Корогодин, Владимир Иванович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Влади́мир Ива́нович Корого́дин (4 января 1929 года, Сталино1961 — Донецк), СССР — 31 октября 2005, Дубна, Россия) — советский и российский биолог. Основные области исследований: радиобиология, генетика, радиоэкология, проблемы эволюции, теоретическая биология. Научные руководители: Б. Н. Тарусов[1], Н.В. Тимофеев-Ресовский.

Владимир Иванович Корогодин
Дата рождения 4 января 1929(1929-01-04)
Место рождения Сталино
Дата смерти 31 октября 2005(2005-10-31) (76 лет)
Место смерти Дубна, Московская область, Россия
Научная сфера радиобиология, генетика, радиоэкология, теоретическая биология
Альма-матер МГУ
Учёное звание профессор
Известен как первооткрыватель пострадиационного восстановления клеток
Сайт ecoradmod.narod.ru/rus/v…
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Биография[править | править код]

Родился 4 января 1929 года в г. Сталино (с 1961 г. — Донецк), СССР. Отец — Иван Павлович Корогодин (бывш. военный), мать — Евгения Антоновна Корогодина (ур. Писаревская). В 1947 г. поступил на физический факультет МГУ. В 1948 г. перевелся на биологический факультет МГУ и в 1952 г. окончил МГУ по кафедре генетики. Отработал год (19521953 гг.) зоотехником-оленеводом на Крайнем Севере. В 1953 г. начал работать старшим лаборантом на кафедре биофизики[2] биолого-почвенного факультета МГУ и в 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1961 г. был приглашен в Институт медицинской радиологии АМН СССР в Обнинске, где создал лабораторию радиобиологии клеток и тканей. В 1966 г. защитил докторскую диссертацию. В 1972 г. организовал лабораторию генетики и селекции дрожжей в Институте генетики и селекции промышленных микроорганизмов (Москва)[3]. В 1977 г. начал радиобиологические исследования в Объединённом институте ядерных исследований (г. Дубна), где создал Сектор биологических исследований. Основными направлениями исследований являлись пострадиационное восстановление клеток, мутагенез, критерии биологической эволюции. Своими учителями Владимир Иванович считал Бориса Николаевича Тарусова и Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского. Б. Н. Тарусов заведовал кафедрой, где Корогодин работал с 1953 по 1961 год и начал свои исследования пострадиационного восстановления клеток дрожжей. С Н. В. Тимофеевым-Ресовским Корогодин встретился впервые в 1956 г. на лекции в МГУ, их научные и дружеские связи продолжались до смерти Николая Владимировича.

Умер 31 октября 2005 года. Похоронен на Большеволжском муниципальном кладбище в Дубне[4].

Научные исследования[править | править код]

Пострадиационное восстановление[править | править код]

Кривые выживания дрожжевых клеток

Первые исследования В. И. Корогодина были посвящены действию ионизирующих излучений на клетки дрожжей и легли в основу его открытия эффекта пострадиационного восстановления (диплом на открытие с приоритетом от марта 1957 г). Он обнаружил, что летально повреждённые клетки дрожжей погибают не сразу, без деления (как считалось раньше), а спустя несколько циклов размножения. Корогодин показал, что клетки в митотическом покое способны восстанавливаться от радиационных повреждений (рис). Позже появились публикации других авторов, показывающие реальность пострадиационного восстановления клеток самых разных биологических объектов (Н. В. Лучник, Т. Альпер  (англ.), Р. Ф. Кимбэл и др.). В. И. Корогодин, совместно с коллегами, изучил зависимость эффекта восстановления от условий культивирования дрожжей и плоидности клеток, показал, что гибель облученных гаплоидных и диплоидных клеток происходит за счет повреждений одного типа — двойных разрывов ДНК, вызывающих различные нарушения хромосом. Совместно с Ю. Г. Капульцевичем и В. Г. Петиным[5] был проведен математический анализ процесса пострадиационного восстановления клеток. Завершением исследований по классической радиобиологии В. И. Корогодин считал получение доказательства участия процессов восстановления в проявлении зависимости относительной биологической эффективности (ОБЭ) от линейной передачи энергии (ЛПЭ) излучений. Концепцию зависимости ОБЭ от ЛПЭ излучений он изложил, совместно с Е. А. Красавиным[6], в статье, опубликованной в 1982 г.

