Сунь Юаньхуа

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сунь Юаньхуа
孫元化
китайский политик, военачальник и военный инженер

Рождение 1581 или 1582 год
Цзядин, Южный Чжили, Минская империя
Смерть 7 сентября 1632(1632-09-07)
Пекин, Минская империя
Отношение к религии католицизм

Сунь Юаньхуа, также известный как Игнатий Сунь[1] (孫元化; 1581 или 1582 — 7 сентября 1632) — китайский государственный и военный деятель империи Мин. Обращенный в католичество, он был протеже Пола Сюя (урожденного Сюй Гуанци). Как и его наставник, он выступал за отражение маньчжурского вторжения путем модернизации китайского вооружения и писал трактаты по геометрии и военной науке под влиянием европейских знаний иезуитов. С 1630 по 1632 год он занимал должность губернатора Дэнглая, минского округа в районе Дэнчжоу и Лайчжоу на севере Шаньдуна. Он был свергнут в результате мятежа Кун Юдэ и Гэн Чжунмина, после чего был арестован и казнен минским правительством за то, что не смог с достаточной жестокостью подавить их восстание.

Имена[править | править код]

Сунь Юаньхуа первоначально носил второе имя — Чуян[1]. После своего обращения он принял имя при крещении Игнатий[1] (португальский: Инасио)[2] в честь святого Игнатия, основателя ордена иезуитов. Затем он принял новое второе имя — Хуодун.

Биография[править | править код]

Китайская иллюстрация XIV века «летящего облака-извержения грома», местной пушки Мин, способной стрелять чугунными бомбами, наполненными порохом (прото-снарядами).

Сунь родился в Цзядине[1], в провинции Южный Чжили (ныне в пределах Шанхая) в 1581[3] или 1582 году[4]. Он сдал провинциальный экзамен Южного Чжили и стал южэнем в 1612 году[1].

Сунь присоединился к Полу Сюю и его соратникам-обращенцам Лео Ли и Майклу Яну в написании мемориалов в поддержку христианства в ответ на резко осуждающие мемориалы, опубликованные Шэнь Цюэ (沈㴶) в 1616 и 1617 годах после того, как он стал заместителем министра Департамента обрядов в Нанкине. В конце концов минский император Ваньли встал на сторону Шэня Цюэ: несколько новообращенных китайцев были заключены в тюрьму; Афонсу Ваньони и Алвару де Семеду, лидеры иезуитов в Нанкине, были заключены в тюрьму, а затем изгнаны; а католические здания в Нанкине были снесены[5].

После захвата Гуаннина (ныне Бэйчжэнь в Ляонине) маньчжурам Сунь Юаньхуа опубликовал два мемориала, пропагандирующие использование пушек европейского типа для защиты столицы, а также северо-восточных границ и перевалов. Он утверждал, что «на данном этапе армия напугана противником. Если мы не будем находиться под прикрытием гарнизонов, наше состояние не будет стабильным [и,] если мы не будем использовать подзорные трубы и отличные пушки, чтобы нанести удар первыми с расстояния 10 ли и более, тогда враг не будет отбит»[6]. Большинство таких военных мемориалов были составлены мандаринами, незнакомыми с войной и состояли из общих банальностей и исторических анекдотов, часто относящихся ко времени династии Чжоу или ранее. Несмотря на общее чувство культурного превосходства и стремление к самодостаточности, что проявляется в том, что современная артиллерия стала широко известна как «красно-варварская пушка», и хотя Сунь провалил имперский экзамен Пекина в 1622 году, его мемориалы привлекли важное внимание военного министерства из-за сила его аргументов и важные и знакомые детали, которые он включил в отношении строительства и использования современных пушек и укреплений. 15 марта 1622 года главный цензор Хоу Чжэньян, работавший в Управлении по проверке персонала, составил мемориал, восхваляющий талант Сунь: «Сунь Юаньхуа… следует срочно нанять для отливки пушек и строительства гарнизонов… Пусть [он] исследует и измерит местность, определит маршрутов, по которым следует следовать, установить платформу [для пушек] на каждом перекрестке, а затем, используя стоимость одной платформы в качестве ориентира для других, входы в перевалы будут безопасными для камней! … Пусть Юаньхуа обучайте тактике генералов и командиров, [поскольку] только люди, которые на самом деле делают пушки, могут научить управлять пушкой»[6]. Хоу был уволен из-за мемориала против Шэнь Цюэ и «партии евнухов», но не раньше, чем его предложения относительно Сунь были претворены в жизнь. Военный министр и главный секретарь Сунь Чэнцзун предложил Сунь Юаньхуа место в аппарате министерства, но согласился с его требованиями взять на себя ответственность в зоне боевых действий, что сделало его «военным комиссаром, ответственным за вооружение на местах»[6]. Однако общая программа модернизации была отложена, когда демонстрация иностранной артиллерии в Пекине в 1623 году пошла наперекосяк и орудие взорвалось, в результате чего погибли португальский артиллерист и трое китайцев[7] . Хотя официальный интерес был сдержанным, он продолжался: Юань Чунхуань начал поддерживать политику Сунь в 1626 году[1].

