Ритуал (роман Дяченко)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ритуал
Автор Марина и Сергей Дяченко
Жанр фэнтези, волшебная сказка
Язык оригинала русский
Выпуск 1996

«Ритуал» — роман Марины и Сергея Дяченко в стиле фэнтези. В год выхода романа (1996) к нему не было проявлено особого внимания, и наград он не получил[1]. Только в 2015 году по книге был снят художественный фильм-фэнтези «Он — дракон».

Сюжет[править | править код]

Дракон Арман, умеющий превращаться в человека (вопреки литературным штампам, Арман — тонкая, интеллигентная личность), похищает принцессу Юту, так как обязан выполнить ритуал — совершить действие, повторяющееся много поколений: съесть похищенную принцессу. Чувствуя, что он не в силах свершить ритуал, Арман надеется на освобождение принцессы благородным рыцарем. Однако принцесса оказывается дурнушкой, и никто не спешит её освобождать. Постепенно между драконом и некрасивой, но тонко чувствующей и умной девушкой зарождается любовь[1].

В конечном счёте Юта становится женой принца Остина. Проходит время, и королевству начинает угрожать морское чудовище. Посредник сообщает, что чудовище не тронет королевство, если король принесет в жертву королеву. Король Остин очень доволен этим, несмотря на то, что все окружение, охрана и армия начинают его презирать. Юту приковывают к скале. Чудовище поднимается из пучины. На выручку Юте прилетает Арман...

Художественные особенности[править | править код]

«Ритуал» представляет собой текст-«перевёртыш». Тексты подобного рода встречаются в каждой культуре и в каждом жанре, однако именно потому, что такие сюжеты кажутся простыми, они сложны для исполнения. Читатель легко может угадать, что принцесса и дракон не могут не полюбить друг друга, и Дяченко этого не скрывают, поскольку на этом — раннем — этапе их творчества их интересует прежде всего процесс, а не результат: как меняются герои, постепенно приближаясь к очевидному для авторов и читателей итогу. Уже в том, что такая история оказалась увлекательной, проявляется профессионализм авторов. «Счастливый конец» оказывается единственно возможным, что позволило выйти за пределы, изначально установленные самими же авторами[1].

Жанр «Ритуала» близок к волшебной сказке (литературовед Михаил Назаренко называет «Ритуал» красивой обаятельной волшебной сказкой, многие детали которой симпатичны сами по себе и в меньшей мере служат повествованию: пыхтящие бойцовые ежи в сочетании с геральдическими кошками, гнёзда калидонов и др.). В «Ритуале» ещё нет чёткой строгости последующих произведений Дяченко — например, «Ведьминого века» и «Пещеры», — каждая подробность в которых может оказаться ключевой; многие подробности здесь рассчитаны на то, чтобы просто вызывать удовольствие у авторов и читателей[1].

Финал книги — открытый; читателю книги предлагается самому создать окончание сказки. Роман кончается схваткой Армана с морским чудовищем, и неизвестно, останется ли Арман в живых (морское чудовище отступило, но дракон серьёзно ранен); неизвестно и то, заживут ли Арман и Юта «долго и счастливо», хотя читатель и подозревает, что, скорей всего, так. Как и в большинстве других романов Дяченко, финал здесь — это стоп-кадр, роман кончается резкой остановкой, и за его пределами остаётся бесконечность вероятностей, которые неизвестны и самим авторам. Однако в «Ритуале», в отличие от более поздних произведений, эти вероятности касаются только героев, а не мира. Мир в целом прописан в «Ритуале» не очень тщательно и, в отличие от более поздних текстов, существует где-то на краю взгляда: проходя через него, герои меняются, но они не связаны с ним. Этот мир в какой-то мере похож на игрушечный; вместо целостного мира в романе — много разрозненных картинок. Однако этот игрушечный мир населён живыми людьми, психология которых очень значима[1].

