Эта статья входит в число добротных статей

Битва при Ридании

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Битва при Ридании
Основной конфликт: Османо-мамлюкская война (1516—1517)
Дата 22 января 1517
Место Египет, предместья Каира
Итог Решительная победа османов
Противники

Османская империя

Мамлюкский султанат

Командующие

Селим I
Хадым Синан-паша

Туманбай

Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Битва при Ридании[1] (Риданийи[2]) (тур. Ridaniye Muharebesi; араб. معركة الريدانية‎) произошла 22 января 1517 года в предместье Каира Ридании. Сражение стало одним из ключевых моментов Османо-мамлюкской войны (1516—1517).

Пушки мамлюков оказались бесполезны, а их войска не выстояли против артиллерии Селима и быстро обратились в бегство, явно не желая гибнуть в бою. Османская армия Селима I победила мамлюкскую армию Туманбая II. В этой битве погиб великий визирь Османской империи Хадым Синан-паша.

Битва оценивается историками как «решающее сражение войны»[3], «определившее судьбу султаната мамлюков»[4].

Подготовка мамлюкской армии

[править | править код]

После катастрофического поражения на Мардж Дабик мамлюки отказывались вступать в бой с армией «сражающейся огнём»[1]. В тексте писателя периода правления Сулеймана I, Ибн Зунбуля, пленный мамлюк-черкес упрекал Селима за то, что тот пользуется «франкским изобретением», а не довольствуется по примеру пророка мечом и копьём. Кансух аль-Гаури, которому показали пушки, якобы сказал: «Мы не покинем сунны пророка и не примем сунны христиан»[1][5]. Однако рассказ Ибн Зунбуля скорее всего является лишь художественным вымыслом[1].

Мамлюкский султан Туманбай хотел встретиться с османами в Салихии, на границе Синайской пустыни, прежде чем утомлённые маршем по пустыне османы смогут отдохнуть, но его эмиры настаивали на том, чтобы ждать у укреплений около северного предместья Каира, Ридании[3][4][6][7][8]. Эмиры полагали, что было бы более целесообразно создать там прочную линию обороны и противостоять нападению османов[6]. Туманбай попытался построить укрепления перед городом и подготовить армию[6][7]. Высшее командование мамлюков с запозданием осознало важность огнестрельного оружия, Туманбай решил не повторять ошибок Кансуха аль-Гаури и вооружить армию пушками и ружьями. При Ридании у мамлюков были даже франкские пушкари[1]. В короткое время, доступное ему, Туманбай сосредоточил свои силы на обеспечении своей армии пушками и ружьями[9]. Сами мамлюки считали ниже своего достоинства стать пехотинцами с ружьями[4], поэтому Туманбай создал отряд аркебузиров из магрибинцев, нубийцев, туркоманов[4][10][11].

В Ридании султан велел вырыть траншеи и устроить на горе Мукаттам[англ.] палисады с проёмами для 100 пушек[10][11][12][13][4]. Некоторые пушки мамлюки замаскировали песком[6][12]. Выкопанный ров протянулся от горы Мукаттам до Нила[6]. Хотя некоторые османские источники утверждают, что длина рва составляла 4 мили, а пушек было 200, последняя цифра сомнительна[6]. В траншеях были рассыпаны шипы против конницы[12]. Эти меры копировали османские на Дабикском поле[12].

О мамлюкских пушках говорится не только в османских донесениях о битве, но и у Джовио. Последний сообщал, что Туманбай получил пушки на Родосе у госпитальеров. Однако эти орудия были устаревшими — железными и не мобильными, в отличие от османских медных орудий на повозках[1]. Некоторые орудия были привезены в Александрию и Каирскую цитадель[6].

После разгрома армии в битве на Мардж Дабике одной из самых больших проблем была нехватка людей[12]. Туманбай вышел из ситуации, приняв в армию примерно 6 тысяч чёрных рабов, освобождённых преступников, вооружил городское ополчение[12]. Городские глашатаи были отправлены по улицам Каира с угрозами повесить дезертиров перед их собственными дверями[10]. Таким образом, Туманбай собрал всех солдат, которых смог, численностью около 20 000 всадников, пехоту и бедуинов[10][14] (по другим данным всего ему удалось собрать примерно 40 тысяч человек войск, из них 20 тысяч было мамлюков и бедуинов[12]). Неоплачиваемая и в значительной степени ненадёжная сборная армия не могла похвастать боевым духом[10][12]. Туманбай прошёл через Каир в сопровождении своей новой армии[4]. Египетский историк Ибн Ийяс наблюдал в Каире проход большого количества фургонов, каждый из которых вёз пушку, а затем 200 верблюдов, гружёных порохом, свинцом, железом и другими боеприпасами[4]. В процессии ехали запряжённые волами деревянные повозки для перевозки солдат и их оружия, совсем как это было у османов, судя по описанию Ибн Тулуна, наблюдавшего в Дамаске османскую армию[4]. Получив известие о походе османских войск в Каир, Туманбай подошёл к оборонительной линии, созданной в Ридании[6][7]. Целью мамлюков было встретить османов неожиданным залпом огня и разогнать их кавалерийской атакой[6].

