Завьялов, Андрей Сергеевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Завьялов Андрей Сергеевич
фото второй половины 1930-х годов
фото второй половины 1930-х годов
Дата рождения 9 июля 1905(1905-07-09)
Место рождения село Редькино,
Верейский уезд,
Московская губерния,
Российская империя
Дата смерти 6 сентября 1985(1985-09-06) (80 лет)
Страна
Научная сфера металловедение
Альма-матер Ленинградский горный институт
Учёная степень доктор технических наук
Учёное звание профессор
Ученики Г. И. Капырин, П. О. Пашков, О. Ф. Данилевский, Д. И. Байков, С. С. Шураков
Известен как создатель советской противопульной и противоснарядной брони
Награды и премии
Орден Ленина — 1939 Орден Отечественной войны I степени— 1945 Орден Трудового Красного Знамени — 1944 Орден Трудового Красного Знамени — 1951
Орден Красной Звезды  — 1943 Орден «Знак Почёта»  — 1961 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Сталинская премия — 1942 Сталинская премия — 1951

Андрей Сергеевич Завья́лов (9 июля 1905, Верейский уезд, Московская губерния — 6 сентября 1985) — советский учёный-металловед, доктор технических наук (1943), профессор (1943). Основатель и первый директор (1938—1958) ЦНИИ металлургии и брони. Лауреат двух Сталинских премий (1942, 1951).

Биография[править | править код]

Родился 9 июля 1905 года в деревне Редькино (ныне Наро-Фоминский район, Московская область) в многодетной (18 детей) семье ткача. Рано осиротел. Работать начал с 14 лет, был грузчиком, рабочим на железной дороге.

В 1922—1924 учился на рабфаке Московского института инженеров путей сообщения, в 1924—1930 годах — в Ленинградском горном институте, где получил специальность горного инженера-металлурга.

В 1930—1932 годах был аспирантом и научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте металлов (позднее НИИ-13) в Ленинграде, где в начале 1930 года была образована научно-исследовательская группа, получившая название «Броневая группа». В 1931 году входил в состав комиссии, назначенной для разбора и изучения архива А. Н. Фарфурина — технического директора Ижорского завода, главного специалиста броневого производства.

В мае 1932 года приказом Наркома тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе был направлен на Ижорский завод[1], который являлся ведущим предприятием по производству брони для танков и Военно-морского флота, на должность начальника Центральной заводской лаборатории. На заводе Завьялов вплотную занимался технологией производства танковой брони. При непосредственном участии Завьялова впервые в мире была разработана и внедрена сварка брони танковых корпусов и башен, в 1933 году разработана и внедрена в производство противопульная стальная броня высокой твёрдости марки «ИЗ» (Ижорский завод)[2]. Из этой брони была изготовлена партия корпусов и башен танка Т-26, также была разработана корабельная стальная броня для крейсеров марки ФД-7954, которой были бронированы крейсер «Киров» и «Максим Горький».

С 1936 года — начальник Центральной броневой лаборатории, главный инженер-металлург и заместитель технического директора Ижорского завода[Комм. 1]. В числе сотрудников ЦБЛ — О. Ф. Данилевский, В. А. Делле, С. И. Смоленский и другие, ставшие впоследствии известными броневиками-металлургами.

В мае 1936 года Завьялов при содействии А. А. Жданова доложил свою концепцию необходимости реконструкции и модернизации производства брони и бронетанковой техники на заседании Совета Труда и Обороны в присутствии Сталина[Комм. 2]. Немедленно были приняты решения: в производственном объединении «Спецсталь» (под началом И. Ф. Тевосяна) создано Главное управление по производству брони, которому были переданы Ижорский и Мариупольский металлургические заводы, их центральные лаборатории преобразованы в Центральные броневые лаборатории (ЦБЛ-1 и ЦБЛ-2)[3].

На Ижорском заводе было заменено руководство, Завьялов стал начальником Центральной броневой лаборатории, главным металлургом — заместителем главного инженера. Дальновидность и своевременность принятых решений подтвердили первые крупные сражения, в которых участвовали советские танки — гражданская война в Испании 1936—1939 годов[Комм. 3].

Внешние изображения
Коллектив ЦНИИ-48 в предвоенный период (1938 г.), в центре А. С. Завьялов — первый директор института.

28 сентября 1938 года приказом наркома оборонной промышленности Завьялов назначен директором образованного «ЦНИИ металлургии и брони» (закрытое наименование) или ЦНИИ-48 (открытое наименование) — будущий ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей». Главным направлением деятельности института стало создание научно-обоснованных процессов получения брони в массовом производстве, разработка методов и технологий получения высококачественной и высокоэффективной броневой стали и брони (бронедеталей) для военных кораблей, танков, самолётов, пограничных укреплений и т. п.

