Людвиковский, Вадим Николаевич

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Вадим Людвиковский
Кадр из фильма-концерта «Весёлые звёзды», 1954 год
Кадр из фильма-концерта
«Весёлые звёзды», 1954 год
Основная информация
Дата рождения 23 апреля 1925(1925-04-23)
Место рождения Курск, СССР
Дата смерти 10 декабря 1995(1995-12-10) (70 лет)
Место смерти Москва, Россия
Страна  СССР
Профессии дирижёр, композитор
Инструменты фортепиано
Жанры джаз, свинг
Коллективы Концертный эстрадный ансамбль Гостелерадио СССР
Награды Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Вади́м Никола́евич Людвико́вский (23 апреля 1925, Курск — 10 декабря 1995, Москва) — советский джазовый дирижёр, композитор, аранжировщик. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995).

Людвиковский приобрёл международную известность как один из наиболее прогрессивных бэндлидеров Советского Союза, популяризатор свинга и оркестровой джазовой музыки в СССР.

Рос в семье музыканта-дирижёра, руководителя военного ансамбля. Играл с 4-х лет, в 5 лет начал сочинять музыку. В 8-летнем возрасте играл на рояле, кларнете, гобое. В 1941 году он окончил Курское музыкальное училище. Впоследствии, в 1949—1953 годах, Людвиковский учился в Ленинградской консерватории по классу композиции у В. Пушкова.

С 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны, выступал с ансамблем Минского военного округа, делал для него свои первые аранжировки. Карьера дирижёра началась в конце войны в Государственном джаз-оркестре Белоруссии, которым руководил основоположник белорусского джаза, один из пионеров свинга в СССР Эдди Рознер. Оркестр стал хорошей школой профессионального мастерства для молодого музыканта, а с Рознером оказались связаны многие дальнейшие эпизоды судьбы Людвиковского.

После ареста Рознера в 1946 году и роспуска Госджаза Белоруссии в 1947 году Людвиковский был приглашён в Государственный эстрадный оркестр РСФСР под руководством Л. Утесова, где работал в 1948—1958 годах в качестве музыкального руководителя, дирижёра и пианиста. Он инструментовал программы-обозрения «От всего сердца» (1949), «И в шутку, и всерьез» (1953), «Серебряная свадьба» (1954), «Только для друзей» (1956), «Песня — наш спутник» (1958). Людвиковский старался модернизировать звучание утесовского коллектива, приблизить его к джазу насколько возможно. Такие эксперименты не всегда встречали понимание и адекватную поддержку руководителя оркестра. Однако Людвиковскому удалось подготовить две беспрецедентные по тем временам премьеры: инструментальную джазовую программу для 1-го Московского варьете (1955, гостиница «Советская») и исполнение Концерта для кларнета и джаз-оркестра Арти Шоу.

В середине 1950-х годов Людвиковский выступил инициатором записей программ отечественной легкой и танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого таких композиторов, как Андрей Эшпай, Арно Бабаджанян, Игорь Якушенко, Андрей Петров. В своих аранжировках, впечатлявших монументальным, динамичным и полнозвучным стилем, Людвиковский ориентировался на свинговые и симфоджазовые идиомы. Легендарными стали концерты и записи, во время которых Людвиковский-дирижёр аккомпанировал Гарри Гольди — первому исполнителю джазовых стандартов в СССР на языке оригинала, Николаю Щукину («Вернись»), Ружене Сикоре («Здравствуй, весна»), Капиталине Лазаренко («Песня Наташи»), Нине Дорде («Майское утро»), Людмиле Гурченко («Пойми»), Владимиру Трошину («Почему, отчего»), Александре Коваленко и др. Большую популярность получила также аранжировка пьесы Джо Бишопа «Голубой прелюд», сделанная Людвиковским для новых программ московского оркестра Эдди Рознера. Людвиковский проявил себя как первоклассный дирижёр и аранжировщик, пропагандируя в эти годы, наряду с Рознером, традиционный оркестровый джаз и близкую джазу лёгкую эстрадную музыку.

