Иноземский приказ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Иноземский приказ
(Иноземный приказ)
Годы существования 16231701
Страна Флаг России Россия
Подчинение приказному судье
Входит в Вооружённые Силы России (Русское войско, Армия Петра I)
Тип приказ
Функция управление
Командиры
Известные командиры Смотри Судьи (главы)
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
Войско (царская пехота) на фрагменте рисунка 1672 года.
Иноземский приказ на плане здания московских приказов 60-х — 70-х годов XVII века.

Иноземский (Иноземный) приказ — центральный орган военного управления (приказ) Русским войском и иноземцев на русской службе, одно из центральных ведомств Русского государства XVII века.

История развития Иноземского приказа и его полномочия[править | править код]

В 1623/24 (7132) году Иноземский приказ преобразован из Панского приказа.

Приказ ведал делами большей части иностранцев (иноземцев), живущих в Московском государстве, главным образом, состоящих на службе в войсках. Иноземскому приказу также были подчинены Новая Немецкая слобода, все военнослужащие иноземного и рейтарского (до образования Рейтарского приказа в 1649 году) строя. Иноземский приказ раздавал (выплачивал) жалованье военно-служилым иноземцам, разрешал споры иноземцев между собой и с православным населением.[1]

Иноземский приказ и Новая Немецкая слобода (1652—1701)[править | править код]

Потребность в создании Новой Немецкой слободы (жили все иностранцы, ранее немец — человек не говорящий по-русски) возникла в связи с увеличением числа иноземцев в Московском государстве и стремлением светской и духовной власти чётко отделить их от основной массы населения Москвы. В 1652 году создание Новой Немецкой слободы было поручено главе Земского приказа, который заведовал московскими чёрными слободами, окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово. Только после её образования и переписи всех дворов в писцовые книги стольником Афанасием Ивановичем Нестеровым она была передана в ведение Иноземскому приказу[2].

С управлением Новой Немецкой слободы были связаны в основном два приказа: Иноземский и Земский. Земли в слободе получали по «дачам» из Иноземского и Земского приказов. Иноземцам выдавались «дворовые крепости», которые фиксировались в Крепостных книгах приказов. Все дворы и постройки вносились в Строельные и Записные книги Земского приказа вплоть до ликвидации приказа в 1699 году, когда его функции перешли к Стрелецкому приказу[3]. При переписях Москвы Новая Немецкая слобода переписывалась по наказу из Иноземского приказа.

Главой слободы назначался дворянин, подчинявшийся Иноземскому приказу и получавший из него наказ. Под началом дворянина была съезжая изба, которая являлась административным центром Новой Немецкой слободы, где регистрировались происшествия, куда приводились лица, задержанные в слободе. Её служащие — подьячие и приставы — состояли в ведении Иноземского приказа, где и были верстаны. За порядком во дворах слободы следили десятские, назначавшиеся и получавшие наказ также из Иноземского приказа.

Рубежом в управлении Новой Немецкой слободы считается именной указ от 18 мая 1666 года «О ведомстве в Розряде Новой Немецкой слободы впредь до указа». Но по спискам служащих Иноземского приказа на протяжении двух десятилетий с 1668/69 по 1688/89 годы служащие Новой Немецкой слободы верстались и подчинялись Иноземскому приказу, что означает подчинение ему управления слободы. Ведение её Разрядом оказалось недолгим, продолжалось не более двух с половиной лет (18 мая 1666 года — август 1668 года) и было возвращено Иноземскому приказу. Итак, в 1652—1701 годах Новой Немецкой слободой ведал Иноземский приказ во второй половине 1660-х ненадолго передавая её управление Разряду, возможно для всесторонней «ревизии».

Иноземский приказ и «военная реформа» 1680 года.[править | править код]

Изменения в Иноземском приказе в последней трети XVII века больше всего связаны с «военной реформой» 1680 года, в результате которой, как принято считать в энциклопедических изданиях, были соединены[4] или слиты[5] Рейтарский и Иноземский приказы и сильно расширились их военные функции.

