Коршун, Степан Васильевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Степан Васильевич Коршун
Дата рождения 6 (18) сентября 1868(1868-09-18)
Место рождения Глухов
Дата смерти 1931(1931)
Место смерти Москва
Страна
Научная сфера Микробиология, эпидемиология
Место работы Харьковский университет,
Кубанский университет,
Харьковский медицинский институт
Альма-матер Харьковский университет
Учёная степень доктор медицинских наук
Учёное звание Профессор
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Степан Васильевич Коршун (18681931) — гигиенист, микробиолог, иммунолог, доктор медицинских наук (1903), профессор (1910).

Биография[править | править код]

Родился 6 (18) сентября 1868 года в Глухове Черниговской губернии. Дворянин, сын казачьего полковника. В конце XIX века мать Елизавета Юрьевна Коршун переехала с детьми в окрестности Краматорска и по соседству с Беленькой купила 1100 десятин земли и построила двухэтажный дом. У неё было 6 детей (братья: Юрий (1873—1951), близнецы[1] Николай (?—1906)[2] и Василий; сёстры: Вера и Мария). Степан был старшим[3]. Обучался в Елатомской гимназии в Тамбовской губернии, в 1887 году окончил 2-ю Харьковскую гимназию и поступил на медицинский факультет Харьковского университета. На последнем курсе участвовал в борьбе с эпидемией холеры, заведовал холерным бараком в Славянске; не оставил этой работы даже во время сдачи экзаменов. В 1893 году после окончания эпидемии сдал государственные экзамены и получил диплом с отличием[4].

С. В. Коршун в молодости.

В мае 1894 году был утверждён сверхштатным ординатором терапевтической госпитальной клиники, где проходил подготовку в течение 3 лет. Одновременно в 1894—1895 годах занимался бактериологией в Бактериологической лаборатории Харьковского медицинского общества под руководством В. К. Высоковича. В 1895 году, в связи с отъездом Высоковича в Киев, занял должность ассистента бактериологической станции Харьковского медицинского общества, то есть фактически стал руководителем бактериологической станции. Впоследствии станция была преобразована в Бактериологический институт.

В 1900 году занял должность сверхштатного лаборанта на кафедре гигиены Харьковского университета, продолжая в основном работать в Бактериологическом институте[4]. В 1901—1902 годах работал за границей у профессора Пауля Эрлиха. Вернувшись в 1903 году защитил докторскую диссертацию по теме «О биохимической связи между токсинами и энзимами» и стал приват-доцентом по кафедре гигиены Харьковского университета.

С 1906 года работал в Пастеровском институте у И. И. Мечникова, в институтах гигиены Берлина, Мюнхена, Бреслау.

В 1908 году избран профессором гигиены на медицинском факультете Харьковского университета, продолжая с 1907 года работать в Харьковском бактериологическом институте. В 1910 году был избран экстраординарным профессором кафедры гигиены Харьковского университета и ушёл из бактериологическом институте, в который, впрочем, вернулся в 1914 году.

Во время Гражданской войны «служил в армии А. И. Деникина консультантом по заразным болезням при Главном начальнике санчасти»[5]. В 1919 году в отступавшей армии Деникина Коршун боролся с холерой и сыпным тифом. Он отклонил все предложения об эвакуации и остался в Новороссийске вместе с ранеными и больными[6]. В 1920 году утверждён в звании профессора медицинского факультета Кубанского университета[7][8].

На объединённом заседании профессоров и младшего преподавательского состава медицинского и одонтологического факультетов Харьковского медицинского института 14 ноября 1921 года С. В. Коршун одновременно Н. С. Бокариусом и В. Д. Брантом был избран кандидатом на пост ректора института; набрал больше всего голосов и 22 мая 1922 года Президиум Главпрофобра утвердил Коршуна на должность ректора. Он сменил на этом посту партийного выдвиженца Г. В. Гусакова, снятого за допущенные промахи и недоработки. Однако Г. В. Гусаков оставался политкомиссаром института и уже 1 ноября 1922 года Коршун был смещён с поста ректора[4]. К этому эпизоду относится запись в дневнике В. И. Вернадского от 9 ноября 1922 года со ссылкой на Л. А. Тарасевича, что в Харькове готовится высылка за границу бактериолога Коршуна[9]. Однако предположение Тарасевича и Вернадского не подтверждается документами по поводу высылки интеллигенции в 1921—1923 годах[10].

