Нарочный

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Альбрехт Дюрер. Великий посланник (1495)

На́рочный, значительно реже наро́чный[1] (от рус. нарочно, нарочный, нарочен — «намеренный, неслучайный, специальный») — человек, отправленный с каким-либо особым поручением, иногда — разовым, чаще — по соответствующей должности, например, нарочный при штабе армии.

Примерно то же самое, что посланец, вестник, скоротеча, посыльный, курьер, гонец и фельдъегерь, с тою только разницей, что нарочный по смыслу своей функции или должности очень часто выполняет особые, важные и конфиденциальные задания, носящие личный или секретный характер[2].

В XIX — начале XX века нарочными в Российской империи назывались почтовые служащие, выполнявшие по должности трудные или нестандартные поручения. Например, почтовый нарочный должен был доставлять срочные депеши или телеграммы в места, удалённые от почтово-телеграфных контор или труднодоступные. Также на них возлагались особые разовые поручения в исключительных или чрезвычайных обстоятельствах, таких как погодные катаклизмы или крестьянские бунты. Как следствие, на такую должность отбирались люди не из пугливых, физически крепкие и с решительным находчивым характером.

История[править | править код]

Учитывая особую важность или даже секретность миссии, возлагаемой на специального курьера, в исключительных случаях нарочным вполне мог оказаться генерал, граф, принц или епископ[3]. К примеру, во время исключительно важной «миссии» графа Орлова по похищению княжны Таракановой, в начале января 1775 года нарочным в Рим был послан генерал-адъютант Иван Моисеевич Христенек, о чём Алексей Орлов отчитывался императрице в особом письме[4]. Причём, степень конфиденциальности этого поручения была такова, что генералу пришлось применять разные средства из «шпионского арсенала».

Христенек, присланный графом, переодетый нищим, тщетно бродил более двух недель возле двора Жуяни, ища свидания с его уединённой жилицей. Ему не доверяли и, как он ни бился и ни упрашивал прислугу, к ней не допускали. Он повел меня на Марсово поле.[5]

Григорий Данилевский, «Княжна Тараканова» (глава I)

К концу XVIII века нарочные, в отличие от других курьерских, стали нередко использоваться также для доставки разовых казённых финансовых средств, в особенности, когда дело касалось губернских и ведомственных нужд. Александр Радищев в своей записке «О таможенных обрядах» сообщал, что «...небрежение о сей части простиралося иногда с отягощением таможенных служителей; ибо, не определяя им в жалованье собранные ими деньги, они должны посылать всегда нарочнаго в губернской город для принятия на жалованье и на расход суммы».[6]

Постепенно сам по себе термин нарочный стал для чиновников, помещиков и аристократии неким символом особой надёжности или значимости. Так, княгиня Голицына, посылая мужу вполне светское письмо с придворными новостями, прибавляет в конце текста: «я не осмелилась бы написать всё это по почте, но письмо это доставит нарочный, посылаемый мною в Михайловку…»[7]

Между тем, и в советские времена особая должность нарочного не потеряла своего первоначального значения, будучи включённой в должностной реестр, наряду с курьерами. Формализованный во множестве нормативных документов, нарочный занял место «курьера по особым поручениям» или «курьера при органе особой важности». В конечном счёте, нарочный в советской «табели о рангах» стал чем-то вроде высшей касты курьеров вообще. К примеру, полковые штабные курьеры при переходе (повышении) на уровень штаба армии почти автоматически превращались — в нарочных.

Примерно то же самое можно было сказать о штатских министерствах и ведомствах Советского Союза, а также партийных органах руководства страной. Вполне можно было представить себе курьера райкома партии, но высшие органы, к примеру, городские комитеты или, тем более, ЦК КПСС непременно имели только нарочных, причём, как чисто номенклатурную должность, вне всякой зависимости от важности или характера исполняемого поручения.

В конце концов, определяющим фактором в положении курьера стал статус его штатного уровня или приписка к определённому учреждению. Этот номенклатурно-словарный штамп 1950-х годов нашёл отражение в одной из первых популярных песен Александра Галича — «Леночка»[9].

Нарочные в современном понимании[править | править код]

Равным образом, и в современной фельдъегерской службе различаются два типа военнослужащих: курьеры и нарочные. На последних также возлагаются задания более важные, опасные или секретные, а их статус считается более высоким и значительным. Во всех нормативных актах и межправительственных договорах должности курьера и нарочного упоминаются отдельно, как разные штатные единицы с приданными им соответствующими обязанностями и правами.

Не утерял в XXI веке нарочный и своего литературного значения, постоянно встречаясь в беллетристике как ярко окрашенное старое слово, придающее смыслу текста оттенок значительности, а стилю — лёгкую возвышенность.

...а не послать ли покойчику этому, не переправить ль ему с каким-нибудь случающимся в иные разы нарочным (вон от «Билайна» их бегает устрашающе много, от довольствия препоясанных тянущейся, удовлетворённой, предельно личной и обожаемой, отдельно заценившей и зауважавшей себя слюной) пару-тройку целёхоньких, чутко сохранных минут занятной лесной тишины[10]...

Валерий Володин, «Там, на краешке бессмертного лета» (2016)

Согласно российским федеральным санитарным правилам и гигиеническим нормативам в области эпидемиологии, действующим в 1995—2021 годах и определяющим особый порядок учёта, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов I—IV групп патогенности, пересылка опасных биологических материалов между организациями осуществляется почтовой связью или нарочными. При этом должна соблюдаться строгая градация мер безопасности, когда пересылка микроорганизмов и биоматериалов высших категорий опасности (I—II групп) может производиться исключительно спецсвязью или с двумя нарочными, предварительно ознакомленными с требованиями биологической безопасности, причём, один из них должен иметь медицинское, биологическое или ветеринарное образование и иметь допуск к работе с патогенными биологическими агентами I—II групп. В целях исключения всех видов путевого досмотра и контроля со стороны иных правоохранительных органов, нарочному должна быть выдана особая сопроводительная справка[11].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Нарочитый // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. в толковом словаре Даля
  2. Д. Н. Ушаков. Толковый словарь Ушакова. — М.: 1935—1940 гг.
  3. Кондратий Биркин (П. П. Каратыгин). Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга первая, 1871 г.
  4. П. Мельников. Княжна Тараканова и принцесса Владимирская. Собрание сочинений в 6 т. — М.: «Правда», 1963.
  5. Григорий Данилевский. Княжна Тараканова. — К.: «Днипро», 1987.
  6. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений в 3 т. (том третий). — М. Л.: Изд-во АН СССР, 1938 г.
  7. Кн. А. Голицына. «Последніе дни царствования Екатерины II». Русскій бытъ по воспоминаніямъ современниковъ XVIII вѣкъ Часть II Отъ Петра до Павла I. Выпускъ 1-й. Сборникъ отрывковъ изъ записокъ, воспоминаній и писемъ, составленный П. Е. Мельгуновой. — Анна Голицына, Письма к мужу, князю А. М. Голицыну, 1796 г.
  8. Галич А. Сочинения в 2 т. Т. 1. — М.: Локид, Серия «Голоса. Век XX», 1999 г.
  9. Рассадин С. Б. Книга прощаний. Воспоминания. — М.: Текст, 2009.
  10. Валерий Володин. Там, на краешке бессмертного лета Архивная копия от 22 ноября 2021 на Wayback Machine. — Саратов: «Волга», № 1, 2016 г.
  11. СП 1.2.036-95, федеральные санитарные правила и гигиенические нормативы, эпидемиология: «Порядок учёта, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I—IV групп патогенности».