Нузуп-мингбаши

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нузуп-мингбаши
чагат. يوسف منغباشي
кирг. Нүзүп миңбашы
1842 — 1843
Предшественник Гадай-бай
Преемник Шади-датка
Амир-и лашкар (главнокомандующий)
1842 — 1842
Предшественник Абд ар-Рахман-бек
Преемник Малла-бек
Наместник Маргилана
1842 — 1843
Предшественник Шади-датка
Преемник Утамбай-кушбеги
Кушбеги
1842 — 1842
Предшественник Бахадур
Преемник Мухаммад-Назар
Парваначи
1842 — 1842
Предшественник Мухаммад-Назар
Преемник Рахимкул Хуканди

Рождение 1794(1794)
Аксыйский район
Смерть 1844(1844)
Коканд
Род кырк-огул (кирг. кырк уул)
Отец Эсенбай
Дети Берди-ходжа
Отношение к религии ислам суннитского толка
Военная служба
Годы службы 18421844
Принадлежность Кокандское ханство
Звание Мингбаши
Командовал Армия Кокандского ханства
Сражения
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Нузуп-мингбаши (чагат. يوسف منغباشي‎, кирг. Нүзүп-миңбашы, также Юсуф-мингбаши; 1794 – 1844, Коканд) — кокандский государственный, политический и военный деятель.

Биография[править | править код]

Нузуп родился в 1794 году в селе Афлатун Джалал-Абадской области Аксыйского района. Отец Нузупа Эсенбай был даткой в Кокандском ханстве, он был уважаемым и влиятельным человеком. Деда и прадеда Нузупа-мингбаши звали Эшбото и Кожомкул. Они происходили из рода Кырк-огул (кирг. Кырк уул) племени Саруу[1].

Юсуф Мингбаши был шурином Шерали-хана[2] По данным Наливкина, Шерали-хан привез Юсуфа из Таласа в Коканд, где он был назначен на должность мингбаши[3]. В источниках известен как «Юсуф-мингбаши» или «Юсуф киргиз мингбаши»[2][4].

Должность Мингбаши[править | править код]

Мингбаши (или минбаши) – высшее звание в Кокандском ханстве, второе лицо после хана. Представитель узбекской[5] династии минг Шерали был приглашен кокандской знатью занять кокандский престол в 1842 году и был совершен обряд восхождения на престол.[6] За его поддержку Шерали назначает Нузупа на должность мингбаши и предводителем войск. Хан первым делом старался укрепить своё положение и вскоре утверждается новая администрация. Местные феодалы и киргизские родоправители получают ярлыки – грамоты, определявшие власть[7].

Изгнание бухарцев из Ферганы[править | править код]

В весной 1842 года бухарский эмир Насрулла со своим войском вторгся в Ферганскую долину, осадил и захватил Коканд. После чего бухарцы грабили город в течение 4 часов, Мадали-хан был казнён вместе со своими близкими. Эмир оставил в Коканде своим наместником узбека из рода мангытов Ибрагима Хаял-парваначи. Целое государство было превращено в бухарскую провинцию. Наместник сразу же обложил население новыми налогами, бухарцы бесчинствовали и разоряли население. Это вызывало недовольство ферганцев.

Этими событиями воспользовались киргиз-кыпчакские феодалы, использовав ситуацию всеобщего недовольства бухарцами, они решили возвести именно своего ставленника и пригласили с Таласа Шерали-хана, считая, что он станет послушной марионеткой. В мае в Талас выехал Нузуп, в своё время он был мингбаши при Мадали-хане, но затем поставлен хакимом Маргилана. Теперь Нузуп решил вернуть своё прежнее влияние и положение при ханском дворе, способствовав возвышению Шерали. В июне Шерали попал в Фергану, вместе с ним пришли отряды таласских киргизов под руководством Сеид-Али-беком и другими киргизскими военачальниками.

В районе Кара-Суу стали стекаться киргиз-кыпчакские отряды. С соблюдением всех традиционных обрядов, 50-летнего Шерали подняли на белом войлоке и провозгласили ханом возле мазара Сафид-Булан. Отсюда киргиз-кыпчакское войско во главе с Шерали-ханом идёт в наступление на Коканд, захватывая по пути крепости, селения и города. Наместник Бухары бежит из Коканда, а войско Шерали вступает в город, а киргиз-кыпчакские сподвижники становятся ближайшими сановниками и советниками хана. Нузуп снова становится мингбаши[7][8].

Взятие Ташкента[править | править код]

Когда попытки вернуть Ташкент Кокандскому ханству дипломатией оказались тщетными, туда отправили войско из кыпчаков, тюрков и сартов под руководством Нузуп-мингбаши и Малла-бека.

Войско пройдя через Кендыр-диван, в местности Уйшун и Кереучи, штурмом взяло и разорило крепость Бука, где вместе с родом тама укрывались 1000 сторонников бухарского эмира, которые позже бежали в Ташкент.

