Алядин, Шамиль

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая 188.191.22.96 (обсуждение) в 23:14, 23 января 2022 (→‎Литературная деятельность). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Шамиль Алядин
Şamil Alâdin
Шамиль Алядин, Ташкент, 1974 г.
Шамиль Алядин, Ташкент, 1974 г.
Имя при рождении Кямиль (Куркчи)
Дата рождения 12 июля 1912(1912-07-12)
Место рождения с. Махульдюр, Ялтинский уезд, Таврическая губерния, Российская империя
Дата смерти 21 мая 1996(1996-05-21) (83 года)
Место смерти
Образование
Род деятельности поэт, прозаик, переводчик
Годы творчества 1927—1996
Награды Орден Отечественной войны II степени Орден «Знак Почёта» Заслуженный работник культуры Узбекской ССР (1973)
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1982)
www.shamil-alyadin.com

Шами́ль Аляди́н (крымскотат. Şamil Alâdin; настоящее имя Шамиль Сеитович Алядинов; крымскотат. Şamil Seit oğlu Alâdinov; 12 июля 1912, село Махульдюр, Крым — 21 мая 1996, Симферополь) — крымскотатарский прозаик, поэт и общественный деятель, заслуженный деятель искусств и заслуженный работник культуры Узбекской ССР[1].

Биография

Шамиль Алядин (Шамиль Сеитович Алядинов) родился 12 июля 1912 года в селении Махульдюр Ялтинского уезда (ныне Нагорное Бахчисарайского района Крыма), расположенном в лесах у северных склонов Ай-Петринской яйлы. Кроме Шамиля в семье было ещё три сына и две дочери.

При рождении ему дали имя Кямиль, но в раннем детстве он тяжело заболел. По древнему поверью, чтобы побороть недуг, ребёнку давали новое имя. Так произошло и с мальчиком, ставшим Шамилем[2]

Учёба

Начальное образование получил в местной школе. Окончил семилетнюю школу в Бахчисарае. Там его учителем был педагог Ягья Байбуртлы, который и пробудил в нём интерес и любовь к литературе[2] В 15 лет написал первое стихотворение «Соловей рассвета» («Танъ бульбули»), посвящённое известному крымскотатарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому, которое было опубликовано в молодёжной газете «Яш къувет»[2]

Вот как он вспоминал это первое радостное событие в своей жизни:

Меня вызвали в учительскую. Меня встретил учитель крымскотатарского языка и литературы Ягъя Байбуртлы, пожав руку, крепко обнял и при других учителях показал напечатанное в газете «Яш къувет» моё стихотворение. Немного подождав, он продолжил: «Из Шамиля получится незаурядный мастер слова. После окончания школы его необходимо направить в Бакинский университет. В этом нам, конечно же, поможет Бекир Чобан-заде, который является профессором данного заведения».

После окончания школы поступил в Симферопольский педагогический техникум (1928—1931 гг.). Здесь он познакомился с известными в то время поэтами Зиядином Джавтобели и Керимом Джаманакълы[2]

По окончании техникума стал студентом заочного отделения Московского литературного института.

Литературная деятельность

Дом специалистов, в котором жил Ш. Алядин

В 1932 г. увидела свет его первая книга стихов «Улыбнулась земля, улыбнулось небо» («Топракъ кульди, кок кульди»)[2] В конце 1932 г. молодого поэта призвали в армию. Он проходил службу в 7-м полку Червонного казачества в городе Старый Константинов (УССР) в (1932—1934 гг.). Там же он окончил полковую школу и командовал кавалерийским взводом[2].

В 1935 году выщед его сборник стихов «Песни червонного казака» («Къызыл казакънынъ йырлары»), навеянных проведённым в армии временем.

В 1936 г. стал заместителем редактора крымской газеты «Янъы дюнья». Затем поехал в Дагестан и работал там школьным учителем в горном селе. По комсомольской путёвке уехал на стройку второй пятилетки — Чирчикстрой, где работал экскаваторщиком. В дальнейшем это послужило основой для написания романа «Если любишь» («Эгер севсенъ»).

В 1939 году вернулся в Крым. В том же году стал членом Союза писателей СССР и главой Союза писателей Крыма.

Впервые стал известен на весь СССР, как блестящий переводчик Т. Г. Шевченко после того, как на пленуме Союза писателей СССР в Москве 1939 года Павло Тычина выступил и прочитал на крымскотатарском языке перевод стихотворения «Заповіт», за который Ш. Алядин был награждён Памятной настольной медалью 125 лет со дня рождения Т.Г. Шевченко.

В 1940 году вышла книга «Жизнь» («Омюр»), в которую вошло его первое прозаическое произведение «Лестница» («Мердивен»).

26 июня 1941 года ушёл добровольцем на фронт, командовал взводом на Юго-Западном фронте. В феврале 1943 года был тяжело ранен. Через два с половиной месяца, проведённых в госпитале, направляется в штаб Северо-Кавказского фронта, оттуда — в распоряжение штаба партизанского движения в Крыму. В апреле 1944 года вернулся в Симферополь. Был членом Комиссии по оценке ущерба, нанесённого войной Крыму.

