Ульянов, Николай Иванович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «Ульянов Николай Иванович»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Николай Иванович Ульянов
Дата рождения 23 декабря 1904 (5 января 1905)[1], 23 декабря 1904(1904-12-23)[2], 5 января 1905(1905-01-05)[1] или 1904[3]
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 7 марта 1985(1985-03-07)[2][1] или 1985[3]
Место смерти Нью-Хейвен, Коннектикут, США
Страна  Российская империя
 СССР
Род деятельности историк, писатель
Научная сфера история
Место работы Петроградский государственный университет, Институт истории РАНИОН, Архангельский педагогический институт, Ленинградский историко-лингвистический институт, радио «Свобода», Монреальский университет, Йельский университет.
Альма-матер Петроградский государственный университет
Учёная степень кандидат исторических наук honoris causa (1935)
Научный руководитель С. Ф. Платонов
Известен как историк, писатель-прозаик, публицист

Николай Иванович Ульянов (23 декабря 1904 (5 января 1905), Санкт-Петербург — 7 марта 1985, Нью-Хейвен) — русский историк и писатель.

Образование

[править | править код]

В 1922 году поступил в Петроградский государственный университет на общественно-педагогическое отделение факультета общественных наук/Ямфак, а в 1925 году перевёлся на 4-й курс Историко-архивного цикла факультета языкознания и материальной культуры. Будучи студентом, одновременно с университетскими занятиями, посещал курсы сценического мастерства, был направлен на практику в Мариинский театр, учился в Институте ритма совершенного движения, а затем на Курсах мастерства сценических постановок. Университет окончил в 1927 году, защитив дипломную работу «Влияние иностранного капитала на колонизацию русского севера в XVI—XVII вв.». В этом же году остался в аспирантуре по рекомендации своего учителя, академика С. Ф. Платонова.

Начало научной деятельности в СССР

[править | править код]

По окончании университета подготовку к дальнейшей научной деятельности проходил до 1930 года при Институте истории РАНИОН (Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук), где его руководителями были С. В. Бахрушин и А. Е. Пресняков, состоял секретарём секции русской истории и секретарём комиссии по изучению эпохи торгового капитализма в России, работал в качестве секретаря редакции стенгазеты Института истории.

10 октября 1929 РАНИОН как организация ликвидировалась, а все аспиранты перевелись в ведомство Коммунистической академии под непосредственное руководство М. Н. Покровского. Там его под своё персональное наблюдение взял С. А. Пионтковский, один из организаторов травли С. Ф. Платонова[4].

За этот период Ульяновым были написаны несколько работ: «Торговая книга конца XVI в.», «Колонизация Мурмана в XVII в.», напечатанная в № 1 «Исторического сборника Академии наук» (1934), и «Общественно-политические воззрения Б. Н. Чичерина», составлен обзор архивных материалов по истории Кольского полуострова, напечатанный в «Кольском сборнике» Академии наук в 1930 году, а также обзор материалов о восстании Степана Разина, изданный брошюрой в Харькове в 1930 году. В справочнике «Вся Москва» за 1930 год была опубликована его статья «Краткая история г. Москвы», в 1931 была издана отдельной книгой «Разинщина», в которой он доказывал, что в восстании Степана Разина проявилась борьба крестьянства и казачества «за свободу торговли, за выход на рынок, за развитие буржуазных отношений, за переход к высшей сельскохозяйственной технике»[5].

