Празднование Нового года в период Великой Отечественной войны

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Окно ТАСС № 887: «С Новым годом!». 1943 год

Новый год в период Великой Отечественной войны праздновался советскими гражданами и на фронте, и в тылу. Праздник отмечался в СССР с 1 января 1936 года, вытеснив традиционное празднование Рождества и частично позаимствовав его символику[⇨]. В условиях военных лишений праздничные атрибуты претерпели изменения; роль новогодней ели за неимением иного могли выполнять другие деревья, например, клён или вяз, а ёлочные украшения изготавливались из подручных материалов: бинтов, ваты, остатков ткани, проволоки, соломы и даже яичной скорлупы[⇨]. Выпускавшиеся к Новому году иллюстрированные почтовые карточки сочетали в себе военную и праздничную тематику[⇨]. Особенности проведения новогодних торжеств в действующей армии зависели от рода войск и условий боевой обстановки; важной частью фронтового новогоднего быта являлись посылки с подарками из тыла и «наркомовские 100 грамм» водки[⇨].

Исторический контекст[править | править код]

После Октябрьской революции большевики изначально способствовали празднованию Нового года как общенародного коммунистического праздника. Завершение НЭПа было ознаменовано проведением активной государственной пропаганды как против Рождества, так и против Нового года. Официальные новогодние и рождественские торжества оказались под запретом как «буржуазные» и «поповские» пережитки[1].

Новый год в СССР вновь начал отмечаться в 1936 году, окончательно вытеснив празднование Рождества и частично позаимствовав его атрибуты, например, традицию установки праздничной ели[1][2]. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована статья второго секретаря ЦК КП(б) Украины (1933—1937) П. П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» с призывом возродить празднование Нового года: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку… Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как „левые“ загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею»[1][3]. Уже на следующий день в «Правде» было опубликовано постановление секретаря ЦК ВЛКСМ А. В. Косарева о проведении комсомольцами и пионерами «новогодних ёлок» в школах, детских клубах и детских домах, а 1 января 1936 года газета вышла с размещённым на первой полосе поздравлением от И. В. Сталина[1].

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война: войска нацистской Германии и её европейских союзников в нарушение пакта о ненападении вторглись на территорию СССР. Война завершилась в мае 1945 годом победой Красной армии и капитуляцией Третьего рейха[4].

Новый год на фронте[править | править код]

Советский танкист устанавливает знамя на танк КВ-1 с надписью «С Новым годом!», 31 декабря 1941 года

По словам историка, сотрудника Музея Победы Александра Михайлова, Новый год для военнослужащих Красной армии был очень важен и не позволял забыть, какой была мирная жизнь: «Несмотря на трудности бойцы на фронте, если появлялась возможность, обязательно ставили ёлку. Если не получалось найти игрушки, их делали из подручных материалов»[5].

Фронтовики получали посылки из тыла, причём в подавляющем большинстве они не были стандартизированы и содержали в себе различные наборы вещей и припасов; жители городов и сёл отправляли на фронт канцтовары, предметы личной гигиены, папиросы, тёплые вещи[5]. Зачастую, по словам Александра Михайлова, в подарок бойцам отправляли различные сладости, например, популярные карамельные конфеты «Раковые шейки» (производства Таганрогской кондитерской фабрики) и шоколадные батончики с начинкой (производства фабрики имени Крупской), а также папиросы («Кореиз», «Казбек», «Север», «Дукат», «Мотор», «Прибой» и др.)[5]. «Получая подобные подарки, солдаты на фронте чувствовали огромную моральную поддержку и заботу населения Советского Союза, которое в тылу делало всё возможное, чтобы облегчить жизнь солдат на передовой», подчёркивал Михайлов[5]. От состава подарка зависела его упаковка — ящик или мешок; к примеру, если подарок был небольшим, он помещался в холщовый мешочек. На упаковке оставлялись разные девизы или надписи («Защитнику Родины», «Бойцу Красной Армии»)[5].

Окно ТАСС № 635: «Так будет». 1942 год

На Новый год (1 января), как и в другие праздничные дни, военнослужащим РККА в соответствии с Постановлением Государственного комитета обороны от 6 июня 1942 года «О порядке выдачи водки войскам действующей армии» выдавались 100 грамм водки. По словам кандидата исторических наук И. Г. Тажидиновой, фронтовики свободно писали домой о «ворошиловских 100 граммах» на Новый год[6].

Кандидат исторических наук А. Э. Ларионов приводит взятое из «Фронтового дневника» Н. Н. Иноземцева[комм. 1] характерное описание празднования Нового года в подразделении, находящемся на передовой: «Днём 31 декабря еду… встречать Новый год. Клуб иллюминирован, в центре большая ёлка с игрушками, на сцене — традиционные цифры „1944“, сделанные из красных лампочек[комм. 2]. Начинается концерт. Выступает хор… Гимнастический этюд Тарасенко… С диким криком и визгом появляется из зала Мезенцев в… клоунском костюме. На ремнях, верёвках и верёвочках тащит за собой дюжину собак всех мастей и размеров. Долго их рассаживает по голосам и „солистка“ собачьего хора Роза (фокстерьер начальника штаба) начинает завывать под губную гармошку Сержа Мезенцева. Номер проходит с огромным успехом. Несколько вещей Симонова читает Сафонов… Первое отделение кончилось. Во втором выступает трио с „Тиритомбой“ и украинскими песнями. Затем Лобов под аккомпанемент баяна исполняет „Офицерский вальс“ самую популярную вещь зимы 1944 г… <…> Завершается концерт „Красноармейским плясом“, мастерски поставленным Мезенцевым. Впечатление у всех от концерта, без преувеличения, — самое хорошее»[7].