Но не всё так просто, поскольку:

  1. Именного государева указа об объединении/слиянии приказов неизвестно; а в именном указе от 12 ноября 1680 года «О разделении ведомства ратных людей конных и пеших между разными приказами» об этом не говорится ни слова.
  2. После 1680 года многие документы, адресованные одновременно в оба приказа, доводятся до каждого из них отдельно.
  3. Указы, предназначенные одному Иноземскому приказу — также не редкость вплоть до образования из них в начале XVIII века нового приказа.
  4. Взаимоотношение служащих приказов тоже не даёт никаких данных для утверждения о соединении/слиянии рассматриваемых приказов[6].

По именному указу от 12 ноября 1680 года «О разделении ведомства ратных людей конных и пеших между разными приказами» большая часть ратных людей полковой службы перешла в ведение трёх центральных приказов: Разрядного, Иноземского и Рейтарского и значительно уменьшились в этой области компетенции других приказов. В ведение Иноземского приказа были включены, во-первых, московские выборные полки, московские жители и городовые; во-вторых, начальные люди, копейщики и рейтары, солдаты, стрельцы и казаки Низовых и Смоленских городов, Тамбова, Верхнего и Нижнего Ломова (ведает совместно с Рейтарским приказом); в-третьих, служилые люди Островска, Старой Русы, Самерска и други соседних городов (ведает совместно с Разрядом). В связи с этим, драгун, стрельцов, казаков и других чинов, ведомых в Иноземском приказе, писать солдатами[7].

В результате «военной реформы» 1680 года функции Иноземского приказа расширились, и он по сути стал ведать всей пехотой на центральной территории Московского государства. Все полковые службы подчинились единому руководству — боярину Михаилу Юрьевичу Долгорукову. В результате, внутри Иноземского приказа произошли некоторые структурные изменения — вероятнее всего, появился новый стол. Но взаимоотношения Рейтарского и Иноземского приказов остались прежними: тесное сотрудничество и максимальное координирование взаимодействия, о каком-либо соединении/слиянии по известным данным говорить бездоказательно[8].

Реорганизация Иноземского приказа в петровское время.[править | править код]

В начале преобразований Петра I, 18 (28) февраля 1700 года, боярину князю Якову Фёдоровичу Долгорукову было поручено сформировать из Иноземского и Рейтарского приказов новый приказ, переводя дьяков и подьячих из старых приказов в новый по своему усмотрению.[9] В итоге, 23 июня (4 июля1701 года по указу государя из Иноземского и Рейтарского приказов был образован Приказ Военных дел:

«Приказы Иноземской и Рейтарской и Стрелецкой впредь писать приказами ж, Иноземской и Рейтарской, Военных дел, а Стрелецкой Земских дел; а прежним званием, тех приказов не писать».[10]

Штат Иноземского приказа[править | править код]

Судьи (приказные судьи, главы) Иноземского приказа играли первую роль в правительстве и практически всегда были боярами, что связано с важной ролью приказа в системе государственного управления XVII века[11]. Все они руководили одновременно несколькими приказами[12].

В штат приказа также входили дьяки и подьячие, переводчики и толмачи, приставы, сторожа и уборщики.

В приказе одновременно было один — два дьяка, де-факто руководивших всем делопроизводством приказа[13].

Подьячие — основная категория служащих приказа, выполняющие в нём основную работу. На протяжении XVII века число подьячих в приказе менялось: в 20-е — до 10; в 30-е — 40-е — до 30; в 50-е — около 15; с 60-х их количество резко возрастает и достигает в 90-х 70 человек.