В 1930 был командирован в Архангельск, где преподавал до 1933 года в Северном краевом комвузе им. В. М. Молотова. В 1931 был принят кандидатом в члены ВКП(б) (через год принят в члены партии)[6]. Написал книгу «Очерки по истории народа Коми-Зырян», которая была издана в 1932 году и за которую ему была в 1935 присуждена ученая степень кандидата исторических наук без защиты диссертации. В этой работе Ульянов, по его словам, развивал две темы: с одной стороны, боролся с российским великодержавным шовинизмом, а с другой — с местным буржуазным национализмом, оценивал концепцию «мессианства России» как «реакционную пошлость», а экспансия русских в Сибирь и на Север сравнивалась им с жестокостью колонизаторов Америки. Впоследствии он писал:

Захваченные с детства величайшим в истории вихрем, росшие в условиях, которых ни прежняя русская, ни любая из современных западных интеллигенций не знала, мы достигли зрелого возраста в такое время, когда в анкетах не существовало больше рубрики о «сочувствии» советской власти. Создавалась «служилая интеллигенция», жившая не под знаком «убеждений или мировоззрения», а под знаком тягла. Её уже не спрашивали «како веруеши», а смотрели, так ли она пишет, как надо. В советской России людям оставлено право писать, но у них отнято право думать.

Ульянов Н. И. "Дело Ульянова" // Новое рус. слово. Нью-Йорк, 1961. 5 янв. С. 2.

С 01.12.1932 он был назначен доцентом кафедры истории народов СССР Архангельского городского вечернего пединститута, а с января по апрель 1933 г. работал профессором этой кафедры[7].

С 1933 по 1936 годы состоял старшим научным сотрудником Постоянной историко-археологической комиссии при Академии наук в Ленинграде, будучи при этом доцентом кафедры истории СССР Ленинградского историко-лингвистического института (ЛИЛИ) и не прерывая активной творческой работы — в 1935 году была издана его книга «Крестьянская война в Московском государстве начала XVII в.».

В феврале 1935 года возглавил одну из ведущих кафедр института — кафедру истории народов СССР. По совместительству работал в Академии им. Н. Г. Толмачёва, известной после перемещения в Москву как Военно-политическая академия им. В. И. Ленина. В 1934—1936 году — он также профессор кафедры истории народов СССР вновь открытого исторического факультета ЛГУ.

Арест и ГУЛаг

[править | править код]

7 ноября 1935 его статья «Советский исторический фронт», опубликованная в студенческой газете ЛИФЛИ, была посвящена анализу новой политики партии в историческом вопросе. В этой статье он умеренно критиковал тезис об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма[8]. Работу, тем более напечатанную в октябрьский праздник, заметили, было заведено следственное дело под номером 22240. 27 ноября 1935 он был исключён из ВКП(б), после чего уволен из института в связи с обвинением в «троцкизме».

В первой половине 1936, непосредственно перед арестом женился на Надежде Николаевне Калнишь, выпускнице Первого Московского медицинского института, с которой познакомился годом раньше, во время одной из своих командировок в столицу (первый брак Ульянова ещё в годы аспирантуры оказался кратковременным и неудачным, сохранилось упоминание о жалобах, которые его супруга подавала в местком)[9].

2 июня 1936 года был арестован НКВД и помещён в следственный изолятор на Шпалерной улице, где и пребывал до вынесения окончательного приговора. Ему было предъявлено обвинение на основании статей 58-10 и отягчающей 58-11. В итоге за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» 15 октября 1936 Особым совещанием коллегии НКВД СССР он был приговорён к 5 годам лагерей[6], для отбытия которых направлялся в распоряжение Белбалтлага и прибыл 12 ноября 1936 в Соловецкий лагерь особого назначения (за номером У-2697/8)[10]. С 1939 года, ввиду обострившихся отношений с Финляндией, Соловецкий лагерь, как близкий к театру военных действий, был переведён на Новую Землю и в Норильск, куда и был перемещён в числе других Ульянов. В Норильске он обратился с ходатайством к властям о пересмотре дела, однако по решению от 29 января 1941 было постановлено «в пересмотре дела отказать»[10].