В Ташкент послали лазутчиков с целью выяснить позицию городской верхушки города. Ночью городская верхушка Ташкента отправила посланника с ответным посланием о готовности поддержать ферганцев, чтобы «устранить... степняков-казахов». Получив это известие, кокандцы вышли к Той-апе и остановились в Кавардане. Аталык Ташкента, полагался на казахское племя санчкылы, с войском Ташкента и казахов перешёл реку Салар. Кокандцев и казахов отделяла река Чирчик.

На утро, кокандцы форсировали реку и ввязались в бой, выдвинув вперёд стрелков, за которыми находились главные силы, состоявшие из кавалерии. Казахское войско бежало, не устояв перед огнём стрелков. Атака кокандской конницы обратило в бегство ташкентское войско. Ташкент был взят, через несколько часов кокандцы нашли укрывшегося в арке Ташкента аталыка. Победители утвердили городскую знать, аксакалов селений, биев кочевников. После месячного отдыха кокандское войско вернулось в Фергану[9].

Смерть[править | править код]

Когда независимость Кокандского ханства была восстановлена и ушла угроза со стороны Бухарского эмирата, в Коканде возникла напряжённая ситуация в связи с претензией кочевников на руководящие роли. В 1842-1843 годах отчётливо обозначилось «неустойчивое равновесие» трёх партий:

  1. киргизы и часть ханских родственников во главе с Юсуф-мингбаши[10];
  2. кыпчаки во главе с Мусульманкулом;
  3. оседлые жители во главе с таджиком[11] Шади[10].

Борьба с кипчаками привела к тому, что Юсуф-бек Мингбаши добился подписания Шерали-ханом документа, дающего ему право расправиться с недовольными кипчаками. И только посредничество Шади-бика предотвратило столкновение[12].

Юсуф мингбаши был казнён в августе или сентябре 1843 года[13]. По другим данным он был казнён по инициативе Шады бека в 1844 году[12].

Нузуп в искусстве[править | править код]

  • Известный киргизский писатель Тологон Касымбеков в 1971 году издал исторический роман «Сломанный меч», в котором Нузуп был одним из главных героев.

Нузуп-мингбаши упоминался во многих источниках кокандской историографии, в основном, в положительном лице[14].

  • Ансаб ас-Салатин ва Таварих ал-Хавакин
  • Анджум ат-Таварих
  • Мукаммал-и Та'рих-и Фаргана
  • Та'рих-и Джадида-йи Ташканд
  • Тухфат ат-Таварих-и Хани
  • Та'рих-и Фаргана
  • Фаргана Ханлари Тарихи

Примечания[править | править код]

  1. Назигул Конколоева, Гульназ Чыныкеева. НҮЗҮП БИЙДИН БЕЙНЕСИ – ЭЛДИК КОШОКТОРДО (киргиз.) // Вестник Ошского государственного университета. История. — 2022-12-28. — Вып. 1. — Б. 48–55. — ISSN 1694-867X. — doi:10.52754/1694867X_2022_1_6.
  2. 1 2 Бабаджанов Б. М., Кокандское ханство: власть, политика, религия. Токио-Ташкент, 2010, с. 206.
  3. Наливкин, В. Краткая история Кокандского ханства. Казань, Типография Императорского Университета. 1886. С. 151.
  4. Набиев Р. Н. Из истории Кокандского ханства. Ташкент: Фан, 1973.
  5. Bosworth C. E. The new Islamic dynasties. A chronological and genealogical manual. N.Y., 1996. Р. 295
  6. Levi, Scott C. The Rise and Fall of Khoqand, 1709-1876: Central Asia in the Global Age. University of Pittsburgh Press, 2017. p.161
  7. 1 2 Sergey Abashin. Плоских В. М. Киргизы и Кокандское ханство. Фрунзе, 1977.
  8. Sergey Abashin. Наливкин В. Краткая история Кокандского ханства. Казань, 1886.
  9. Sergey Abashin. Бейсембиев Т. К. "Та'рихи-и Шахрухи" как исторический источник. Алма-Ата, 1987.
  10. 1 2 Бейсембиев Т. К. Та'рих-и Шахрухи как исторический источник. — Алматы: Наука Казахской ССР, 1987. — С. 22. — 202 с.
  11. Набиев Р. Н. Из истории Кокандского ханства. Ташкент: Фан, 1973, с. 35.
  12. 1 2 Бабаджанов Б. М., Кокандское ханство: власть, политика, религия. Токио-Ташкент, 2010, с. 207.
  13. Beĭsembiev, T. K. "Annotated Indices to the Kokand Chronicles." 2008, p. 515.
  14. Sergey Abashin. Бейсембиев Т.К. Кокандская историография. Исследование по источниковедению Средней Азии XVIII-XIX веков. Алматы, 2009.