Каскадный мутагенез и хромосомная нестабильность клеток[править | править код]

Выживаемость (1) и относительное количество сальтантов (2)
Колонии дрожжей разных радиорас.

В конце 60-х гг. прошлого века В. И. Корогодин, совместно с К. М. Близник и другими коллегами, обнаружил и описал «каскадный мутагенез»: лучевое расообразование и нестабильность клонов у дрожжей (см. фото колоний дрожжей разных радиорас). Образование «сальтантов» ранее было описано Г. А. Надсоном и Г. С. Филипповым в 1932 году. Характерные черты явления были впервые изучены в работах В. И. Корогодина: связь нестабильности с нарушениями генетического аппарата, летальными мутациями, представляющими собой крупные хромосомные аномалии. Корогодин отметил, что хромосомные аберрации могут служить материалом для прогрессивной эволюции, а генные мутации только «пришлифовке» организма к экологической нише. Выводы Корогодина и его коллег о высокой вероятности расообразования в неоптимальных условиях культивирования клеток (в том числе, в области плеча кривой выживания, см. рис.), возможности суммирования в клетке хромосомных аберраций и наибольшем числе наследственных изменений в гибнущей части популяции имеют особое значение для изучения последствий в области стрессовых воздействий, где накопление повреждений происходит во времени и приводит к селекции и адаптации части клеток и организмов.

Функциональная концепция мутагенеза[править | править код]

Повышение частоты мутаций в дерепрессированном гене ade2 («L») и супрессорных «S» генах. Слева — частота мутирования генов.

В 1970 году В. И. Корогодин сформулировал гипотезу о влиянии функциональной активности гена на его мутабильность. В 1980-х эта гипотеза была проверена на системе биосинтеза аденина ауксотрофных по аденину клеток дрожжей. Эксперименты показали, что на среде с дефицитом аденина происходит более активная транскрипция аденинового гена, а частота мутирования повышается на 2-3 порядка, в то время как в генах-супрессорах она повышается, но не столь значительно (работа опубликована в 1987 году: Ильина В. Л., Корогодин В. И., Файси Ч. Зависимость частоты спонтанного возникновения реверсов разных типов у ауксотрофных по аденину дрожжей от содержания аденина в среде. // Генетика. — 1987. — Т. 23. — № 4. — С. 637–642.). Через год ту же идею высказал Д. Кэрнс[7]. В 1988 году его группа опубликовали данные по селекции Escherichia coli на лактозе[8].

Радиоёмкость экосистем[править | править код]

Слева направо: В. И. Корогодин, Л. С. Царапкин, Н. А. Порядкова, Н. В. Лучник, О. В. Малиновский. Миас, 1956.

Во второй половине 1940-х гг. на Урале Н. В. Тимофеев-Ресовский и его сотрудники начали систематическое изучение влияния ионизирующих излучений на биогеоценозы. Ими были получены данные по величинам коэффициентов накопления радионуклидов представителями флоры и фауны, проведены наблюдения по действию низких и высоких концентраций радионуклидов на биоту. Корогодин столкнулся с проблемами радиоэкологии в 1956 г., когда был направлен вместе с сотрудниками кафедры биофизики МГУ для оценки распределения жидких высокорадиоактивных загрязнений в озере Карачай. Он понял важную роль микроорганизмов в механизме естественного самоочищения непроточного водоема: радионуклиды — микроорганизмы — донные отложения и описал этот механизм формулами А = С S (H + K h) и F = K h / (Н + K h), где А — общая радиоактивная загрязнённость водоема; С — удельная загрязнённость воды; Н — площадь поверхности и S — средняя глубина водоема, K — коэффициент накопления радионуклидов в грунте; h — толщина сорбирующего слоя грунта; F — «фактор радиоёмкости» водоема, то есть доля радиоактивных загрязнений, аккумулированных донными отложениями. Корогодин ввел понятие радиоёмкости непроточного водоема (совместная с А. Л. Агре статья была опубликована в 1960 г). Это понятие было широко использовано при оценке последствий Чернобыльской аварии.

