Акант (орнамент)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Мотив аканта на византийской капители
Уильям Морис. Рисунок для обоев с лиственным орнаментом. 1875

Ака́нт', также аканф, аканфа (др.-греч. ἄ-καμπτος, ἄκανθα — «негибкий», шип, колючка[1], (лат. acanthus) — род растений семейства акантовые (Acanthaceae), произрастающих в тропических и субтропических регионах Старого Света, в регионе Средиземноморья и Передней Азии. Бытовое название «медвежья лапа». Имеет узкие, острые, с колючками листья. В античном искусстве — один из наиболее распространённых мотивов архитектурного декора и элемент орнамента[2].

В античности акант использовали в качестве элемента орнамента архитектурных фризов, акротериев, киматиев, наряду с пальметтой в росписях керамических ваз и в торевтике. В отличие от греков, римляне чаще использовали мотив (лат. acanthus mollis), или «медвежья лапа»? — особенной разновидности этого растения с широкими изогнутыми и разветвлёнными листьями. Они сделали его элементом пышной капители коринфского и композитного ордеров. Такие капители особенно декоративны, их использовали и позднее, в архитектуре итальянского Возрождения и барокко[3].

Форма аканта необычайно пластична, это обеспечило ей долгую жизнь в искусстве. В византийской архитектуре мотив аканта в качестве символа жизни использовали для декорации резных каменных, так называемых «кубоватых капителей». В эпоху классицизма и неоклассицизма акант стал одним из «формальных носителей» стилизаций призванных обозначать связь с традициями античности.

Символика аканта многозначна. Древние греки считали, что акант растёт на могилах героев. Так, по одной из версий, появился орнаментальный мотив на коринфских капителях. Однако известно, что «у древних были венки позора: на доносчиков и обманщиков надевали венки из аканта (травянистого растения), на прелюбодеев — из овечьей шерсти»[4].

В Средние века средневековом искусстве изображение аканта ассоциировалось с чертополохом и терновым венцом, напоминающем о страданиях Христа[5]. Поэтому такой мотив был одновременно символом жизни, динамики, роста и осознания греха, боли, сострадания к ближнему. «Именно такой смысл, параллельный письменному тексту, приобрёл мотив аканта в книжной миниатюре средневековья, в частности, винчестерской и парижской школ». Подобная символика усиливалась древним поверьем в то, что лист аканта — «это рог растущей луны»[6][7].

В готической архитектуре — в декоре архивольтов арок и капителей колонн — акант, так же как мотив астверка, динамичен и натуралистичен, хотя его и высекали из твёрдого камня. Лист аканта в качестве символа жизни, движения и роста, — атрибут аллегории почитания изящных искусств.

Примечания

[править | править код]
  1. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. — СПб., 1899. — М.: 1991. — С. 37
  2. Акант // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва, О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев, Т. В. Васильева, М. Л. Гаспаров и др. — М.: Прогресс, 1989. — С. 18. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9.
  3. Власов В. Г. Акант // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 111
  4. Тресиддер Дж. Словарь символов. — М.: Фаир-Пресс, 2001
  5. Керлот Х. Э. Словарь символов. — М.: REFL-book, 1994. — С. 71
  6. Власов В. Г. Акант. — С. 112
  7. Купер Дж. Энциклопедия символов. Книга IV. — М.: Золотой век, 1995. — С. 11

Литература

[править | править код]