Иноземский приказ пользовался услугами толмачей (переводили устную речь) и переводчиков (переводили тексты) на протяжении всего своего существования. Их труд ценился не ниже, скорее даже выше, чем работа подьячих первой статьи. Специализация была как по отдельным языкам — немецкому, голландскому и другим, так и по видам деятельности: например, «ружейного дела толмач»[14].

Сторожей в Иноземском приказе обычно было четыре человека, оклад их на протяжении XVII века колебался в пределах 5—7 рублей на год. Номинально все четверо были равны, получая одинаковый денежный оклад. Но положение у них было не всегда равное. Финансово подотчётные дела — покупки по приказу — делал чаще всего один и тот же строго определённый сторож. Сторожа в Иноземском приказе помимо своей основной обязанности — караульной службы — выполняли совершенно разную работу. На них был практически весь мелкий ремонт в приказе и, естественно, покупка для него всего необходимого[15].

Коллектив приставов в Иноземском приказе, в отличие от сторожей, никогда не был однородным или постоянным. Их число год от года сильно менялось: от двух до двадцати в связи с конкретными задачами приказа в данное время[16]. Их обязанностью в приказах было «призывать разных людей к суду и давать их на поруки; содержать под своим постоянным наблюдением арестованных в целях предупреждения их побега; производить аресты лиц, взыскание с должников и осуществлять наказание над осужденными, а также доставлять переписку приказа по принадлежности»[17].

Уборщики Иноземского приказа, в отличие от остальных служащих, не верстались судьёй и дьяком приказа, а работали по найму: «чистить ис приказу всякой сор по уговору найму на год». С середины XVII века количество уборщиков в приказе увеличивается до двух человек, плата за труд каждого из них не изменяется по сравнению с первой половиной века[18].

Кроме данных категорий служащих, в Иноземском приказе привлекались для разовых работ люди разных специальностей. Ежегодно пользовались услугами переплётчика со стороны или из другого приказа для переплётов приказной документации: Приходных, Расходных и Раздаточных книг. По необходимости, в зависимости от состояния здания, приглашали каменщиков и печников, кузнецов и плотников. Чаще всего они были совершенно не связаны с приказным аппаратом[19].

Судьи (главы) Иноземского приказа[20][править | править код]