В годы Великой Отечественной войны

[править | править код]

Был освобождён 2 июня 1941 года[10]. Не успев доехать до дома, из-за начала военных действий был вынужден остаться в Ульяновске, где зарабатывал на жизнь ломовым извозчиком. В сентябре был призван на окопные работы, попал в плен к немцам под Вязьмой (см. Битва за Москву) и был направлен в Дорогобужский лагерь для военнопленных Дулаг 155 (cf. VK dulag-155-dorogobuzh), откуда ему удалось сбежать и пробраться в Ленинградскую область. Там он разыскал свою жену. Вместе они поселились там же в деревне, где его жена стала работать врачом. В это время Ульянов начал работу над историческим романом «Атосса».

Осенью 1943 Ульяновы были отправлены оккупационными властями на принудительные работы в Германию, в лагерь Карлсфельд под Мюнхеном, где он работал сварщиком на заводе BMW, а его жена — медиком в лагере.

По окончании войны семье Ульяновых удалось в 1947 году перебраться в Касабланку, где он устроился сварщиком на завод «Шварц Омон». Там семья прожила до 1953 года. Не имея возможности продолжать научную работу, Ульянов занялся публицистической и литературной деятельностью, сотрудничая в эмигрантских журналах «Возрождение», «Российский Демократ», «Новый журнал» и в газетах «Русская мысль», «Новое русское слово».

В 1952 году в Издательстве имени Чехова был издан первый исторический роман Ульянова — «Атосса», описывающий борьбу царя Дария со скифами. Движимый симпатиями к С. П. Мельгунову, Ульянов в 1947 году вошёл в Союз борьбы за освобождение народов России. Покровительство Мельгунова позволяло ему, в целом негативно относившемуся к политике в эмигрантской среде, издавать и продвигать свои работы. В 1953 году он был приглашён Американским комитетом по борьбе с большевизмом в качестве главного редактора русского отдела на радио «Освобождение» (находившееся в ведомстве Координационного центра антибольшевистской борьбы, основанного Мельгуновым). Но через три месяца Ульянов оставил эту работу, так как понимал, что в тех условиях борьба против советского режима была неотделима от борьбы с Родиной[9]. Весной 1953 года он уехал в Канаду, где читал лекции в Монреальском университете, а с 1955 поселился в США, в Нью-Йорке, затем в Нью-Хейвене (штат Коннектикут), где при содействии Г. В. Вернадского устроился преподавателем русской истории и литературы в Йельский университет.

После 17 лет преподавания в 1973 году вышел на пенсию. Умер в 1985 году, похоронен на кладбище Йельского университета.

Главным научным трудом Ульянова стало исследование «Происхождение украинского сепаратизма»[11], написанное уже в эмиграции. В нём Ульянов подробно рассматривает развитие движения за автономию и независимость Украины, происхождение и эволюцию украинской национальной идеи, начиная с периода запорожского казачества и заканчивая XX веком. Ульянов, в отличие от других русских исследователей Украины консервативного направления, усматривал истоки украинского сепаратизма не во влиянии Польши, а в явлении запорожского казачества. Кроме того, ему принадлежит ряд очерков.

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 Литераторы Санкт-Петербурга. ХХ век / под ред. О. В. Богданова
  2. 1 2 Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги / под ред. Н. Н. Скатов — 2005. — ISBN 5-94848-307-X
  3. 1 2 Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991)СПб.: Петербургское Востоковедение, 2013. — 496 с. — (Социальная история отечественной науки о Востоке) — ISBN 978-5-85803-225-0
  4. Ульянов Н. И. С. Ф. Платонов // Спуск флага. Нью-Хейвен, 1979. С. 132.
  5. Ульянов Н. И. Разинщина. Харьков, 1931. С. 68.
  6. 1 2 Брачев В. С. «Дело» профессора Н. И. Ульянова (1904—1985 гг.) Архивная копия от 4 июня 2019 на Wayback Machine // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. № 2 (27).
  7. Макаров Н. А. Поморский университет: история в лицах: документальные очерки. Архангельск: Поморский ун-т, 2007. С. 565, 569
  8. Ульянов Н. И. Советский исторический фронт // За пролетарские кадры. Л., 1935. 7 нояб. С. 2.
  9. 1 2 Багдасарян В. Э. Николай Иванович Ульянов Архивная копия от 8 ноября 2011 на Wayback Machine // Журнал «История и историки», 2001, № 1
  10. 1 2 3 Архив УФСБ РФ по СПб и Лен. обл. Д. 248606.
  11. Ульянов Н. И. Происхождение украинского сепаратизма — Нью-Йорк, 1966; Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine Мадрид, 1966; Архивная копия от 31 марта 2013 на Wayback Machine М.: издательство «Вагриус», 1996. (репринт); Архивная копия от 6 февраля 2013 на Wayback Machine М.: Индрик, 1996. — 280 с. (репринт) — ISBN 5-85759-029-9 Архивировано 24 января 2012 года..