Информация как феномен жизни[править | править код]

Анализ прогрессивной эволюции в биологии привел В. И. Корогодина к изучению свойств информации и информационных систем. Корогодин выделил главные свойства информационных систем: способность к «целенаправленным» действиям и расслоение на «информационную» и «динамическую» подсистемы. Он рассмотрел динамику информации от ранних этапов эволюции физических информационных систем до систем с биологической информацией — генетической, поведенческой и логической. Особое внимание В. И. Корогодин уделил динамике биологической информации в биосфере. В связи с этим он подчеркнул важную роль «побочного продукта» жизнедеятельности организмов в изменении среды обитания. Концепция побочного продукта дополнила тезис В. И. Вернадского о том, что в процессе воспроизводства живого вещества воспроизводятся и условия его обитания. Одной из проблем, затронутой В. И. Корогодиным, является взаимодействие ноосферы и техносферы, связанной с автогенезом информации.

Членство в научных организациях и обществах, награды[править | править код]

Медаль "Феномен жизни". Санкт-Петербургский монетный двор

В. И. Корогодин являлся членом Научного совета по радиобиологии АН СССР (РАН) (с 1962) и редакционного совета журнала «Радиобиология» («Радиационная биология. Радиоэкология»)[9]1965), Российской научной комиссии по радиационной защите[10]1992), членом Международного союза радиоэкологии[11]1995) и Международного союза экоэтики[12]2002). В 1994 г. В. И. Корогодин был избран действительным членом Российской академии естественных наук и Нью-Йоркской академии наук. Одним из первых, В. И. Корогодин был награждён медалью им. Н. В. Тимофеева-Ресовского[13] (1992, диплом № 7). В 2006 г. Научное общество им. Н. В. Тимофеева-Ресовского и Ученый совет Медицинского радиологического центра РАМН учредили медаль «Феномен жизни»[14] и премию им. В. И. Корогодина молодым ученым стран бывшего СССР, защитившим диссертацию и продолжающим свою научную деятельность в области генетики, радиобиологии и радиоэкологии.

Избранные труды В. И. Корогодина[править | править код]

  • Корогодин В. И. 1957. Некоторые закономерности роста макроколоний после облучения дрожжевых клеток гамма-лучами радиокобальта. Биофизика 2(2): 178—186.
  • Агре А. Л., Корогодин В. И. 1960. О распределении радиоактивных загрязнений в непроточном водоеме. Мед. радиол.1: 67-73.
  • Корогодин В. И. 1966. Проблемы пострадиационного восстановления. М: Атомиздат.
  • Тимофеев-Ресовский Н. В., Иванов В. И., Корогодин В. И. 1968. Применение принципа попадания в радиобиологии. М: Атомиздат.
  • Корогодин В. И. Близник К. М., Капульцевич Ю. Г. 1977. Закономерности формирования радиорас у дрожжевых организмов. Сообщение XI. Факты и гипотезы. Радиобиология 17(4): 492—499.
  • Корогодин В. И., Красавин Е. А. 1982. Факторы, определяющие различия в биологической эффективности ионизирующих излучений с разными физическими характеристиками. Радиобиология 22(6): 727—738.
  • Корогодин В. И. 1985. Кариотаксоны, надежность генома и прогрессивная биологическая эволюция. Природа 2: 3 — 14.
  • Ильина В. Л., Корогодин В. И., Файси Ч. 1987. Зависимость частоты спонтанного возникновения реверсов разных типов у ауксотрофных по аденину дрожжей от содержания аденина в среде. Генетика 23(4): 637—642.
  • Кутлахмедов Ю. А., Поликарпов Г. Г., Корогодин В. И. 1988. Принципы и методы оценки радиоемкости экосистем. Эвристичность радиобиологии. Киев: Наук. думка. С. 109–115.
  • Korogodin V.I., Korogodina V.L., Fajszi Cs., et al 1991 On the dependence of spontaneous mutation rates on the functional state of genes. Yeast 7: 105—117.
  • Korogodin V.I. Assessing radioactive hazards. In: Sakharov Remembered, ed. S.D. Drell, S.P. Kapitsa. 1991/ American Institute of Physics, NY; 177—184. Похожая стаья: В. И. Корогодин. Принципы оценки радиационной опасности. ж. Природа, 1990, № 8, 34-38.
  • Korogodin V.I. 1993. The study of post — irradiation recovery of yeast: the «premolecular period». Mutat. Res 289: 17 — 26. Похожая статья: В. И. Корогодин. 1999. Домолекулярный период исследований пострадиационного восстановления клеток. «Радиационная биология. Радиоэкология». № 6. Т. 39. С. 597-604.
  • Корогодин В. И. Школа Н. В. Тимофеева-Ресовского. В кн.: Николай Владимирович Тимофеев — Ресовский. Очерки. Воспоминания. Материалы. 1993 /Ред. Н. Н. Воронцова. М., Наука: 252—269. Статья В. И. Корогодина о школе Н. В. Тимофееве-Ресовском в Интернете.
  • Корогодин В. И., Кутлахмедов Ю. А. 1993. Проблемы загрязнения радионуклидами больших территорий. Мед. радиология. 38(8): 5-11.
  • Корогодин В. И., Корогодина В. Л. 2000. Информация как основа жизни. Дубна, Феникс. То же в Интернете с ошибками.
  • В. И. Корогодин. 2010—2012. Феномен жизни. Избранные труды (в 2-х т). Отв. ред. С. Г. Инге-Вечтомов, А. Ф. Цыб. М.: Наука.
  • Korogodin V.I., Bliznik K.M., Kapul’tsevich Yu.G., et al 2010—2012. Cascade mutagenesis: regularities and mechanisms. В кн. Феномен жизни. Избранные труды. Отв. ред. С. Г. Инге-Вечтомов, А. Ф. Цыб. М., Наука 1: 290—312.