Разработка противоснарядной брони[править | править код]

В предвоенные и военные годы были разработаны и освоены в производстве противоснарядная броня высокой твёрдости марки «8С», подвергаемая закалке и низкому отпуску в толщинах до 45 мм для танка Т-34, броня средней твердости марок 49С и 42С, подвергаемая закалке и высокому отпуску в толщинах до 90 мм для тяжелого танка КВ, монолитные литые танковые башни для Т-34, противоснарядная корабельная броня толщиной 100—500 мм для вертикального и горизонтального бронирования линейных кораблей[4]. Завьялов руководил широким кругом исследований тактических свойств брони.

В 1938 и 1939 годах авиационным отделом ЦНИИ-48 впервые в мире была разработана цементованная авиационная броня марок «ИЗ-цементованная» и «ХД» для защиты лётчиков штурмовой и истребительной авиации предвоенного поколения. Последняя широко использовалась в предвоенные и военные годы в виде бронеспинок советских самолётов истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков.

Накануне Великой Отечественной войны Завьялов в составе советских делегаций дважды побывал на металлургических заводах в Германии — на заводе в Крефельде (Krefelder Stahlwerke) и на заводе Круппа в Эссене. «Командировки в Германию показали, что советские технологии выплавки специальных сталей не уступали западноевропейским, а выплавлявшаяся советскими металлургами броневая сталь по своим качественным показателям превосходила немецкие стали»[3].

Благодаря поддержке Сталина, ЦНИИ-48 под руководством Завьялова разработал и внедрил технологию производства цельнолитых танковых башен (позволившую заменить сварные башни на литые), что сыграло исключительную роль в развитии танкостроения в годы войны и внесло неоценимый вклад в организацию массового производства танков КВ и Т-34 во время Великой Отечественной войны[5].

В сентябре 1941 года Завьялов обpатился в Наpкомат танковой промышленности и Главное автобpонетанковое упpавление РККА с пpедложением заняться изучением вопросов поражаемости советских танков в действующих танковых частях. Пpедложение было пpинято; в конце 1941 года в танковых частях начали pаботать бpигады ЦНИИ-48. На протяжении всей войны ЦНИИ-48 систематически исследовал и анализировал результаты попадания снарядов в советские танки, оценивал статистику поражений и выявлял слабые и наиболее уязвимые элементы конструкции. Специальные фронтовые бригады из конструкторов и металлургов постоянно выезжали на фронт и изучали поражаемость советских танков. В составе таких бригад неоднократно выезжал на фронт и Завьялов[3][Комм. 4].

Статистические данные о характере поражений были использованы для разработки наставлений по тактике боевого применения танков, а также предложений конструкторам для изменения конструкции отдельных деталей бронезащиты. По данным исследований и анализа, выполненных ЦНИИ-48, был выработан принцип дифференцированной бронезащиты танков, когда вместо равномерной по периметру машины защиты танки получили резко усиленное бронирование лобовой проекции корпуса и башни. В частности эти данные были использованы конструктором Н. Л. Духовым при проектировании танка ИС-3.

В 1942 году Завьялов написал кандидатскую диссертацию, по итогам защиты которой ему сразу была присуждена ученая степень доктора технических наук и присвоено звание профессора.

В послевоенное время занимался разработками по строительству крейсеров с цельносварными корпусами.

С 1958 года на научно-педагогической работе: в 1958—1972 годах заведующий кафедрой металловедения и термической обработки Северо-Западного заочного политехнического института, одновременно в 1960—1968 годы — ректор этого института.

Трагически погиб 6 сентября 1985 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Историк, полковник КГБ в отставке Арсен Мартиросян писал: «если бы не Завьялов и не массированная поддержка Сталина, то не видать бы нам ни танков Т-34, KB, ИС, ни „летающего танка“ ИЛ-2, ни хорошо защищённых броней линкоров, эсминцев и т. д.»[5].

Из ближайших родственников А. С. Завьялова ныне здравствует его племянник Вадим Петров — главный конструктор ПАО «Ижорские заводы».

Могила Завьялова на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Основные работы[править | править код]

  • Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук. — Свердловск, 1942.
  • К теории легирования и термообработки стали. — ЦНИИ НКТП, 1943.
  • Фазовые превращения в железоуглеродистых сталях. — М.: Судпромгиз, 1948.
  • Природа процессов охрупчивания стали при нагревах и влияние на них легирующих элементов. — Л.: Судпромгиз, 1959.
  • К истории ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ЦНИИ КМ «Прометей», монография в 3-х тт. — Л.: ЦНИИ КМ «Прометей», 1983.

