Вревская, Евпраксия Николаевна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Val Hogan (обсуждение | вклад) в 12:18, 4 мая 2016 (→‎Биография). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
Перейти к навигации Перейти к поиску
Евпраксия Николаевна Вревская
Имя при рождении Евпраксия Николаевна Вульф
Дата рождения 12 (24) октября 1809(1809-10-24)
Место рождения село Тригорское, Опочецкий уезд, Псковская губерния, Российская империя
Дата смерти 22 марта (3 апреля) 1883(1883-04-03) (73 года)
Место смерти село Голубово, Островский уезд, Псковская губерния, Российская империя
Подданство  Российская империя
Отец Николай Иванович Вульф
Мать Прасковья Александровна Вындомская
Супруг Борис Александрович Вревский
Дети

11 детей:

Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Баронесса Евпракси́я Никола́евна Вре́вская (1809—1883) — псковская дворянка, соседка А. С. Пушкина по имению и близкий друг поэта; мать барона А. Б. Вревского.

Биография

Евпраксия Николаевна Вревская (урождённая Вульф) родилась 12 (24) октября 1809 года в имении своей матери в Тригорском Опочецкого уезда Псковской губернии в семье тверского дворянина, отставного коллежского асессора Николая Ивановича Вульфа (1771—1813) и Прасковьи Александровны (урождённая Вындомская)[1] (1781—1859)[2],[3].

7 июля 1831 года она вышла замуж за барона Бориса Александровича Вревского, отставного офицера лейб-гвардии Измайловского полка, и переехала на жительство в имение мужа Голубово. 31 мая 1834 года у неё родился[4] сын Александр, в будущем ставший генерал-губернатором Туркестанского края и командующим войсками Туркестанского военного округа.

Дружба с Пушкиным

Евпраксия Николаевна с раннего возраста была близко знакома с А. С. Пушкиным, который являлся соседом по их имению (проживал в имении Михайловское) и был близким другом семьи Осиповых-Вульфов. Одно время А. С. Пушкин ухаживал за девятнадцатилетней Евпраксией Николаевной.

Она под своим домашним именем «Зизи» была упомянута поэтом в пятой главе романа «Евгений Онегин»:

За ним строй рюмок узких, длинных,
Подобно талии твоей,
Зизи, кристалл души моей,
Предмет стихов моих невинных,
Любви приманчивый фиал,
Ты, от кого я пьян бывал[5]!

В 1828 году А. С. Пушкин послал Евпраксии Николаевне 4-ю и 5-ю главы «Евгения Онегина» с надписью, сделанною своею рукой: «Твоя от твоих».

Известно, что именно ей А. С. Пушкин рассказал о своей предстоящей дуэли с Жоржем Дантесом[6]. А. И. Тургенев говорил, что вдова Пушкина упрекала Вревскую «в том, что, зная об этом, она её не предупредила»[7].

Евпраксия Николаевна умерла «от чахотки» 22 марта 1883 года в селе Голубово Островского уезда Псковской губернии и похоронена на погосте Врев[8]. Перед смертью, несмотря на мольбы дочери, Евпраксия Николаевна сожгла все письма Пушкина, адресованные ей[9].

Ссылки

Примечания

  1. По второму мужу — Осипова
  2. У Прасковьи Александровны от первого брака было трое детей: Анна (1799—1857), Алексей (1805—1881) и Евпраксия.
  3. Биография.ru: «В домашних отношениях Прасковья Александровна проявляла себя с довольно деспотической стороны: старших детей воспитала очень строго, хозяйством правила не особенно умело, но самовластно, а когда ревность или самолюбие её бывали затронуты, — оказывалась способной к весьма крутым и решительным мерам.»
  4. Всего Евпраксия Николаевна родила 11 детей.
  5. Летом 1826 года по вечерам в Тригорском именно Евпраксия варила для всей компании, в которую входил и поэт, жжёнку из рома и являлась «виночерпием», разливая жжёнку в ковшике с длинной серебряной ручкой.
  6. [1]: «Евпраксия Николаевна Вревская в очередной раз приехала в Петербург 16 января 1837 года, за десять дней до роковой дуэли. Она остановилась в доме брата своего мужа, Степана Александровича Вревского, на Васильевском острове. Пушкин явился к ней, как только узнал о её приезде, что её очень тронуло. Разговор шёл в основном о судьбе Михайловского, которое волновало всех соседей Пушкина. … 22 января Пушкин вновь навестил Евпраксию Вревскую и обещал появиться 25 января, чтобы проводить её в Эрмитаж. …В назначенный день, 25 января, Пушкин с утра сочинял письмо Геккерну и по дороге на Васильевский остров, к Вревской, сдал его на городскую почту. Неизвестно, отправились ли они в тот день в Эрмитаж, но она оказалась единственным человеком, которому он рассказал всё — „открыл своё сердце“. … 26 января, накануне дуэли, Пушкин вышел из дома в шесть часов вечера и направился к Евпраксии Николаевне. В его доме готовились к обеду, и ему было, видимо, невыносимо трудно сесть за стол вместе с семьей, как ни в чем не бывало. С ней же он мог говорить обо всём свободно».
  7. «Трудно сказать, действительно ли Евпраксия Николаевна была столь осведомлена. Возможно, Пушкин в разговоре и бросил какую-то фразу, намекавшую на предстоящую дуэль, которая потом, в свете последовавших событий, уже толковалась Вревской как доверительное отношение к ней Пушкина» (Ободовская И., Дементьев М. После смерти Пушкина. — М.: Советская Россия, 1980. — С. 86.)
  8. На городище Врев похоронены
  9. Раевский Н. А. Д. Ф. Фикельмон в жизни и творчестве Пушкина // Избранное. — М.: Художественная литература, 1978. — С. 208.