По словам Ларионова, при анализе указанного фрагмента необходимо учитывать, что описанное празднование Нового года происходило на завершающем этапе войны, когда «военный быт являлся отлаженным, фронтовая самодеятельность органично вписалась в его структуру». На начальном этапе войны, тем более в период отступлений и окружений, едва ли в войсках имелась возможность организовывать подобные масштабные праздники, подчёркивает историк[7]. Отдельно Ларионов обращает внимание, что Н. Н. Иноземцев на момент написания отрывка являлся офицером артиллерии, причём уровня корпуса или Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК): «Даже солдатский состав находился в частях РВГК на относительно привилегированном положении»[7]. По словам исследователя, подобные описания не встречаются в воспоминаниях пехотинцев, танкистов, войсковых разведчиков, миномётчиков батальонных и полковых миномётов, поскольку при той интенсивности и напряжённости боевых действий, а также высоких потерях, существовавших в перечисленных родах войск, у военнослужащих не было и не могло быть времени, сил и ресурсов «для организации отдыха и досуга на столь высоком уровне»[8].

Атрибуты[править | править код]

Новогодняя ель и ёлочные украшения[править | править код]

Внешние изображения
Самодельные ёлочные украшения времён войны: кораблик, сделанный из погон, и мельница из проволоки. ТАСС. Дата обращения: 9 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.

Новогодняя ель являлась обязательным атрибутом Нового года и в годы войны[9]. По возможности праздничные деревья, украшенные самодельными игрушками из подручных материалов, устанавливались даже бойцами действующей армии[5]. В отсутствие елей украшались и другие деревья: доктор исторических наук, профессор Р. Р. Хисамутдинова в своей работе «Великая Отечественная война и повседневная жизнь сельского населения Чкаловской (Оренбургской) области» (2011) указывает, что вместо ёлки наряжаться могли клёны или вязы[9].

Ёлочные украшения, связанные с военной тематикой (танки, самолёты, оружие, а также фигурки солдат в динамичных позах, часто сопровождавшиеся игрушечными собаками) выпускались в СССР ещё перед началом Великой Отечественной войны; уже непосредственно в военные годы они также получили широчайшее распространение[10]. В условиях военного дефицита изготавливались ёлочные игрушки из отходов производства, например, раскрашенной жести, тонкой проволоки, ниток, пузырьков от лекарств и старых электрических ламп накаливания[11][12]. Применение находилось и материалам, оставшимся от пошива военной формы, например, погонам[12]. Р. Р. Хисамутдинова упоминает о таких самодельных игрушках, изготавливавшихся в сельском местности Чкаловской области, как раскрашенные домики из соломы и птички из яичной скорлупы[9]. Сохранялось производство праздничных игрушек из ваты, одним из самых популярных материалов, использовавшихся при изготовлении мягких украшений, был медицинский бинт[11]. В производстве ёлочных украшений участвовали не только фабрики игрушек, но и непрофильные предприятия, в частности, танковые заводы[12][13].

Почтовые карточки и открытки[править | править код]

Внешние изображения
«Дед Мороз под Новый год грозный делает обход»: новогодняя открытка 1943 года. Художник М. А. Гордон, издательство «Воениздат». retropost.ru. Дата обращения: 9 декабря 2021. Архивировано 10 декабря 2021 года.

В годы Великой Отечественной войны выпускались специальные новогодние почтовые карточки, сочетавшие в себе военные и праздничные мотивы; некоторые из них представлены в собрании почтовых карточек, содержащихся в фондах Музея современной истории России[14]; так, в разгар битвы за Москву издательство «Искусство» выпустило поздравительные открытки тиражом 300 000 экземпляров[14].

Тематика карточек была различная: на них размещались репродукции батальной живописи, карикатур, плакатов, изображались подвиги советских военнослужащих, партизан, тружеников тыла, а также нетипичные сюжеты — например, Дед Мороз, изгоняющий нацистов[14].

Комментарии[править | править код]

  1. Цитируется А. Э. Ларионовым по изданию[7]: Иноземцев Н. Н. Фронтовой дневник / Сост. и отв. ред. М. М. Максимова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Наука, 2005. — 518 с.
  2. А. Э. Ларионов указывает, что Н. Н. Иноземцев, видимо, допустил описку: «По хронологии дневника и описываемых в нём событий, встречали именно 1945 год».

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 История Нового года в России. Досье. ТАСС (29 декабря 2015). Дата обращения: 9 декабря 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  2. Новый год // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. Новоселова, 2015, с. 7.
  4. Орлов, 2006, с. 722—732.
  5. 1 2 3 4 5 6 Историк рассказал о новогодних подарках фронту. pobedarf.ru. Российское информационное агентство «Победа РФ» (25 декабря 2019). Дата обращения: 9 декабря 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  6. Тажидинова, 2016, с. 121—124.
  7. 1 2 3 4 Ларионов, 2011, с. 127.
  8. Ларионов, 2011, с. 128.
  9. 1 2 3 Хисамутдинова, 2011, с. 63.
  10. Агеева, Сметанина, 2019, с. 203.
  11. 1 2 Агеева, Сметанина, 2019, с. 204.
  12. 1 2 3 Салтыкова К. Истории елочных игрушек. От белого к красному: как по елочным украшениям читать историю страны. ТАСС. Дата обращения: 9 декабря 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  13. Космонавты из ваты и початки кукурузы: история СССР в елочных украшениях. lv.sputniknews.ru. Sputnik Латвия (1 января 2021). Дата обращения: 9 декабря 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.
  14. 1 2 3 С пожеланием скорейшей победы: открытки к Новому году с фронта. РИА Новости (30 декабря 2019). Дата обращения: 9 декабря 2021. Архивировано 9 декабря 2021 года.

Литература[править | править код]