В 1966—1973 годах Людвиковский — художественный руководитель и дирижёр Концертного эстрадного ансамбля Гостелерадио, ставшего одним из наиболее выдающихся явлений биг-бэндовой сцены в СССР конца 1960-х годов. Костяк оркестра составили молодые музыканты, большая часть которых впервые заявила о себе в 1950-х годах в джаз-оркестрах Ю. Саульского, И. Вайнштейна, оркестром Рижской филармонии, успела поработать с Олегом Леонидовичем Лундстремом и Эдди Рознером. Среди них были блестящие джазовые солисты: саксофонисты и аранжировщики Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Алексей Зубов, Виталий Долгов, трубачи Константин Носов, Герман Лукьянов, Владимир Чижик, тромбонист Константин Бахолдин, пианист Борис Фрумкин, ударник Александр Гореткин, басист Адольф Сатановский, а также другие первоклассные сайдмены — Леонтий Черняк (бас-тромбон), Георгий Албегов (саксофон), Виктор Мотов (тромбон). Многие пробовали свои силы в области композиции. Оркестр обращал на себя внимание высочайшей исполнительской культурой, глубоким знанием джазового языка, был творческой лабораторией, записал на пластинки произведения многих мастеров советской джазовой и эстрадной музыки (включая авторские сочинения самих участников коллектива, в том числе и Людвиковского), гастролировал по стране и за рубежом, выступал на джазовых фестивалях в Москве (1966, 1967), Праге (1967), Варшаве (1968), участвовал в озвучивании фильма «Джентльмены удачи» и цикла телепередач «Кабачок „13 стульев“», музыка в исполнении оркестра использовалась в саундтреках первых выпусков мультфильма «Ну, погоди!», а также в звуковом оформлении сатирической грампластинки «Весёлые гости».

В 1972 году Людвиковский дирижировал в Праге джаз-оркестром Чехословацкого радио и записал пластинку инструментальной музыки отечественных авторов.

В начале 1970-х годов для больших джазовых (эстрадных) оркестров в Советском Союзе вновь настали сложные времена. Ряд известных коллективов был под разными предлогами расформирован или перепрофилирован. В январе 1973 года биг-бэнд в Москве, которым руководил дирижёр, был распущен приказом руководства Гостелерадио, сам Людвиковский уволен.[1] Теодор Ефимов вспоминал об этом:

Лапин приложил руку <…> к расформированию оркестра Людвиковского. Это такой был джаз! Поводом послужило, что Людвиковский справлял малую нужду на улице и милиция его арестовала. Мало того, что расформировал, так ещё и приказал все записи размагнитить. Записи этого оркестра остались только у тех композиторов, которые писали для этого оркестра[2].

Тогда же Эдди Рознер покинул Советский Союз (вернулся в Германию). Из остатков оркестра Людвиковского был впоследствии собран ансамбль «Мелодия» (руководители в разное время — В. Чижик, Г. Гаранян, Б. Фрумкин) при одноимённой фирме звукозаписи. Некоторые музыканты ушли в оркестр Всесоюзного радио к Юрию Силантьеву.

Сам же Людвиковский после роспуска своего оркестра фактически оказался не у дел и был вынужден заняться исключительно композиторской деятельностью. В декабре 1995 года его нашли замёрзшим на одной из московских улиц. Кремирован, прах (по завещанию Людвиковского) развеян над любимой Москвой[источник не указан 104 дня].

Творчество

[править | править код]

Авторству Людвиковского принадлежат сочинения, которые исполнялись и записывались на пластинки отечественными и зарубежными оркестрами и исполнителями. Писал также песни, музыку для театра и кино.

Инструментальные пьесы:

  • Цветы для москвичей
  • Знойный полдень
  • День рождения оркестра
  • Акварель
  • Я спешу
  • Прелюд cis-moll
  • Лирическая фантазия
  • Веселый карнавал
  • Беспокойные тромбоны
  • Хоровод
  • Это твой вальс
  • Весёлый вечер

Песни:

  • Майское утро (сл. В. Драгунского, 1957)
  • Не пришла ещё весна (сл. Г. Регистана, 1957)
  • Новый год (сл. Б. Брянского, 1959)
  • Солнцу навстречу (сл. А. Досталя, 1960)
  • Не сердись (сл. А. Досталя, 1967)
  • Солнце в окне (сл. В. Орлова, 1968)

Фильмография

[править | править код]
  • В 2019 году Курскому джаз-оркестру присвоено имя Вадима Людвиковского[3]
  • В Курске установили памятник Вадиму Людвиковскому[4]

Примечания

[править | править код]

Литература

[править | править код]