В 1923 году был назначен директором Института инфекционных болезней имени И. И. Мечникова в Москве.

13 августа 1930 года Коршуна арестовали в один день с Ф. Г. Бернгофом, помощником заведующего эпидемиологическим отделом института, где Коршун был директором, (МБИ имени Мечникова), и с директором Ростовского микробиологического института М. И. Штуцером. В течение года шло дело «о вредительстве в микробиологии», было арестовано более 50 крупнейших ученых. Существует версия, высказанная полковником юстиции запаса В. Звягинцевым, по которой С. В. Коршун, как и О. Г. Биргер, были арестованы после того, как отказались участвовать в разработке средств ведения бактериологической войны[5]. Коршун был признан главой «вредительской организации микробиологов», по версии следствия он «создал антисоветские группы в институте им. Мечникова, в Саратовском микробиологическом институте и в других институтах СССР». На заседании коллегии ОГПУ 23 октября 1931 года отдельно был решён вопрос о необходимости конфискации личных библиотек арестованных микробиологов[5], у подследственных были конфисковали в том числе и личные микроскопы[11]. В конце 1931 года большинство участников процесса, включая С. В. Коршуна, во внесудебном порядке коллегией ОГПУ были осуждены на 10 лет ИТЛ, М. И. Штуцер и О. Г. Биргер получили 5 лет лагерей, В. А. Новосельский — 3 года лагерей, проходящие с ними по одному делу профессора П. Ф. Беликов и П. С. Розен получили по 3 года ссылки[5][12].

С. В. Коршун покончил жизнь самоубийством[11] в Бутырской тюрьме[6] в самом конце 1931 года.

Основной состав осуждённых по процессу «микробиологов-вредителей» оказался в закрытом военном институте в Покровском монастыре в Суздале, где они занимались разработкой бактериологического оружия и средств защиты[5].

Научная деятельность[править | править код]

С. В. Коршун опубликовал около 80 научных работ. Ряд его работ посвящен технике выполнения и расшифровке результатов реакции Вассермана, разработке серологической диагностики сыпного тифа, активной иммунизации детей против дифтерии и скарлатины. Для профилактики дифтерии и скарлатины Коршун предложил специальную нейтральную смесь дифтерийного токсина с антитоксином и комбинированную скарлатинозную вакцину, состоящую из культуры убитых гемолитических стрептококков и скарлатинозного токсина. В годы первой мировой войны С. В. Коршун с сотрудниками Харьковского института разработал метод получения стандартной противостолбнячной сыворотки. Известны также его работы по противотуберкулезной вакцинации. В совместной работе с Монгенротом (Morgenroth) 1902 года Коршун доказал, что гемолитическое действие экстрактов из органов зависит от присутствия в них липоидов. В 1920-е годы Коршун активно занимался проблемой иммунизации против дифтерии и скарлатины. Он предложил так называемую «нейтральную смесь дифтерийного токсина с антитоксином» и «комбинированную скарлатинозную вакцину». Кроме того он разрабатывал противотуберкулезную вакцинацию BCG (сделал по этому поводу ряд докладов на съездах и опубликовал статьи в «Московском медицинском журнале» с 1926 года.). Был редактором и соавтором сборников статей «Дифтерия», «Скарлатина» (М.Л., 1925) и «Основ медицинской микробиологии» (т. I—II, М.Л., 1929—1930).

В 1924 году предложил новую методику вакцинации против кишечных инфекций с помощью убитых формалином культур микробов.

Автор статей в первом издании Большой советской энциклопедии.

В советской «Большой медицинской энциклопедии», изданной в 1930 году, в целом, весьма позитивная статья о С. В. Коршуне заканчивается неожиданно: «При советской власти К., защищая идею „аполитичности“ научной деятельности, примкнул к правой профессуре»[13].