Подготовка османской стороны

[править | править код]
Битва при Ридании.

Заняв Сирию, Селим решил, что дорога на Египет открыта. Часть визирей Селима была против идеи похода на Каир, они говорили об опасностях дороги, особенно о проблемах и жажде в пустыне[4][6], но Селим подготовился к трудному маршу от населённой части Сирии к египетской границе со своей обычной предусмотрительностью. По приказу султана Юнус-паша купил 15 тысяч верблюдов, которые были загружены водой для использования его армией при пересечении пустыни, для мотивации солдат Селим раздал много денег[3][15][16]. В это время пошли дожди и проблема нехватки воды исчезла, дорога через пустыню стала возможна[6].

Султан прибыл в Газу 2 января 1517 года, 8 января Синан-паша выдвинулся в сторону Каира с 6000 солдатами[6]. Половина армии была оставлена для защиты восточных границ[6]. Затем османская армия пересекла Синай за десять дней[3][10], османы прошли без сопротивления Салахию и Бильбейс и 20/22 января достигли Биркат аль-Хадж, в нескольких милях от столицы[4][6][8]. Число солдат в армии по оценкам современников достигало 20 тысяч человек[6].

На правом фланге османской армии стояли анатолийские сипахи под командованием бейлербея Анатолии Мустафы-паши[6][7]. Ему также подчинялись бейлербей Дулкадира Али-бей, Ферашад-бей (б. Коркмаз б. Кёр Мехмед б. Кара-Юлук Осман[англ.]) и его брат Мехмед-бей, санджакбей Триполи[7]. Здесь же находился бывший мамлюкский наиб Алеппо Хайр-бей[7]. Кучук Синан-паша стоял на левом фланге с армией Румелии,[6][7] здесь же находились Рамазаноглу Махмуд-бей, Мубарак Герай и его брат Саадет Герай, бывший мамлюкский наиб Айнтаба Юнус-бей[7]. Командовал флангом визирь Девширме Юнус-паша[7]. В центра находились султан и капыкулу[6][7]. Справа от султана в центре находился Синан-паша, слева находился ага янычаров Аяс-ага[6]. Османская армия не собиралась атаковать напрямую в лоб, Селим разработал план действий, зная о расположении артиллерии противника[6][11]. О планах мамлюков Селиму было известно от пленников и шпионов[6]. Также есть версия, что данные о мамлюкских планах и приготовлениях Селиму I передал накануне боя Джанберди аль-Газали[2].

Источники датируют битву 22[2][3][13] или 23[10][14] января 1517 года. Как указывал турецкий историк Эмеджен, 23 число указывается ошибочно[6]. Войска построились в боевые порядки от Матарийи до Джебель-Ахмар[2]. Битва началась утром[6][7], Туманбай мечтал измотать турок перед укреплениями[7], но атаки мамлюкской кавалерии и бедуинов оказались безрезультатны[2][3]. Со всех сторон, как «бесчисленная саранча», османские солдаты двигались на позиции египтян[2]. Мамлюки попытались заманить османскую армию к месту, простреливаемому из своих пушек[6]. Османы без труда подавили мамлюкские батареи, уничтожив большую часть египетских пушек[2]. Османы начали двигаться вперёд, не выходя из строя[6]. Но когда они добрались до горы Мукаттам, ещё до попадания в зону действия орудий мамлюков, то обошли ряд пушек с фланга и зашли к позициям мамлюков сзади[8][6][11][14][7][2]. Этот манёвр стал причиной проигрыша мамлюков, он был полной неожиданностью[7]. Мамлюки немедленно попытались переориентировать свои тяжёлые орудия[6], которые увязли в песке, и их оказалось невозможно развернуть, чтобы стрелять в противоположном направлении[14][6][7]. Мамлюкская артиллерия не сделала ни единого выстрела[7]. Османы напали на мамлюкских артиллеристов (многие из которых были франками согласно Османским источникам) и захватили пушки[14]. В итоге тяжёлые орудия, на оснащение которыми армии Туманбай потратил так много сил, оказались совершенно бесполезны[14].

Впервые при завоевании Египта османская армия использовала многоствольные пушки, сейчас они хранятся в Военном музее в Стамбуле[7]. Османская артиллерия и стрелки открыли интенсивный огонь. Ружья и лёгкая артиллерия османов нанесли тяжёлые потери мамлюкской армии[14][6]. Левый фланг мамлюков был выведен из строя[6][7]. Верблюды мамлюков сбежали от пушечного и ружейного огня[6].