  1. 1623/24 — 1641/42 гг. — Черкасский, Иван Борисович, князь, боярин
  2. 1638/39, 1641/42 — 1644/45 гг. — Шереметев, Фёдор Иванович, боярин
  3. 1645/46 — 1647/48 гг. — Морозов, Борис Иванович, боярин
  4. 1648/49 г. — Черкасский, Яков Куденетович, князь, боярин
  5. 1648/49 — 1665/66 гг. — Милославский, Илья Данилович, боярин
  6. 1666/67 — 1669/70, 1681/82 гг. — Одоевский, Никита Иванович, князь, боярин
  7. 1669/70 — 1675/76 гг. — Троекуров, Иван Борисович, князь, стольник, боярин
  8. 1675/76 — 1676/77 гг. — Трубецкой, Юрий Петрович, князь, боярин
  9. 1676/77 — 1681/82 гг. — Милославский, Иван Михайлович, окольничий, боярин
  10. 1680/81 — 1681/82 гг. — Долгоруков, Михаил Юрьевич, князь, боярин
  11. 1681/82 — 1682/83 гг. — Плещеев, Михаил Львович, стольник, боярин
  12. 1682/83 — 1689/90 гг. — Голицын, Василий Васильевич, князь, боярин
  13. 1686/87 — 1689/90 гг. — Голицын, Алексей Васильевич, князь, боярин
  14. 1689/90 — 1693/94 гг. — Урусов, Фёдор Семёнович, князь, боярин
  15. 1693/94 — 1696/97 гг. — Иванов, Автомон Иванович, дьяк, думный дьяк (с 29.08.1688)
  16. 1696/97 — 1699/1700 гг. — Шеин, Алексей Семёнович, боярин, генералиссимус
  17. 1700—1701 гг. — Долгоруков, Яков Фёдорович, князь, боярин, генерал-комиссар[21].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. См.: Государственность России… Кн. 2. С. 117; Орленко С. П. Выходцы из Западной Европы… С. 52—64.
  2. Ерешко А. Е. Взаимоотношения Новой Немецкой слободы и Иноземского приказа… С. 100—105.
  3. ПСЗ, т. 3, № 1713, с. 665—666; т. 4, № 1830, с. 133.
  4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 13. СПб., 1894. С. 222; Советская историческая энциклопедия. Т. 11. М.: «Советская энциклопедия», 1968. Стб. 564, 566.
  5. Отечественная история. История России древнейших времён до 1917 года. Энциклопедия в пяти томах. Т. 2. М., 1996. С. 355; Государственность России… Кн. 2. С. 117; Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Т. 11. М., 2008. С. 396; Новая Российская энциклопедия. Т. 6. Ч. 2. М., 2010. С. 434.
  6. Ерешко А. Е. Иноземский приказ… С. 102—103.
  7. ПСЗ. Т. II. № 844. С. 283—285.
  8. Ерешко А. Е. Иноземский приказ… С. 104.
  9. ПСЗ. Т. IV. № 1766. С. 14—15.
  10. ПСЗ. Т. IV. № 1859. С. 170.
  11. Государственность России… Кн. 2. С. 117.
  12. См.: Ерешко А. Е. Дьяки и руководители… С. 132—135.
  13. Там же
  14. Ерешко А. Е. Второстепенные служащие… С. 89.
  15. Там же. С. 89 — 90.
  16. Там же. С. 90 — 92.
  17. Государственность России… Кн. 5. Ч. II. С. 79.
  18. Ерешко А. Е. Второстепенные служащие… С. 92.
  19. Там же.
  20. Составлено по: Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII века… С. 71—75
  21. ПСЗ. Т. IV. № 1766. С. 14—15. Поскольку приказ был ликвидирован только в 1701 г., то и его историю необходимо вести до 1701 г. включительно, а не до 1700 г. ПСЗ. Т. IV. № 1859. С. 170.

Литература[править | править код]

Справочные издания[править | править код]

  • Василенко Н. П. Приказы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Военная энциклопедия / Под ред. Апушкина В. А., Величко К. И., Новицкого В. Ф., Шварца А. В., Шульца Г. К. — Т. 11. — СПб.: Товарищество И. В. Сытина, 1913. — С. 5—6.
  • Государственность России: В 6 кн. Документация государственных учреждений и органов сословного управления: конец XV в. — февраль 1917 г. Словарь-справочник. — Кн. 2-3. — М.: Наука, 1999—2001.
  • Добровольский А. М. Основы организации центрального военного управления в России и важнейших западноевропейских государствах. — СПб.: Военная типография, 1901. VIII, 420 с. С. 52—54.
  • Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России: Учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Историко-архивоведение». — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство «Высшая школа», 1983. — 352 с. — С. 53.
  • Лохвицкий А. О. О Панском приказе // Журнал министерства народного просвещения. — 1857. — № 4. — Т. 94. — Отд. VII. — C. 24—25.
  • Петров К. В. Приказная система управления в России в конце XV—XVII веков: формирование, эволюция и нормативно-правовое обеспечение деятельности. — М.-СПб.: ООО «Альянс-Архео», 2005. — 140 c. — С. 65.
  • Успенский Г. П. Опыт повествования о древностях русских. — Харьков, 1818. — XII, 816 с. — С. 316—317.
  • Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель: В 4 т. / Сост. Желоховцева Е. Ф., Бабич М. В., Эскин Ю. М. — Т. I. — М.: Госархив СССР, 1991. — 530 с. — С. 58—59.