Около 1627 года в поместье Суня Цзядин состоялась важная встреча, на которой Андреа Палмейро, Сюй, Сунь, Ян и одиннадцать миссионеров-иезуитов планировали будущее христианской экспансии в Китае, включая статус китайских обрядов и то, какое китайское имя следует использовать для обозначения Христианский Бог[8].

После мемориалов Сюй и Ли в 1629 году португальскому капитану Гонсалу Тейшейре Корреа было разрешено перевезти десять артиллерийских орудий и четыре «отличных бомбардировщика» через Китай, чтобы начать обучение войск Мин обращению с пушками европейского типа[9]. Дальнейшие подкрепления были отправлены обратно в Наньчан в провинции Цзянси[10], из-за потока официальных жалоб, когда внезапная болезнь устранила угрозу маньчжурского нападения на Пекин[11]. Торговцы в Гуанчжоу были обеспокоены тем, как бы их особые монополии на португальскую торговлю не были ограничены[11], но в мемориалах Лу Чжаолуна Сунь Юаньхуа особо осуждался из-за его чрезмерно нежного обращения с иностранцами[12].

В 1630 году Сунь получил звание помощника комиссара по надзору Шаньдуна за «глубокое проникновение в стан противника»[13]. Лян Тиндун, военный министр, предложил ему пост губернатора Дэнглая (t登萊, s登莱, Дэнглай) на севере Шаньдуна, но Сунь колебался[13].

Вместо того, чтобы развеять опасения Суня, ему в конечном итоге было приказано занять пост в Дэнчжоу (ныне Пэнлай) с отрядом из 8000 солдат из провинции Ляонин и португальскими инструкторами[13]. Там Сунь работал с Гонсалу и его переводчиком, пожилым иезуитом Жуаном Родригешем, над обучением войск Мин для отражения продолжающегося маньчжурского вторжения. Он также начал производство собственных пушек в португальском стиле[14]. В докладе в столицу Сунь жаловался на беженцев из Ляонина, бежавших в его район сотнями тысяч[3], что они «видели мало войн» и поэтому были «слабыми, лживыми и совершенно ненадежными»[3].

В начале 1631 года[15] корейский дипломат Чон Дывон посетил Дэнчжоу во время путешествия в Пекин по морю, поскольку война заблокировала обычный сухопутный путь из Сеула[16]. Сунь познакомил его с Родригесом[15], чьи интервью и подарки по этому случаю были приписаны появлению западной религии, науки, географии, огнестрельного оружия и юриспруденции в Корее[17][18][19][20].

