленной базы[6]. Так, при обсуждении данного вопроса в Комитете, тот пришёл к выводу о том, что текущая ситуация не позволяет передать управление предприятиями их владельцам или директорам, а также начав рассылать на предприятия своих уполномоченных, которые занимались вопросами управления предприятиями от лица Комитета, что привело к централизации большей части промышленности и экономики Урала[1].

С сентября, после успешного промышленного регулирования, остро стал вопрос о финансировании УПК и его предприятий. Частично деньги поступали самим ВОПУ, оставшиеся средства выделялись ВСП. Деньги активно тратились на выплату зарплат, восстановление работы предприятий, сырьё и старт производства. Таким образом, несмотря на широкое финансирование ВСП предприятий, железных дорог и инфраструктуры, именно ВОПУ решала о том, как куда и сколько направить средств, и никак не теряла контроль над промышленностью и инфраструктурой региона[7].

Торговое регулирование[править | править код]

Земельное и аграрное регулирование[править | править код]

Оценки[править | править код]

В ряде современных исследований действия, предпринимавшиеся Временным правительством Урала в чрезвычайно тяжёлых условиях практически полного отсутствия необходимых ресурсов и сложнейшей внутриполитической ситуации, оцениваются весьма высоко. Так, по мнению П. И. Костогрызова, социально-экономическая политика Уральского правительства, которая может быть охарактеризована как политика сознательного и последовательного классового компромисса, «…была вполне разумной и способствовала нормализации экономической жизни региона». Основную заслугу правительства он видит в том, что «…экономическое положение Урала было стабильнее и лучше, чем территорий, контролируемых красными»[8]. «…Омск был освобожден ранее Екатеринбурга чисто случайно. Это дало возможность сформироваться Сибирскому правительству в Омске, а не в Екатеринбурге… Нет сомнения, что Уральское правительство было сильнее Омского. Кто знает, возможно, результаты восстания белых были бы совсем иные, если бы власть принадлежала лицам, вошедшим в правительство Урала»[9].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 В.М. Рынков. Временное областное правительство Урала: опыт строительства региональной автономии в условиях гражданской войны // Уральский исторический вестник. — 2019. — № 2 (63). — С. 96–103.
  2. 1 2 3 Кроль Л.А. За три года. Воспоминания, впечатления и встречи. — Владивосток, 1921.
  3. Коробкин А.А. Декларация Временного областного правительства Урала как исторический источник // История России первой трети ХХ в.: историография, источниковедение: Тезисы науч. конф.. — 1996. — С. 72–74.
  4. «Теневой» лидер Уральского правительства Л. А. Кроль ещё в 1902 году прославился введением восьмичасового рабочего дня на руководимой им городской электростанции Екатеринбурга.
  5. Никонова О.Ю. Социально-экономическая политика правительства демократической контрреволюции и диктатуры Колчака на Урале (1918–1919) // РАН. — 1996.
  6. ГАСО. Ф. Р-569. Оп. 3. Д. 16. Л. 39об
  7. ГАСО. Ф. Р-569. Оп. 1. Д. 1. Л. 127
  8. Костогрызов П.И. Антибольшевистское движение на Урале в 1917 — 1918 г. — Автореф. дисс. …канд. историч. наук. — Екатеринбург, 2013, с. 19; см. также: Иванов А.В. Социально-экономическая политика Временного областного правительства Урала (август–ноябрь 1918 года): к истории изучения проблемы. // Известия УрГЭУ, 2013, № 2 (46), с. 89-90, 92, 93, и др.
  9. Аничков В. П. Екатеринбург — Владивосток. 1917 — 1922. — М.: «Русский путь», 1996, с. 177, 178.