Джабала ибн аль-Айхам
Джабала ибн аль-Айхам | |
---|---|
| |
631/632—642/643 годы | |
Предшественник | титул восстановлен |
Преемник | титул упразднён |
Смерть |
645 |
Род | Гассаниды |
Отец | аль-Айхам ибн ан-Нуман (?) |
Отношение к религии | ислам |
Джабала ибн аль-Айхам (ум. в 642/643 году) — последний царь арабского государства Гассанидов в 631/632—642/643 годах, вероятно, сын арабского филарха аль-Айхама ибн ан-Нумана.
Происхождение
[править | править код]Сохранившиеся исторические источники не позволяют установить точное происхождение Джабалы ибн аль-Айхам, поскольку разные авторы по-разному называют имя его деда. Согласно арабскому историку аль-Якуби, отцом Джабалы был аль-Айхам ибн ан-Нуман (таким образом, деда Джабалы звали ан-Нуман), а согласно другому арабскому историку, Ибн Абд Раббихи, дед Джабалы носил имя Абу-Шимр. Современные исследователи, однако, признают несомненным принадлежность Джабалы к роду Гафнидов, к которому принадлежала царская династия Гассанидов[1].
Правление
[править | править код]После ликвидации византийским императором Маврикием единого государства Гассанидов в 582 году отдельные представители династии утвердились в части оазисов и нескольких крепостях бывшего царства и пользовались некоторой автономией. Согласно Иоанну Эфесскому, царство христианских арабов было разделено между пятнадцатью шейхами, некоторые из которых перешли на сторону Сасанидов. История этих политических образований в период с 582 по 629 годы мало освещена источниками, при этом в историографии преобладает мнение, что последние осколки государства Гассанидов были уничтожены персами в ходе вторжения в Палестину в 614 году. Тем не менее, позднейшие арабские источники упоминают нескольких представителей династии Гассанидов времён начала арабских завоеваний, причем последний из них — Джабала ибн аль-Айхам — именуется царём всех византийских («ромейских») арабов, что должно свидетельствовать о том, что после окончания последней персидско-византийской войны император Ираклий I решил восстановить царство Гассанидов[2].
Арабские источники сохранили сведения о посольствах, которые основатель ислама Мухаммед отправлял к правителям соседних государств, включая Гассанидов. Эти посольства к Гассанидам могли иметь место или в конце 628 года, когда завершилась последняя ирано-византийская война, или в первой половине 629 года, когда произошло первое сражение мусульман с византийцами при Муте в сентябре 629 года. Арабский историк Ибн Сад аль-Багдади сообщает, что в 7 году Хиджры (628—629 гг.) было отправлено посольство к Джабале ибн аль-Айхаму, который якобы благожелательно принял посольство Мухаммеда и даже решил принять ислам. Современные исследователи (например, советский востоковед Кривов М. В.) подвергают сомнению правдивость этого сообщения Ибн-Сада, тем более, что во время начавшегося затем арабского завоевания Сирии и Палестины Джабала выступил на стороне Византии. Другой арабский историк, аль-Якуби, считал, что посол Мухаммеда Аммар ибн Ясир был послан не к Джабале ибн аль-Айхаму, а к его вероятному отцу аль-Айхаму ибн ан-Нуману. Вероятно, Ибн-Сад или автора источника, которым он пользовался, просто перепутал более известного Джабалу с его малоизвестным отцом, аль-Якуби же основывался на более достоверной информации. Во всех известиях арабских авторов о посольствах Мухаммеда к Гассанидам фигурирует имя аль-Хариса ибн Абу-Шимра. В частности, Ан-Навави сообщает, что он был царём в области аль-Балка к востоку от Мертвого моря, а аль-Белазури называет Джабалу ибн аль-Айхама его преемником. Если учесть, что одновременно с аль-Харисом существовали и другие гассанидские правители, такие, как аль-Айхам, Шурахбиль ибн Амр и неизвестный «царь Бусры», можно сделать вывод, что власть аль-Хариса не распространялась на всю территорию царства Гассанидов. Вероятно, он был всего лишь наиболее значительным из всех автономных гассанидских правителей, а аль-Белазури, называя Джабалу преемником аль-Хариса, хотел сказать, что вместе со всей территорией Гассанидского царства тот унаследовал и владения аль-Хариса[3].
