Рейдерство (бизнес)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ре́йдерство (от англ. raid «набег» или raider «налётчик»[1], также рейдерский захват) — недружественное (в России и странах СНГ обычно силовое[2]) поглощение предприятия против воли его собственников (имеющих преимущественное положение в данном предприятии) и/или его руководителя. При этом могут как иметь, так и не иметь места подделка или кража официальных документов компании, части её собственности, печатей, подписей, в том числе электронных, пытки и угрозы расправой; в последнем случае может иметь место фабрикация рейдером-должностным лицом уголовных дел против бизнесмена.

К рейдерской деятельности иногда также относят корпоративный шантаж («гринмейл»), который технически законен, но может рассматриваться как действие на грани этичности.

Терминология[править | править код]

Группа людей, осуществляющие рейдерство по своей инициативе или по заказу со стороны, называется рейдерами. Термин «рейдер» пришёл в Россию и СНГ из США. В Соединённых Штатах «рейдерами» именуют атакующую сторону в процессах слияний и поглощений и, в отличие от России и стран СНГ, преступного оттенка в этом понятии обычно нет: под враждебным поглощением обычно понимается «тендерное предложение» (англ. tender offer, tender offer bid), то есть прямое предложение акционерам «компании-цели» продать их акции по цене несколько выше рыночной. Если «дружественное поглощение» предполагает переговоры с руководством «компании-цели», то враждебное подразумевает полное их отсутствие (во всяком случае, на начальном этапе поглощения)[3][4]. Но и в английском языке эпитеты корпоративных захватов (англ. hostile, unfriendly) несут негативные оценочные коннотации, что обычно связывается с тем фактом, что, в отличие от дружественных поглощений, при захватах всегда есть пострадавшие стороны[5]. В России и СНГ преступное рейдерство часто освещается в СМИ, в результате термин также приобрёл в общественном сознании заметный негативный оттенок.

Специалисты и компании, которые занимаются противодействием рейдерству, называются антирейдерами, или антирейдерскими агентствами соответственно.

История[править | править код]

История рейдерства насчитывает сотни лет, хотя сам термин появился на рубеже XIX и XX веков. Рейдерство появилось вместе с акциями, которые дали возможность поглощения компании помимо воли руководства. Наиболее известным примером поглощений XVIII века является попытка захвата Французской Ост-Индской компании Жаном де Батцем.

Рейдерством успешно занимался в конце XIX века Джон Рокфеллер, используя в качестве механизма принуждения льготные цены на транспортировку нефти.

Активность рейдеров резко возросла в 1980-е годы, когда Майкл Милкен изобрёл использование «мусорных облигаций» для финансирования захватов. С 1974 по 1990 год компания Милкена (Drexel Burnham Lambert[en]) даже проводилa ежегодный многодневный «Бал хищников» (англ. Predator's Ball) для развлечения рейдеров и их встреч с вкладчиками капитала[6].

В континентальной Европе масштабное рейдерство появилось лишь в 1990-е годы; до этого было крайне редким. Например, с 1945 до 1998 года в Германии произошло лишь три попытки недружественного поглощения компаний вне финансовой сферы.[7]

Рейдерство в России[править | править код]

В современной России началом корпоративного рейдерства считается приватизация, когда через процедуры банкротства предприятия со стоимостью активов в миллиарды долларов США были куплены за миллионы (ЗИЛ — $4 млн долл., Уралмаш — $3,72 млн долл.).

Размах рейдерства возрос в начале XXI века и доминирует среди поглощений: в 2002 году в России состоялось 1870 поглощений, из них три четверти (76%) недружественные. С 2004 по 2007 год сумма недружественных сделок возросла более чем в четыре раза[8].

Только за 2008 год МВД зарегистрировало более 3000 обращений о рейдерских захватах[9].