Семья[править | править код]

  • Жена — ? (известно, что в 1908 году Коршун называл себя «человеком семейным», то есть был женат[4]).
    • Дочь — Лидия Степановна, проживала в Харькове.[источник не указан 399 дней]

Память[править | править код]

  • Ещё в советское время на усадебном доме под Краматорском, где вырос С. В. Коршун, была повешена чугунная мемориальная доска, но в начале 1990-х её украли сборщики металлолома[3].
  • В ноябре 2016 года Улица 17 партсъезда в Краматорске была переименована в улицу Степана Коршуна[14]

Библиография[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Злата Бычкова. Дворяне из Краматорска занимались предпринимательством и строили храмы. Дата обращения: 25 января 2018. Архивировано 26 января 2018 года.
  2. Партия Социалистов-Революционеров. История - Коршун… Дата обращения: 23 января 2018. Архивировано из оригинала 23 января 2018 года.
  3. 1 2 Коцаренко В. Дворянская усадьба в Краматорске Архивная копия от 26 января 2018 на Wayback Machine
  4. 1 2 3 4 Петрова З. П. Видный украинский микробиолог и иммунолог Степан Васильевич Коршун (к 140-летию со дня рождения) // Международный медицинский журнал. — 2008. — Т. 14, № 4. — С. 128—131. Архивная копия от 27 января 2018 на Wayback Machine
  5. 1 2 3 4 5 Звягинцев Вячеслав. За что ученых-микробиологов арестовали и свезли в монастырь. Дата обращения: 22 января 2018. Архивировано 11 января 2018 года.
  6. 1 2 Супотницкий М. В. Микроорганизмы, токсины и эпидемии Архивная копия от 17 января 2018 на Wayback Machine. — М., 2000. — 376 с.
  7. Сорокина М. Ю. Меж двух диктатур: Советские ученые на оккупированных территориях СССР в году второй мировой войны (к постановке проблемы) (недоступная ссылка). // Год Германии в России. «Ежегодник Дома Русского Зарубежья». — М., 2012. — С. 146—178. (недоступная ссылка)
  8. Кубанский государственный медицинский университет. Дата обращения: 26 января 2018. Архивировано 27 января 2018 года.
  9. Вернадский В. И. Дневники 1921—1925. / Отв. ред. В. П. Волков. — 2-е изд. — М.: Наука, 1999. — С. 91.
  10. Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК-ГПУ 1921—1923. — М.: Русский путь, 2005. Имя С. В. Коршуна в этом сборнике документов не упоминается.
  11. 1 2 М. Сура. Владимир Владимирович Сура Архивная копия от 23 января 2018 на Wayback Machine
  12. По этому делу был также репрессирован Владимир Михайлович Здравомыслов, по ст. 58-7 осуждён на 3 года ссылки на Урал, работал в Ростове-на-Дону, ушел с немцами, скончался в 1944 в Лемго, Германия. Звягинцев Вячеслав. За что ученых-микробиологов арестовали и свезли в монастырь Архивная копия от 11 января 2018 на Wayback Machine
  13. Большая медицинская энциклопедия. гл. ред. Н. А. Семашко. Т. 14. — М., 1930. — Стлб. 29—30. Дата обращения: 24 января 2018. Архивировано 25 января 2018 года.
  14. В честь кого названы улицы Краматорска? Улицы Степана Коршуна и Ярослава Мудрого (фото, видео). Дата обращения: 17 апреля 2022. Архивировано 19 февраля 2020 года.

Литература[править | править код]

Рекомендуемые источники[править | править код]

  • Xецров И. Проф. С. В. Коршун. // Гигиена и эпидемиология. — 1928. — № 3.
  • Здравосмыслов В. М. К вопросу о биологии туберкулёзных бактерий и приготовлений противотуберкулёзных сывороток // Журнал микробиологии, патологии и инфекционных. болезней. — М. : Госиздат, 1928. — № 3, 5. (Посвящено С. В. Коршуну по поводу 35-летия его деятельности).
  • Дяченко С. С. С. В. Коршун и его роль в развитии медицинской микробиологии на Украине // Микробиологический журнал, Наук. думка., 1982. — С. 44-45 ( МКЖ. 1983. Т. 45, № 5)

Ссылки[править | править код]