Первое в истории сражение мусульман с византийцами при Муте в сентябре 629 года закончилось победой Византии, после чего византийское правительство решило, что военная угроза со стороны Аравии устранена и прекратило выплаты своим арабским федератам, в том числе, Гассанидам. Это решение стало серьёзной стратегической ошибкой, поскольку арабские вожди пограничных областей стали массово переходить к мусульманам и уже к осени 630 года пограничные с Аравией пункты Табук, Макна, Айла, Джерба и Азрух находились под контролем Мухаммеда. Согласно арабским историкам Ибн аль-Асиру и ад-Диарбакри даже византийский наместник области аль-Балка Фарва ибн Амр, араб иа племени Джузам, в 10 году Хиджры (19 апреля 631 — 8 апреля 632) добровольно принял ислам. Узнав об этом, византийцы арестовали Фарву ибн Амра и после бесплодных попыток заставить его вернуться в христианство распяли. Не помогло даже обещание византийских властей в награду за отступничество от ислама сделать Фарву царем всех византийских арабов. Этот факт свидетельствует о том, что византийцы в своём стремлении удержать подвластных им арабов от перехода под власть Мухаммеда пошли на уступки арабской знати и решили восстановить вассальное арабское царство. Вероятно, именно после того как им не удалось переубедить Фарву ибн Амра византийцы предоставили царский титул Джабале ибн аль-Айхаму[1].
Провозглашение Джабалы ибн аль-Айхам царем восстановленного государства Гассанидов, вероятно, произошло в 631—632 годах и объективно не могло уже сдержать мусульманскую экспансию, в частности, по причине того что пограничные районы были заняты войсками Мухаммеда еще в 630 году. Воссозданное царство Гассанидов существенно уступало по своим размерам государству аль-Мунзира ибн аль-Хариса в VI веке, а уже в 634—635 годах большая часть восстановленного царства была занята мусульманами. Всё это время Джабала сражался на стороне Византии: в 634 году он командовал войсками византийских арабов в битве при Думат аль-Джендале, а летом 636 года принимал участие в битве при Ярмуке, где византийские войска, в состав которых входили и отряды Джабалы, были наголову разбиты мусульманами[1].
После разгрома при Ярмуке Джабала перешёл на сторону мусульман, во главе которых уже стоял праведный халиф Омар, однако вскоре вернулся под власть Византии. Арабские источники (Ибн Абд Раббихи, аль-Белазури, аль-Якуби и Ибн Кутайба) содержат различные интерпретации причин и обстоятельств его перехода к мусульманам и последующего ухода из под власти халифа. Согласно версии аль-Белазури и аль-Якуби, Джабала в ходе переговоров с Омаром пытался выторговать себе право остаться христианином, но при этом не выплачивать джизью и харадж, а ограничиться уплатой садаката, который платили мусульмане. Когда же халиф Омар отказался предоставить ему эту исключительную привилегию (либо потребовал от Джабалы принять ислам), Джабала вернулся в Византию[4][5].
Примечания
[править | править код]- ↑ 1 2 3 Кривов М. В., 1981, с. 156.
- ↑ Кривов М. В., 1981, с. 154.
- ↑ Кривов М. В., 1981, с. 155—156.
- ↑ Кривов М. В., 1981, с. 156—157.
- ↑ Медников Н. А., 1903, с. 158—159, 499.
Литература
[править | править код]- Кривов М. В. Последние Гассаниды между Византией и халифатом // Византийский временник. — 1981. — Т. 42. — С. 154—158.
- Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. 1 // Православный палестинский сборник. — СПб.: Издательство Императорского православного палестинского общества, 1903. — Вып. 50. — С. 1—935.
- Fayda M. Cebele b. Eyhem (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — 1993. — C. 7. — S. 184—185.