Современное российское рейдерство принято разделять на:

  • «белое» — в рамках закона. По мнению некоторых исследователей, в России основная масса «белой» рейдерской деятельности сводится к корпоративному шантажу, то есть созданию с помощью миноритарного пакета акций помех для нормальной работы предприятия в расчёте на то, что руководство компании выкупит этот пакет по завышенной цене, чтобы избавиться от шантажиста. Слабость российских правовых норм и процедур (например, само понятие «поглощение» отсутствует в гражданском и корпоративном законодательстве РФ[10]) приводит к предпочтительности других видов рейдерства, если целью является именно захват предприятия.
  • «серое» — с нарушением гражданско-правовых норм, с применением административного ресурса.
  • «чёрное» — с нарушением уголовного законодательства[11], со значительным применением административного или силового ресурса.

В российской практике существуют несколько законных способов лишить владельца контрольного пакета управления акционерным обществом, а также много иных способов, существенно отличающихся от рейдерской практики в других странах[12]:

  • (законный) владелец контрольного пакета добровольно продаёт свои акции;
  • (законный) собрание акционеров принимает решение о дополнительном выпуске акций, и захватчик скупает их;
  • (законный) акционер лишается своих акций за долги в силу судебного решения;
  • подкуп генерального директора общества с выводом активов из компании;
  • подкуп генерального директора общества с продажей им контрольного пакета акций;
  • проведение акционерного собрания без кворума с решениями о назначении нового руководства и дополнительном выпуске акций, в результате чего контрольный пакет акций переходит к рейдеру;
  • незаконный перевод акций реестродержателем;
  • подделка соглашения о продаже акций с предъявлением его реестродержателю;
  • подделка долгового обязательства с предъявлением его в суде и получение решения о взыскании задолженности;
  • подкуп генерального директора с формированием фиктивной задолженности;
  • подкуп генерального директора с доведением компании до банкротства;
  • путём оспаривания приватизации: условия для такого рейдерства создаются в тот момент, если приватизация предприятия осуществлена незаконным путём.

Способы защиты от рейдерства[править | править код]

Для защиты от рейдерской деятельности обычно рекомендуются следующие меры[13]:

  • наличие и применение чёткой схемы управления предприятием;
  • регулярная проверка состояния документов о регистрации, поддержка связи с местными органами-регистраторами;
  • разброс полномочий среди руководства компании, не концентрирование собственности, управления и права подписи в одних руках;
  • широкий круг собственников и перевод части акций компании в разряд публично торгуемых на организованном рынке (на бирже);
  • прозрачность собственности и адекватная капитализация предприятия;
  • совпадение юридического и фактического адреса компании (в случае использования нескольких адресов, возложение на органа-регистратора обязанности высылать расписку о получении документов на регистрацию по всем адресам).

Оценка роли рейдерства в экономике[править | править код]

По словам Г. О. Грефа, «чистка» слабых предприятий на законных основаниях может быть полезна для экономики, однако в России рейдерство зачастую носит криминальный характер, и активы отбираются у эффективных собственников[14].

Отношение к недружественным поглощениям в большинстве стран двойственное, особенно в континентальной Западной Европе: там считается, что рейдеры обычно заинтересованы в краткосрочных прибылях, разрушающих компанию, но, с другой стороны, привносят англосаксонскую максимизацию акционерной стоимости[en]. Европейское исследование на основе данных 1990—2001 годов показало, что оба взгляда, видимо, преувеличены: после захвата в долгосрочной перспективе в среднем происходит лишь небольшое ухудшение положения компании, которое исследователи объяснили неэффективностью нового руководства, приведённого рейдерами, а не банальным ограблением других акционеров[7].

В российских условиях предприятия часто захватываются не в производственных целях, а для овладения их недвижимостью[14]. При этом производство обычно уничтожается[14]. Согласно высказываниям в 2006 году президента России В. В. Путина[15], а также исследованию «Центра политических технологий»[10], опубликованному в мае 2008 года, рейдерство в его нынешнем виде в России снижает привлекательность страны для инвестиций.

По словам Д. А. Медведева[16], «Ещё одна [вторая после коррупции] проблема, которая волнует регионы, — это рейдерство».

Согласно опыту председателя Арбитражного суда Москвы Олега Свириденко[17], «недружественные поглощения не способствуют эффективному развитию экономики, скорее, совсем наоборот. У нас нет ни одного такого „положительного“ примера из огромного количества дел, которые рассмотрены в „корпоративном“ составе Арбитражного суда Москвы».