За несколько дней до депортации выехал в командировку в Алушту для набора артистов для создаваемого ансамбля «Хайтарма». Вернувшись в Симферополь, он не застал своей семьи, был арестован и вынужден покинуть Крым. Он выехал в Среднюю Азию на поиски семьи. В Узбекистане, в городе Чинабаде, он нашёл свою умирающую от голода жену и маленькую дочь Диляру.

Прожив в Чинабаде около четырёх месяцев, с семьёй переехал в Андижан, где работал в местной газете. Через полгода, в мае 1945 года, благодаря содействию председателя Союза писателей СССР Александра Фадеева, получил разрешение на переезд в Ташкент. Там он работал директором Театра юного зрителя, директором Дворца железнодорожников, а с 1949 г. — ответственным секретарём правления Союза писателей Узбекистана. В этот период, как он вспоминал в автобиографической повести «Я ваш царь и бог», неформальную поддержку ему оказывал писатель Айбек, который помогал ему найти работу после увольнения за активную гражданскую позицию.

В 1953—1957 гг. учился на вечернем отделении Ташкентского педагогического института им. В.Белинского.

Являлся активным членом инициативной группы, борющейся за возвращение на родину. Принимал участие в написании писем в адрес руководителей ЦК КПСС с требованием возвращения крымских татар на Родину — в Крым, выезжал с группой участников крымскотатарского национального движения в Москву. За активную деятельность в национальном движении его неоднократно увольняли с занимаемых должностей.[3]

Объединял и возглавлял группу крымскотатарских интеллигентов и, используя своё влияние и авторитет, добился разрешения и принял активное участие в создании ансамбля «Хайтарма», газеты «Ленин байрагъы», журнала "Йылдыз", радиопередач на крымскотатарском языке, редакции крымскотатарской поэзии и прозы в издательстве им. Г. Гуляма.

Добивался восстановления и реабилитации исключённых после депортации из Союза писателей крымскотатарских писателей. По инициативе и при его непосредственном участии в Узбекистане была создана секция крымскотатарских писателей при Союзе писателей Узбекистана, которую он возглавлял в течение нескольких лет.

Дважды избирался председателем Литфонда СП Узбекистана, работал с писателями Шарафом Рашидовым, Камилем Яшеном и др. В период когда Ш. Алядин являлся председателем Литфонда СП Узбекистана, достиг пика своего благосостояния[4] С 1980 по 1985 год возглавлял журнал «Йылдыз». За заслуги в области литературы удостоен звания «Заслуженный работник культуры Узбекской ССР» (1973 г.) [источник не указан 4875 дней] и «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР» (1982 г.)[2]

Творчество

Является автором более 70 произведений, которые были переведены на разные языки.

Особое место в творчестве Ш. Алядина занимает повесть «Приглашение к дьяволу на пир» («Иблиснинъ зияфетине давет»), написанная в 1979 году. В этой книге автор первым из советских крымскотатарских писателей рассказал про кумира далёкого детства, просветителя Исмаила Гаспринского и известного поэта-демократа, учителя — оджа — Шамиля Усеина Токтаргазы.

После окончания второй мировой войны написал несколько произведений на военную тематику, а также повести «Сын Чауша» («Чауш огълу»), «Теселли», романы «Если любишь» («Эгер севсенъ») и «Фонари горят до рассвета» («Рузгардан саллангъан фенерлер»). В 1971 г. вышла повесть «Девушка в зелёном», в 1972 г. — книга повестей и рассказов «Эльмаз». В 1987 г. вышел сборник произведений Шамиля Алядина «Чорачыкълар». В одноимённом произведении автор описал образы своих учителей и красоты родного Крыма.

В 1985 году вышел на пенсию, проживал на даче под Ташкентом в Дормене. Там же он начал писать исторический роман о прославленном полководце Тугай-бее, о помощи крымскотатарского войска в борьбе Богдана Хмельницкого за независимость Украины (роман остался незавершённым).

Оставил после себя целую плеяду воспитанников — крымскотатарских писателей. О его жизни и творчестве написано немало статей, очерков, книги М. Кошчанова, Г. Владимирова, сняты телевизионные фильмы: "След на земле" и др. Произведения Ш. Алядина входят в программу средних и высших учебных заведений.

Возвращение в Крым

В 1994 году с семьёй возвратился в Крым, в Симферополь.

Здесь он ни на день не прекращал своей литературной деятельности: в газетном варианте вышли документальный очерк «Жертвы Кремля», а затем автобиографическая повесть «Я — ваш царь и бог», в которой он повествует о тяжёлых годах жизни крымскотатарского народа в депортации.

21 мая 1996 года скончался в возрасте 84 лет и был похоронен на кладбище «Абдал» в городе Симферополе.

Награды и звания

Заслуженный деятель искусств и заслуженный работник культуры Узбекской ССР[1].

Источники

Ссылки