Примечания[править | править код]

  1. Laboratory of Radiation Biophysics — History. Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано из оригинала 3 октября 2013 года.
  2. Кафедра биофизики. Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано из оригинала 3 октября 2013 года.
  3. Институт генетики и селекции промышленных микроорганизмов (Москва). Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано 11 июня 2009 года.
  4. Корогодин В. И. // Московские могилы. — Дата обращения: 14.01.2021.
  5. Кафедра биологии ИАТЭ — Преподаватели. Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года.
  6. Оияи:: Лаборатория Радиационной Биологии. Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано 9 ноября 2013 года.
  7. Корогодина, 2010.
  8. Cairns, J. The origin of mutants : [англ.] / J. Cairns, J. Overbaugh, S. Miller // Nature : журн. — 1988. — Vol. 335, no. 6186. — P. 142–145. — doi:10.1038/335142a0. — PMID 3045565.
  9. «Радиационная биология. Радиоэкология». Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
  10. Российская научная комиссия по радиационной защите. Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано 29 октября 2013 года.
  11. Международный союз радиоэкологии. Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано 24 сентября 2013 года.
  12. Международный союз экоэтики
  13. Медаль им. Н. В. Тимофеева-Ресовского. Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано 29 октября 2013 года.
  14. Медаль «Феномен жизни». Дата обращения: 27 сентября 2013. Архивировано 29 октября 2013 года.

Литература[править | править код]

  • Надсон Г. А., Филиппов Г. С., Образование новых резистентных рас микроорганизмов при действии Х-лучей. Радиорасы Sporobolomyces. 1932. Вестник Ретгенол, Радиолог. 10: 275—299.
  • Korogodina VL, Florko B., Osipova LP. 2013. Radiation-induced processes of adaptation: Research by statistical modelling. Springer, Dordrecht
  • Cairns J, Overbaugh J., Miller S. 1988.The origin of mutants. Nature, 335: 142—145.
  • Тимофеев-Ресовский Н. В. 1996. Избранные труды /под ред. О. Г. Газенко и В. И. Иванова. М.: Медицина.
  • Вернадский В. И. 1965. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М.: Наука
  • Корогодина, В. Л. Феномен жизни : Актуальные проблемы биологии в научном наследии В. И. Корогодина : [арх. 19 февраля 2018] // Информационный вестник ВОГиС : журн. — 2010. — Т. 14, № 4. — С. 775–782. — 400 экз.

Ссылки[править | править код]