Награды и премии[править | править код]

Примечания[править | править код]

Комментарии[править | править код]

  1. В 1935 году в распоряжении Ижорского завода оказалась 37-мм противотанковая пушка «Рейнметалл» с боеприпасами. Завьялов провел испытания брони танка Т-26 новым на тот момент времени средством поражения. Результат был ошеломляющий: бронебойный снаряд 37-мм пушки не только пробивал броню Т-26 на всех тактических дистанциях огня, Д ≥ 1000 м, но и последствия обстрела брони были катастрофическими — проломы и расколы бронедеталей. Проанализировав итоги полигонных испытаний и тщательно изучив тенденции в мировом танкостроении, особенно в бронировании боевых машин, Завьялов подготовил «развёрнутое обоснование срочной необходимости реконструкции и модернизации советской металлургии в оборонных целях, в частности для выпуска надёжной брони для различных видов боевой техники, прежде всего танков». Конечным итогом стало увольнение с завода А. С. Завьялова и его соратника М. Н. Попова, причем по заводскому радио их объявили «врагами народа». — Гаврилов Д. В. А. С. Завьялов — создатель броневой противоснарядной стали // Военно-исторический журнал. 2012, № 12. С. 52; Документальный фильм «Броневая сталь Андрея Завьялова»
  2. Фактически речь шла о необходимости срочного перевооружения армии танками нового поколения с противоснарядным бронированием взамен существующего парка тонкобронных машин (типа Т-26, БТ-7 и танкеток Т-27), для чего требовалось параллельно разработке новых конструкций в кратчайшие сроки создать металлургию, способную в больших количествах производить противоснарядную броневую сталь, перестроить все технологии танкового производства.
  3. В ходе боевых действий в Испании (рассматривается период с октября 1936 по март 1937 года) республиканские танковые войска понесли значительные потери в людях и технике. Франкистские и итало-германские войска были насыщены средствами противотанковой обороны. Находившаяся у них на вооружении германская 37-мм противотанковая пушка Pak 35/36 наносила советским танкам серьёзный урон. За период с октября 1936 года по 8 сентября 1937 года из 306 участвовавших в боевых операциях советских танков Т-26 были выведены из строя 215 (70,3 %), из них безвозвратно потеряны 75 (24,5 %), подбиты 140 (45,8 %). Бои в Испании показали необходимость срочного создания новых танков, способных противостоять снарядам противотанковых пушек — Танковый прорыв: Советские танки в боях 1937—1942 гг. — М., 2007. — С. 9—83.
  4. Сотрудники Московской группы ЦНИИ 48 проводили большую работу непосредственно в действующих танковых частях и на полях танковых боев, обследуя подбитую и вышедшую из строя советскую и трофейную технику. Сотрудники МГ ЦНИИ-48 В. П. Андреев, В. В. Ардентов, А. Т. Ларин и многие другие за годы войны обследовали более 14 тысяч машин, собрав ценнейший материал по их поражаемости. Это позволило оперативно выявить наиболее уязвимые узлы советских танков и принять меры по усилению их защиты, найти ослабленные узлы танков противника и дать рекомендации по борьбе с этой техникой Московская группа ЦНИИ-48 на сайте АО «НИИ стали» Архивная копия от 29 декабря 2019 на Wayback Machine

Источники[править | править код]

  1. Вместе с Завьяловым на Ижорский завод были направлены инженеры М. Н. Попов, С. И. Сахин, М. И. Ходак.
  2. Совместно с Л. А. Каневским, М. Н. Поповым, С. И. Сахиным и М. М. Замятниным.
  3. 1 2 3 Гаврилов Д. В. А. С. Завьялов — создатель броневой противоснарядной стали // Военно-исторический журнал. — 2012. — № 12. — С. 51—57.
  4. ЦНИИ КМ «Прометей». Дата обращения: 12 октября 2017. Архивировано 13 октября 2017 года.
  5. 1 2 Мартиросян А. Б. Трагедия 1941 года. — М.: Вече, 2008. — С. 174—175.

Литература[править | править код]

  • Мелуа А. И. Инженеры Санкт-Петербурга. — СПБ.: Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1996. — 814 с.
  • Мелуа А. И. Блокада Ленинграда. — СПб.: Изд-во «Гуманистика», 1999. — 671 с.

Ссылки[править | править код]