Дьявольская арифметика

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Kenpav (обсуждение | вклад) в 14:23, 12 декабря 2020 (→‎В ролях). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дьявольская арифметика
The Devil’s Arithmetic
Постер фильма
Жанры драма / фэнтези
Режиссёр Донна Дейтч[англ.]
Продюсеры Ли Готзеген
Том Кун
Мюррей Шисгал[англ.]
Фред Вейнтрауб[англ.]
Дастин Хоффман
На основе The Devil's Arithmetic[вд]
Авторы
сценария
Роберт Авреш[англ.]
Джейн Йолен[англ.]
В главных
ролях
Кирстен Данст
Бриттани Мёрфи
Пол Фримен
Мими Роджерс
Оператор
Композитор Фредерик Тальгорн[англ.]
Кинокомпания «Showtime Networks»
Дистрибьютор Showtime
Длительность 105 мин
Страна  США
Язык английский
Год 1999
IMDb ID 0179148

«Дьявольская арифметика» (англ. The Devil's Arithmetic) — телефильм производства США, снятый кинорежиссёром Донной Дейтч в 1999 году, по одноимённой новелле американской писательницы Джейн Йолен.

Сюжет

Фильм начинается с выступления одного из продюсеров фильма — Дастина Хоффмана, который представляет фильм, говоря о недопустимости предания забвению трагедии Холокоста.

Ханна Штерн, современная американская девушка-тинэйджер, из состоятельной еврейской семьи, стоит в тату-салоне и наблюдает, как подружки делают себе татуировки. Но себе она ничего пока не сделала, так как спешила домой, чтобы с семьёй поехать к своей тётушке Еве и родственникам на празднование Песаха. Ей это неинтересно. К сожалению, приходится надеть скромное платье, ехать к многочисленным родственникам и участвовать в застолье. Как обычно, тётя Ева, увидев Ханну, принялась восхищаться, как она всё больше похожа на «Неё». Правда, непонятно, на кого так похожа Ханна — тётушка, как обычно, уклоняется от прямого ответа. Ханна не очень хорошо знает и не особо интересуется прошлым своего народа, поэтому на празднике она чувствует себя странно и неловко. При подготовке к празднику, когда родственники омывали руки, Ханна замечает, что у некоторых из её пожилых родственников есть старые татуировки с цифрами. Ханна не знает, что такое Холокост, кроме некоторых фактов из уроков по истории. Зажигание свечей, преломление мацы, молитвы и притчи из торы… Как это старомодно и скучно! Она не смогла прочесть положенный ей отрывок из торы, который за неё прочёл отец. Во время испития вина Ханна глотает его большими глотками, и хмель ударяет ей в голову. На вопрос родственника, согласно обряду[1]: «Кто откроет дверь и впустит пророка Илию?», тётушка Ева отвечает, что в этом году её откроет Ханна. Приходится подчиниться. Под пение молитвы Ханна открывает дверь из комнаты, выходит в коридор и оказывается, сама того не осознавая, в далёком прошлом.

Какие-то девушки, на вопрос, где она и где её родители, сообщают ей, что её родители умерли от лихорадки, что они её родственники — тётя Мина и кузина Ривка. Сама Ханна долго болела, но выжила, правда, память ей часто отказывает, по мнению её новых родственников. Они находятся в польском городе Янув, куда Ханна с родителями приехала из Люблина. Ривка ведёт Ханну на прогулку, они заходят сделать снимок к фотографу и бегут на соседскую свадьбу. Однако празднование свадьбы прерывают въехавшие в городок солдаты вермахта. Так Ханна понимает, что она попала в октябрь 1941 года.

Всех, кто был на праздновании свадьбы, нацисты вывозят в концлагерь. Ханна проходит через все ужасы концлагеря: клеймение, унижение, непосильная работа, постоянная угроза быть застреленной, голод… Там же проходит и то, что можно назвать первой любовью. Правда, парень, который добивался её расположения, погибает на виселице за попытку побега. Ханна замечает, что происходящее с ней в концлагере как-то связано с рассказами её родственников, что остались в будущем, но она плохо помнит эти рассказы, так как слушала их невнимательно. Однажды, когда за работой заключённых наблюдал комендант лагеря, Ханна заступается за Ривку, так как та больна, и вместе с некоторыми заключёнными которых выбрал комендант, идёт в какой-то барак, где всех заставляют раздеться и после загоняют в какое-то помещение. Вдруг из окошек на потолке помещения на людей стал сыпаться какой-то порошок, и, задыхаясь, Ханна понимает, что она попала в газовую камеру.

Ханна приходит в себя, лёжа на кровати у тётушки Евы. По мнению родни, Ханна слишком много выпила вина и её сморил сон. Но она уверена, что всё было наяву. Ханна, чувствуя связь между произошедшим и настоящим, вдруг называет тётю Еву Ривкой, что на тётушку оказывает очень сильное впечатление. И, наконец, Ханна понимает, что тётушкина кузина в концлагере спасла её от смерти, пойдя в газовую камеру вместо неё. Ту кузину звали Ханной, и в честь неё и назвали главную героиню фильма. А Ривка после войны оказывается в Америке и берёт себе имя Ева. Празднование Песаха продолжается. Но Ханна уже не сторонний участник. Теперь ей ясно, что настоящее основано на прошлом, которое забывать нельзя, и она вместе со всеми радостно поёт застольную песню.

О фильме

Фильм снимался в Вильнюсе. Выбор города не был случайным: во-первых, улочки старого города очень похожи на типичный средневековый город центральной Европы. Во-вторых, Вильнюс, перед началом Второй мировой войны, был одним из центром мирового еврейства[2], и, неофициально, назывался «Вторым (или литовским) Иерусалимом». К концу Второй мировой войны из приблизительно 250000 жителей-евреев Литвы осталось в живых не более 10 процентов[3]. Эпизод свадьбы снимался в нескольких десятках метров от того места, где стояла древняя большая синагога, сожжённая немецкими войсками, и сцена горящей синагоги в фильме очень символична.

Для съёмок эпизодов в концлагере, в окрестностях города были построены декорации, которыми попытались воссоздать обстановку в лагере «Освенцим»[4].

В ролях

См. также

Примечания

Ссылки