Литература

[править | править код]
  • Карпович М. М. Комментарии: 1. О русском мессианстве // Новый журнал. 1956. Т. 45. С. 274—275;
  • Коряков М. Привет Н. И. Ульянову // Там же. 1975. 1 мая;
  • Сечкарев В. М. Ульянов — эссеист и ученый: К семидесятилетию // Новый журнал. 1975. Т. 119;
  • Зеньковский М. М. Верный флагу // Новый журнал. 1985. Т. 160;
  • Крыжицкий С. Ульянов Н. И. // Там же;
  • Самарин В. Служение России: (Памяти Н. И. Ульянова) // Вече (Мюнхен). 1985. № 18;
  • Сборник статей памяти Н. И. Ульянова / Ред. Вс. Сечкарев. Нью-Хэвен, 1986 (с. 65-72 — список трудов У.);
  • Академическое дело 1929-31. СПб., 1993. С. 55;
  • Брачев В. С., Лавров А. С. Н. И. Ульянов — историк России // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1993. Вып. 4;
  • Дурновцев В. И. [Вст. ст. к:] Ульянов Н. И. Комплекс Филофея // Вопросы истории. 1994. № 4. С. 150—152;
  • Базанов П. Н. «Петропольский Тацит» в изгнании // Сфинкс (СПб.). 1995. № 1;
  • Багдасарян В. Э. Историография русского зарубежья: Николай Иванович Ульянов. М., 1997;
  • Багдасарян В. Э. Николай Иванович Ульянов // Историки России XVIII—XX вв. Вып. 4. М., 1997. С. 135—142 (Архивно-информационный бюллетень. № 16);
  • Брачев В. С. «Дело историков», 1929—1931. — СПб., 1997. — С. 90;
  • Терюков А. И. Н. И. Ульянов и его «Очерки истории народа коми-зырян» // ДРН. Вып. 2. С. 173—184.
  • Н. И. Ульянов. Басманный философ / Публикация, комментарии В. Кошелева и А. Чернова // Вопросы философии. 1990, № 10.
  • Н. И. Ульянов. Замолчанный Маркс / Публикация, предисловие, комментарии В. Кошелев, А. Чернов // Москва, 1990, № 10.
  • Н. И. Ульянов. Литературные эссе / Вступительная статья, публикация, комментарии В. Кошелев, А. Чернов // Русская литература. 1991, № 2.
  • Н. И. Ульянов. Первого призыва / Публикация, вступительная статья В. Кошелев, А. Чернов // Москва, 1993, № 9.
  • Запевалов В. Н. Ульянов Николай Иванович // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
  • Базанов П. Н. Историк Н. И. Ульянов // Новый журнал. 2012. № 269.
  • Базанов П. Н. Русский эмигрант Н. И. Ульянов — сотрудник Института истории АН СССР // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. — 2016. — № 2(10). — С. 17—31.
  • Базанов П. Н. «Петропольский Тацит» в изгнании: жизнь и творчество русского историка Николая Ульянова. — СПб., 2018.