55°45′20″ с. ш. 37°37′05″ в. д.HGЯO

Иверская часовня

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Grain of sand (обсуждение | вклад) в 13:29, 3 марта 2016 (оф). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Часовня
Иверской Божией Матери
Восстановленная Иверская часовня
Восстановленная Иверская часовня
55°45′20″ с. ш. 37°37′05″ в. д.HGЯO
Страна  Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Автор проекта архитектор Матвей Казаков, художник Пьетро Гонзаго
Первое упоминание 1669 год
Основные даты
Дата упразднения 1929
Реликвии и святыни Чудотворная икона Иверской Божией Матери
Материал кирпич
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

И́верская часо́вня — часовня со списком Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот в Москве, ведущих на Красную площадь (конец XVII — начало XIX в., разрушена в 1929 г., воссоздана в 1994—1995 гг.).

Первая часовня

Впервые точный список с Иверской иконы Божией Матери был привезён с Афона в Москву 13 октября 1648 года и временно помещён в Никольском монастыре. Спустя некоторое время его отправили в Валдайский Иверский монастырь (последнее упоминание о нахождении точного списка относится к 1913 году в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря), а для Москвы по повелению Алексея Михайловича монастырю заказали сделать точную копию с привезённого из Афона списка. Прибывший в Москву список, сделанный русскими иконописцами, поместили при триумфальных Неглиненских воротах Китай-города, через которые традиционно совершались въезды русских царей на Красную площадь. В 1669 году эти ворота были перестроены и названы Воскресенскими. Для защиты иконы от ветра и дождя был сделан небольшой деревянный навес, а позже в 1680 году воздвигли часовню, где служили монахи Иверской общины[1].

Здание Казакова — Гонзаго

Деревянная часовня перестраивалась в 1746 году, а окончательный вид приобрела в 1791 году, когда её перестроил в камне архитектор Матвей Казаков[2]. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном, художник Пьетро Гонзаго выполнил внутренние и наружные украшения часовни, наверху была установлена позолоченная фигура ангела с крестом. Голубой купол часовни был усыпан звёздами. Часовня вмещала не более пятидесяти человек[1]. Была приписана к Николо-Перервинскому монастырю.

Часовня в XIX — начале XX в

Фото начала XX века

По традиции, всякий, идущий на Красную площадь или Кремль, перед входом в ворота прикладывался к иконе, под воротами мужчинам полагалось проходить без шапки. Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал её во время отсутствия. Тесный храм, открытый круглые сутки, всегда был заполнен молящимися. Часовня упоминается в произведениях Льва Толстого, Ивана Бунина, Ивана Шмелёва, Герберта Уэллса, Марины Цветаевой:

А вон за тою дверцей,
Куда народ валит, —
Там Иверское сердце
Червонное горит.

Маркиз Астольф де Кюстин в своей знаменитой книге «Россия в 1839 году» свидетельствует, что икону почитали и неправославные москвичи, в частности, итальянцы-католики, утверждавшие, что «эта мадонна творит истинные чудеса». Нередким было карманное воровство в переполненном храме, о чём иронически писал поэт XIX века Николай Щербина:

Здесь воздух напоен дыханием молитвы.
Сюда мошенники приходят для ловитвы.
Здесь умиление — без носовых платков
И благочестие — нередко без часов.

Изъятие ценностей и уничтожение

Место снесенной Иверской часовни, 1929 г.

После прихода к власти большевиков для Иверской часовни наступили тяжелые времена. К первому празднику первого мая в Советской России декретом СНК от 14 апреля 1918 года было предписано подготовить декорирование города. Возле часовни на стене Городской думы были помещёны красная пятиконечная звезда и доска с лозунгом «Религия есть опиум для народа». В ночь на 28 апреля 1918 года часовня была ограблена, из неё были похищены ценные дары, привешенные к иконе по обету, а также пытались украсть драгоценный оклад с главной чудотворной иконы. Милиция не нашла грабителей. Николо-Перервинский монастырь был закрыт, и монахи, обслуживающие часовню, жившие в доме бывшего Губернского правления, были выселены. Образовавшаяся Община верующих при часовне заключила договор с Моссоветом, по которому верующие получали право использовать её. Во время кампании изъятия церковных ценностей в 1922 году из часовни была изъята вся утварь, конфискованы оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы, включая и саму почитаемую чудотворную Иверскую икону. Перед рождеством 1923 года на площади перед Иверской часовней силами комсомольской атеистической пропаганды была проведена акция, пародирующая церковные службы и традиции, закончавшаяся большим костром перед часовней, в котором сожгли религиозную атрибутику.[2] В 1928 году по инициативе члена ЦК Емельяна Ярославского, руководителя атеистической пропаганды, принимается решение о сносе Воскресенских ворот и Иверской часовни. В 1929 году часовню закрыли и снесли за одну ночь — с 28 на 29 июля 1929 года. На её месте ненадолго ставится фигура рабочего, а уже в 1931 году сносят Воскресенские ворота.

Судьба главной иконы Иверской часовни противоречива. По одним данным она была перенесёна в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где находится и поныне на левом клиросе северного придела. П. Паламарчук — автор самого полного и авторитетного современного справочника по московским церквям «Сорок сороков» — говорил, что московские старожилы неоднократно подтверждали ему, что в храме находится именно подлинник списка Иверской иконы, привезённый из Афона. По другим же сведениям, в храм попал список с чудотворной иконы, заменявший икону в часовне во время её отсутствия, а главная пропала при разрушении часовни. Комсомольский поэт Александр Жаров в 1933 году, «отвечая» Щербине, писал: «Ах, нет, поэт! / Все в вихре изменения, / Мошенничий / Мы выжигаем след. / Ловитвы нет, / Нет густоты моленья… // А главное — / Часовни нет».

Восстановление

4 ноября 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены по решению московского правительства (автор проекта — архитектор О. И. Журин, автор фигур апостолов Петра и Павла и архангела Михаила — скульптор Ю. Ф. Иванов). На Афоне был сделан новый список Иверской иконы и 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

Копии в других городах

Точная копия Иверской часовни была открыта в Томске в 1858 году. В 1932 году было решено её закрыть и снести, а на её месте основать площадь или сквер. В 2002 году часовня была восстановлена. На открытие часовни приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ещё одна копия Иверской часовни была открыта русскими эмигрантами в Белграде, на Новом кладбище, в 1931 году. Часовня в Белграде была заброшена много лет, но полностью отреставрированна в августе 2014 года.

Примечания

Литература