Красота спасёт мир

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Красота спасёт мир» — крылатая фраза из романа Ф. М. Достоевского «Идиот», которую в третьей части пятой главы произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина[1][2]:

Правда, князь [Мышкин], что вы раз говорили, что мир спасет „кра­сота“? Господа, — закричал он [Ипполит] громко всем, — князь утвер­ждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пере­сказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему.Ф. М. Достоевский, «Идиот» (1868)

Князь Мышкин в данных формулировках не рассуждает про красо­ту и только однажды уточняет про Настасью Филипповну, добра ли она: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!».

В контексте «Идиота» принято говорить в первую очередь о силе внутренней красоты — именно так толковать эту фразу предлагал сам писатель. Во время работы над романом он писал поэту и цензору Аполлону Майкову, что поста­вил себе целью создать идеальный образ «вполне прекрасного человека», имея в виду князя Мышкина. При этом в черновиках романа есть следующая за­пись: «Мир красотой спасется. Два образчика красоты», — после чего автор рассуж­дает о красоте Настасьи Филипповны. Для Достоевского поэтому важно оце­нить спасительную силу как внутренней, духовной красоты человека, так и его внешности. В сюжете «Идиота» можно найти отрицательный ответ: красота Настасьи Филипповны, как и чистота князя Мышкина, не делает жизнь других персонажей лучше и не предотвращает трагедию[3].

Ф. М. Достоевский в своем толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта, говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное — это символ морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость убьет…»[4]. Позже, в романе «Братья Карамазовы» (1880), герои снова заговорят о силе красоты. Брат Митя уже не сомневается в её спасительной силе: он знает и чувствует, что красота способна сделать мир лучше. Но в его же понимании она обладает и разрушительной силой. А мучиться герой будет из-за того, что не понимает, где именно пролегла граница между добром и злом.

Прокопьева М. Ю. отмечает: «Ф. М. Достоевский же провозглашает Красоту как норму и как здоровье, как „спасающую“ силу, как идеал. Но только „здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что когда умрёт совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир“[5]»[6].

Примечания[править | править код]

  1. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
  2. Владимир Рецептер: Красота - это не одноразовый шприц. Российская газета. Дата обращения: 18 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  3. Главные цитаты Достоевского • Arzamas (рус.). Arzamas. Дата обращения: 18 ноября 2021. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  4. Достоевский сегодня. По ком плачет младенец. . . материалы международной научно-практической конференции // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2012. — № 2. Архивировано 18 ноября 2021 года.
  5. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т.6. — с. 234.
  6. Прокопьева Марина Юрьевна. Мир спасет красота // Вестник Курганского государственного университета. — 2013. — № 4 (31). Архивировано 18 ноября 2021 года.