Материалы и исследования[править | править код]

  • Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII века // Богоявленский С. К. Московский приказной аппарат и делопроизводство XVI—XVII веков / Отв. ред., авт. пред. Шмидт С. О. Сост., авт. вступ. ст., комм., подгот. Топычканов А. В. — М.: Языки славянской культуры, 2006. — 608 с. — Серия: «Наследие москвоведения». — С. 71—75, 110, 214—308.
  • Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв.: Справочник / Под ред. Буганова В. И., Левшина Б. В. — М.: Издательство «Наука», 1975. — 608 с.
  • Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII века (1625—1700). Биографический справочник / Отв. сост. Г. А. Иванова — М.: Памятники исторической мысли, 2011. — 720 с.
  • Ерешко А. Е. Взаимоотношения Новой Немецкой слободы и Иноземского приказа во второй половине XVII века // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2013 г. В 3 ч. / Министерство образования и науки РФ. — Ч. III. — М.: АР-Консалт, 2013. — 139 [1] с. — С. 100—107.
  • Ерешко А. Е. Второстепенные служащие Иноземского приказа и его связь с торговыми кругами Москвы // Ключевские чтения — 2011. Т. 1: Василий Осипович Ключевский и познание русской истории: Материалы Всероссийской научной конференции: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. Е. Воронин — М.: Спутник+, 2011. — 349[1] с. — С. 89—93.
  • Ерешко А. Е. Дьяки и руководители Иноземского приказа: их место в системе государственного управления России XVII века // Что изучает и чему учит история: актуальные проблемы политической и социальной истории России: Ключевские чтения — 2009. Материалы межвузовской научной конференции: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. Е. Воронин — М.: Спутник+, 2009. — 411 [1] с. — С. 132—135.
  • Ерешко А. Е. Иноземский (Панский) приказ в представлении иностранцев конца XVI—XVII столетий // Наука и образование в XXI веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2013 г: В 8 ч. / Министерство образования и науки РФ. — Ч. VII. — М.: АР-Консалт, 2014. — 194 с. — С. 168—178.
  • Ерешко А. Е. Иноземский приказ и «военная реформа» 1680 г. // Ключевские чтения — 2012. Российская государственность и освободительные войны. Т. 1: Материалы Всероссийской научной конференции: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. Е. Воронин — М.: Спутник+, 2013. — 308 с. — С. 101—104 с.
  • Ерешко А. Е. Московское дворовладение служащих Иноземного приказа как аспект краеведческого исследования // Краеведение как феномен провинциальной культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 125-летию со дня рождения Андрея Фёдоровича Палашенкова (1886—1971) (Омск, 27—29 окт. 2011 г.) / Под ред. П. П. Вибе, А. А. Кильдюшевой, Е. М. Бежан, О. А. Безродной — Омск: ОГИК музей, 2011. — 696 с. — С. 175—179.
  • Ерешко А. Е. Эволюция Иноземного приказа в системе государственного управления России в XVII веке в контексте западноевропейской истории // Особенности социокультурных взаимодействий в Российском обществе Москва, 2008 (МПГУ Межвузовская научная конференция). — М., 2009. — С. 48—51.
  • Лаптева Т. А. Документы Иноземного приказа как источник по истории России XVII века // Архив русской истории. — Вып. V. — 1994. — С. 109—127.
  • Лисейцев Д. В. Панский (Иноземский) приказ в конце XVI — начале XVII столетий // Иноземцы в России в XV—XVII веках: Сборник материалов конференций 2002—2004 гг. / Под общ. ред. Левыкина А. К. — М.: Древлехранилище, 2006. — 535 [1] с. — С. 59—69.
  • Орленко С. П. Выходцы из Западной Европы в России XVII века (правовой статус и реальное положение). — М.: Издательство «Древлехранилище», 2004. — 344 с. — С. 52—64, 171—172.
  • Скобелкин О. В. Служилые иноземцы и Иноземский (Панский) приказ в 10—20-х годах XVII века // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. — 2011. — № 2. — С. 67—72.