См. также[править | править код]

Литература[править | править код]

  • П. А. Астахов. Противодействие рейдерским захватам. — М.: Эксмо, 2007. — 240 с.
  • А. Пиманова, М. Фаенсон. Рейдерство (недружественный захват предприятий). Практика современной России. Альфа-Пресс, 2007. ISBN 978-5-94280-267-7.
  • Федоров А. Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж (организационно-правовые меры противодействия). Wolters Kluwer Russia, 2010. ISBN 9785466004359.
  • Желнорович, А. В. Рейдерство в России — показатель институционального дефицита российской экономики // «Российская юстиция» − 2007. — № 8. — С. 6-10.
  • Чуясов А. В. Механизм незаконного поглощения предприятий // «Право и экономика» − 2007. — № 3. — С. 7-10.
  • Connie Bruck. The Predators' Ball: The Inside Story of Drexel Burnham and the Rise of the Junk Bond Raiders. Penguin, 1989. ISBN 978-0140120905.
  • Добровольский В. И. Ответственность рейдера по российскому законодательству. Wolters Kluwer Russia, 2010.
  • Favarel-Garrigues, Gilles. « L'horizontale du pouvoir. Droit, force et renseignement dans l'exécution des décisions de justice en Russie », Politix, vol. 104, no. 4, 2013, pp. 155-179.

Ссылки[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. В разных источниках по-разному. В частности, см. монографию:Осипов Г. В., Локосов В. В. Россия: субъективные и объективные факторы в преодолении кризиса. — М.: ИСПИ РАН, 2010. — С. 99.
  2. Ковалёв В. В., Ковалёв Вит. В. Корпоративные финансы и учёт: Понятия, алгоритмы, показатели Архивная копия от 20 января 2022 на Wayback Machine. — М.: Проспект, 2010. — С. 471.
  3. Враждебные поглощения: технология, стратегия и тактика нападений
  4. Враждебные поглощения корпораций. Дата обращения: 18 мая 2020. Архивировано 29 января 2020 года.
  5. Jeannette Gorzala. The Art of Hostile Takeover Defence Архивная копия от 3 января 2014 на Wayback Machine. BoD — Books on Demand, 2010. — P. 7.
  6. Lawrence M. Salinger. Encyclopedia of white-collar and corporate crime. — SAGE, 2005. — P. 263.
  7. 1 2 Ettore Croci. The Market for partial corporate control in Europe: The evidence about corporate raiders (недоступная ссылка). 2004.
  8. Касьяненко Н. С. Недружественные поглощения (рейдерство) организаций в России Архивная копия от 31 августа 2011 на Wayback Machine. // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 2 (140). Экономика. Вып. 18. — С. 119—124.
  9. Артемьев А. Б. Неприкосновенность собственности в законодательстве РФ // Актуальные проблемы частноправового регулирования. — Самара: Самарский государственный университет, 2004.
  10. 1 2 Рудик. О. С. Явление рейдерства в современной России. Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Актуальные вопросы публичного права. Выпуск 8. Екатеринбург, 2010. — С. 263.
  11. Наталья Козлова Идут на шантаж. Архивная копия от 18 января 2015 на Wayback Machine Александр Бастрыкин — о новых способах рейдерства. «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5012 (188) от 7 октября 2009 г.
  12. Добровольский В. И. Защита корпоративной собственности в арбитражном суде. — Wolters Kluwer Russia, 2009. — P. 5.
  13. Фёдоров А. Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж (организационно- правовые меры противодействия). — Wolters Kluwer Russia, 2010.
  14. 1 2 3 Фёдоров А. Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж (организационно- правовые меры противодействия). — Wolters Kluwer Russia, 2010. — P. 47.
  15. Добровольский В. И. Ответственность рейдера по российскому законодательству. — Wolters Kluwer Russia, 2010. — С. 2.
  16. Стенографический отчёт о заседании Совета законодателей Архивная копия от 1 ноября 2011 на Wayback Machine.
  17. Интервью с председателем ФАС ЦО Москвы Олегом Свириденко: «Рейдерами становятся далеко не все юристы…» Архивная копия от 29 апреля 2017 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 23-05-2013 [3934 дня])