Проблематика[править | править код]

Основная тема романа — тема роли (или ритуала), которой Дяченко будут верны и в дальнейшем. Мир статичен, так как люди (и другие разумные существа, его населяющие) действуют в рамках изначально заданных ролей. Каждый совершает поступки в согласии с обычаями, законами общества или собственной природой. Отсюда — обречённость героев. Дракону следует съесть принцессу, в результате чего он откажется от самого себя — поэта. Юта должна стать жертвой морского чудовища. Тщательное исполнение ритуала, кто бы этот ритуал не совершал, нередко показывается в романе как постыдный, нелепый или жуткий поступок. Ритуал съедает человека (подобно тому, как съедает человека Арман или морское чудовище Юкка), лишает его возможности выбора: все действия предрешены заранее. Ритуал слеп и не может принять иной точки зрения, кроме необходимости следовать ему. Ритуал неизменен, а если кто-то пытается от него отказаться — он «выродок» и «ничтожество», даже в собственных глазах[1].

Если следовать ритуалу, это приводит к гибели человека, а в более поздних романах Дяченко — и к гибели всего мира; пускай речь в них идёт уже не о «ритуалах», но о «стереотипах поведения» – мифологических (в «Ведьмином веке»), психологических или социальных (в «Пещере», «Армагед-доме»). Если не отбросить эти стереотипы, мир обречён. Поэтому важно преодолеть стереотипы, признать свою инакость, собственное отличие от других. И полюбить — ведь особенно ярко человеческую сущность личности у Дяченко проявляет любовь. Любовь — тот выбор, который следует ежечасно подтверждать, поверять — порой вопреки здравому смыслу, инстинкту самосохранения и соображениям высшей целесообразности[1].

Издания[править | править код]

  • К.: КРАНГ, 1996 — (серия «Фантоград»), в сборнике «Ритуал».
  • М.: АСТ, 2000 — (серия «Заклятые миры 2»), в сборнике «Ритуал».
  • М.: Эксмо, 2002 — (серия «Нить времен»), в сборнике «Ритуал».
  • М.: Эксмо, 2004 — (серия «Шедевры отечественной фантастики»), в сборнике «Магам можно все».
  • М.: Эксмо, 2004 — (серия «Триумвират»), в сборнике «Ритуал».
  • М.: Эксмо, 2006 — (серии «Стрела Времени. Миры М. и С. Дяченко», «Стрела Времени»), в сборнике «Ритуал».
  • М.: Эксмо, 2009 — (серия «Миры М. и С. Дяченко»), в сборнике «Магам можно все».
  • М.: Эксмо, 2010 — (серия «Большая серия русской фантастики»), в сборнике «Хозяин Колодцев».
  • М.: Э, 2016 — (серия «Кинофантастика»).

Также роман был издан на польском (2008), украинском (2010, 2015) и чешском (2019) языках.

Экранизация[править | править код]

Режиссёром Индаром Джендубаевым по мотивам «Ритуала» была снята фэнтезийная мелодрама «Он — дракон»[2]. Сюжет фильма далеко ушёл от оригинала. Премьера состоялась 3 декабря 2015 года[3]. Фильм вошёл в тройку самых кассовых российских фильмов в международном прокате в 2016 году[4].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Назаренко М. Реальность чуда (О книгах Марины и Сергея Дяченко). — К.: ИД «Мой компьютер»; Винница: «Тезис», 2005. — 256 с.
  2. Ритуал Архивная копия от 21 июля 2015 на Wayback Machine // Лаборатория фантастики
  3. Петр Кузнецов. Тимур Бекмамбетов снимает фильм о любви дракона. Блокнот Россия (22 июня 2015). Дата обращения: 24 ноября 2019. Архивировано 26 ноября 2019 года.
  4. Cборы российских фильмов в международном прокате в 2016 году выросли вдвое. Интерфакс (29 декабря 2016). Дата обращения: 6 мая 2017. Архивировано 19 мая 2017 года.