19 января 1632 года подчинённые губернатора Сунь Кун Юдэ и Гэн Чжунмин подняли мятеж[1]. Оба ранее служили вместе под началом Мао Вэньлуна, минского генерала, казненного за использование своего поста по надзору за Жёлтым морем для поддержки и проведения контрабанды по всему северному Китаю. Вместо того, чтобы немедленно атаковать Куна и Гэна, Сунь попытался договориться о мирном разрешении их разногласий. Это оказалось тщетным, и 11 февраля их войска осадили Дэнчжоу. Когда чуть больше недели спустя город пал, капитан Корреаи ещё одиннадцать португальцев погибли в бою, пятнадцать отделались лишь серьёзными ранениями, а Родригеш выжил, прыгнув с высокой городской стены в море[7]. Кун и Гэн пощадили Суня за проявленную ранее снисходительность, но по той же причине он был затем осужден и арестован правительством Мин[1]. Сюй, несмотря на то, что в настоящее время занимал одни из самых высоких постов в Китае за свою работу по реформированию календаря, не смог добиться помилования посредством мемориалов, оправдывающих Сунь за действия Куна и Гэна. Военный трибунал приговорил его к смертной казни, и вскоре после этого, 7 сентября 1632 года, он был казнен.

Работы[править | править код]

Сунь помогал своему наставнику Полу Сюю в редактировании его учебника по тригонометрии «Принципы прямоугольных треугольников» (t 句股義, s 勾股义, Gōugǔ Yì). Как и Сюй, Сунь также написал свои собственные трактаты по военной науке и геометрии, включив в них европейские знания, представленные их преподавателями-иезуитами[1].

Математические работы включали «Разное по западному обучению» (Сисюэ Цзачжу), «Как заниматься геометрией» (t 幾何用法, s 几何用法, Цзе Юнгфу) и «Западные вычисления» (太西算要, Тайси Суаньяо).

Одной из военных работ была его Цзинву Цюаньбянь. Его «Шедевры в западном стиле» 1632 года (t 西法神機, s 西法神机, Xīfώ Shénji) стали известными[4], пропагандируя использование модернизированных укреплений, а также огнестрельного оружия. Особое впечатление на Сан произвели угловатые бастионы (t 銳角, s 锐角, ruìjiώo) звездных фортов Европы эпохи Возрождения, написав, что «благодаря наклонному бастиону враг удерживается за стенами, и, когда он подвергается нашей атаке, наши орудия не могут достичь такого места, и у врага нет возможности приблизиться». Его усилия по их строительству в 1620-х годах, по-видимому, были нейтрализованы фракционными распрями внутри правительства Мин и сменой ответственных чиновников, однако, и они не получили широкого применения в Китае[4].

Наследие[править | править код]

Кун и Гэн, рассмотрев свои варианты, связали свою судьбу с Хунтайцзи и приобрели известность в рамках созданной ею Цинской империи. Маньчжуры приветствовали свою захваченную артиллерию: несмотря на то, что они продолжали называть их хунъипао, они изменили один из иероглифов имени, сделав их «пушками в красном мундире»[21].

Семьи Сюй и Сунь оставались близкими. Племянница Сунь Юаньхуа госпожа Ван позже вышла замуж за внука Сюй Эрдоу. Подробная биография заместителя главного цензора Сунь была составлена ​​Гуй Чжуаном (1613—1673). Гуй знал внука Сунь Юаньхуа, Сунь Чжими, и написал предисловие к своей книге «Цзянсин Заши» 1671 года[22].

Сунь — трагический главный герой романа[23] Лин Ли «Цинчэн Цинго» 1996 года[24].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Fang, 1943.
  2. Brockey, 2014, p. 231.
  3. 1 2 3 Agnew, 2009, p. 516.
  4. 1 2 3 Andrade, 2016, p. 212.
  5. Lianzhe, 1976, p. 1177.
  6. 1 2 3 Huang, 2001, p. 230.
  7. 1 2 Chan, 1976, p. 1147.
  8. Blue, 2001, pp. 42.
  9. Blue, 2001, p. 44.
  10. Cooper, 1974, p. 345.
  11. 1 2 Cooper, 1974, p. 346.
  12. Huang, 2001, p. 241.
  13. 1 2 3 Huang, 2001, p. 243.
  14. Agnew, 2009, p. 535.
  15. 1 2 Needham & al., 1986, p. 175.
  16. Park, 2000, p. 33.
  17. Choi, 1981.
  18. Choi, 1989, p. 4.
  19. Park, 2000, p. 32.
  20. Huh, 2001.
  21. Andrade, 2016, p. 201.
  22. Huang, 2001, p. 229–30.
  23. Qian, 2016, p. 241.
  24. Ling, 1996.

Источники[править | править код]