Хотя битва с учётом всех действий, перестроений и манёвров началась утром и длилась от восьми до восьми часов[6], мамлюкская армия была разбита в течение двадцати минут[14]. Местное население, мобилизованное Туманбаем, не имело достаточного опыта владения оружием и участия в боевых действиях[11]. Солдаты Туманбая не проявляли энтузиазма в бою, многие из магрибинских артиллеристов и горожан просто сбежали[10][12]. Сам Туманбай с горсткой мамлюков и стрелков сражался мужественно целых восемьдесят минут[14][8][6][2], но не смог вдохновить армию даже личным примером[13]. Лишь мамлюки бились, демонстрируя отчаянную храбрость[7][14]. «Мамлюки никогда не показывали свою доблесть больше, чем в роковой день Ридании»[3].

Говорили, что в этот день Туманбай собственной рукой зарубил свыше 1 тысячи человек, в том числе великого визиря Синана-пашу[2]. Якобы, Туманбай с верными ему мамлюками, среди которых были двое его лучших офицеров, Куртбай и Аланбай, атаковали правый фланг османов, пытаясь пробиться к месту, где находился султан[3][6][7]. Утверждали, что Туманбай достиг даже палатки Селима[8]. Туманбай хотел схватить Селима живым или мёртвым. Селим спасся лишь потому, что за него приняли Синана-пашу[3]. Туманбай пронзил Синана насквозь, Аланбай и Куртбай убили каждый по паше, а затем быстро поехали обратно, хотя в Аланбая попала пуля, тяжело его ранившая[3]. По мнению турецкого историка Эмеджена эта история малодостоверна[6]. Синана-пашу сразу же отвели в его шатёр, где он погиб[6][14].

По другой версии, в самом начале битвы группа всадников, вооружённых с ног до головы, поскакала от мамлюкского левого фланга к турецкому центру, где было стояло знамя султана[3]. Якобы, это была атака правого фланга османов отрядом под началом Джанберды аль-Газали[7][6]. Кавалерия мамлюков напала на Синана-пашу, который был ранен в столкновении тремя копьями и упал с лошади[6]. Таким образом, Джанберды отомстил Синан-паше, который разбил его в Газе (при Хан Юнусе).[7]

Многоствольная османская пушка XVI века.

Туманбай и остатки его лучших рыцарей бежали[3][11][13][14], на две мили вверх по Нилу[8]. Позже часть мамлюков, которые бежали, собрались рядом с ним[6]. Эти 7000 человек продолжили сопротивление против османов[6].

Несмотря на присутствие артиллерии в войске мамлюков, они не имели возможности её использовать. Что ещё более важно, они не видели пушки и ружья как часть своей военной операции[6].

Битва за Риданию показала способность османской армии применять различные способы ведения боя и маневрировать при внезапных изменениях, также битва показала эффективность использования огнестрельного оружия[6].

Битва за Риданию сломила сопротивление мамлюков и позволила османам войти в Каир и установить господство над Египтом[6]. Ибн Ийяс утверждал, что эта битва была ещё тяжелее, чем поражение турок на Мардж Дабик[10].

Несмотря на то, что большинство историков писали, что 25 000 мамлюков остались лежать на равнине Ридании[2][3][7], историк Эмеджен в Энциклопедии ислама называл намного меньшее число — 4000 человек[6]. Потери османов были меньшими[6]. Среди погибших у османов помимо Синана-паши были санджакбей Айнтаба Юнус-бей, Рамазаоглу, Мубарак Герай[7]. Шатёр и казна Туманбая попали в руки османов. Явуз провёл ночь в Ридании, а на следующий день состоялись торжественные похороны погибших. На церемонии погребения Синана-паши Селим был очень расстроен и плакал[7]. Вместо Синана на должность великого визиря был назначен Юнус-паша[7].

Примечания

[править | править код]
  1. 1 2 3 4 5 6 Бартольд, 1966, с. 62.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Иванов, 1984, с. 45.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Creasy, 1878.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Winter, 2008, p. 502.
  5. Ayalon, 2013, p. 89—91.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Emecen, 2008.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Öztuna, 2017.
  8. 1 2 3 4 5 6 Muir, 1896.
  9. Winter, 2008, p. 501.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Rogan, 2009, CH. 1: From Cairo to Istanbul.
  11. 1 2 3 4 5 6 Илюшина, 2016.
  12. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Иванов, 1984, с. 44.
  13. 1 2 3 4 Петросян, 2013.
  14. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Winter, 2008, p. 503.
  15. Emecen, 2013.
  16. Uzunçarşılı, 1988, 2cild, p.274.

Литература

[править | править код]